Top.Mail.Ru
12 июля 2012 15:42
История Удмуртии

«Лыжи Кулаковой» укоротили, чтобы не ставить авиационные огни

Может ли упасть монумент? Где теперь студентка, которая позировала для скульптур на монументе? Читатели газеты «Центр» помогли отыскать новые подробности создания монумента Дружбы народов.

архив редакции
архив редакции

Материал, посвященный 40-летию монумента Дружбы народов, вызвал множество откликов от читателей. Ижевчане подсказали, где можно поискать новые подробности истории создания монумента. И мы их нашли, за что всем откликнувшимся большое спасибо.

Монумент мог быть выше на 6 метров

Мы уже писали, что монумент укоротили. Но никто из наших экспертов не смог вспомнить почему. Предположили, что из-за сокращения финансирования. Оказалось - нет.

- Мы уже начали строить, когда проект был изменен - убрали один горельеф, а монумент укоротили, - рассказывает Вячеслав Николаевич Текунов, почетный строитель России, заслуженный строитель Удмуртии, в прошлом - генеральный директор Монтажного управления № 23 «Спецстальконструкция». - Сначала предполагалось, что высота его будет 52 метра, но на сооружениях выше 50 метров обязательно должны стоять предупреждающие огни. Это было требование авиации СССР. Но вы представляете, как бы выглядел монумент, если б на его верхушку водрузили стойку с красным фонарем? Было решено убрать один горельеф, и монумент стал 46-метровым. Так что дело было вовсе не в деньгах. Во времена СССР было так: если стройка утверждена, значит, и деньги на нее выделены в полном объеме.

По словам Вячеслава Николаевича, строили «Лыжи» ярус за ярусом. Сначала ставили прочнейший каркас из арматуры, потом к нему приваривали листы нержавеющей стали, которые одновременно служили и облицовкой монумента. В пустое пространство заливали бетон.

- Наша организация «нержавейку» в таких объемах не делала, и мы обратились на «Ижмаш», там ее производство шло полным ходом, - вспоминает Текунов. - У них была отработана технология сварки нержавеющей стали, поэтому контроль за плотностью и качеством швов вели специалисты их сварочной лаборатории. Швы мы потом зачищали и обрабатывали. Листы были промаркированы, чтоб мы точно знали, куда какой ставить. Я даже марку стали до сих пор помню.

1972 год. Монумент Дружбы народов почти закончен.
Автор фото - Марк Анатольевич Томилов (фото из личного архива С.Н. Селиванского).

Золото наносили прямо на стройплощадке

Если на нижних ярусах заливать бетон внутрь монумента было делом довольно простым, то на высоте эта задача превращалась в настоящий подвиг, ведь бетононасосов тогда не было.

- На площадке работали два башенных крана, - рассказывает Вячеслав Николаевич. – На грузовике привозили раствор, в специальных мульдах кран его поднимал наверх. Там на строительных лесах стояли люди, они принимали емкости и заливали бетон внутрь монумента. Потом туда опускали на длинном стержне специальный «вибратор», который выгонял из раствора пузырьки воздуха.

На стройплощадку привезли горельефы, которые нужно было украсить сусальным золотом.

- Горельефы положили прямо на площадке, а над ними построили временные навесы. Внутри этих навесов работали мастера, которые наносили на скульптуры сусальное золото, привезенное представителем Госбанка, а на площадке дежурила милиция. Составлялись акты, сколько золота было использовано. Как оно наклеивалось, я не видел - под навесы никого не пускали, но когда краном эти навесы сняли, стало видно, что вся окантовка у горельефов золотая.

 
Ижевчанка Алевтина Аникина, которой в 70-х было около 20 лет, идеально соответствовала требованиям для создания скульптуры, олицетворяющей Удмуртию (на монументе она стоит слева).

Кто послужил моделью для одной из скульптур?

Благодаря нашим читателям мы нашли и ту студентку худграфа, которая послужила прототипом для создания образа Удмуртии. Именно ее лицо повторил скульптор Александр Бурганов, когда делал горельеф «Равенство», венчающий монумент.

Это Алевтина Васильевна Аникина – супруга знаменитого удмуртского скульптора Анатолия Аникина, автора памятника Кузебаю Герду, который установлен напротив Национального музея (Арсенал). Она работала преподавателем в педагогическом колледже, сейчас на пенсии.

- Мне было 19 лет, я училась на третьем или четвертом курсе худграфа УдГУ, - рассказывает Алевтина Васильевна. - У нас шло занятие, и вдруг меня вызывают к преподавателю, Петру Садофьевичу Семенову. Он мне объяснил, что приехал известный скульптор из Москвы Александр Николаевич Бурганов, который будет делать монумент, и для одной из скульптур ему нужна модель. Я тогда обрадовалась, что меня на целую неделю деканат освободил от занятий.

Как вспоминает Алевтина Васильевна, Бурганов работал с ней в мастерской Семенова по пять-шесть часов в день. Позировала девушка сидя, потому что скульптор лепил из глины только ее лицо.

- Мы почти не разговаривали, разве что во время перерывов. Очень тактичный мужчина, интеллигентный, приятный. В него легко можно было влюбиться, но я почему-то не влюбилась, - смеется Алевтина Васильевна. -  Наверное, потому что понимала: передо мной настоящий мэтр, стеснялась его. А он, кстати, меня всю эту неделю кормил, хотя я его и не просила. Но студенты же вечно голодные. Мы ходили в кафе, а в последний день даже отправились в ресторан «Ижевск». Это было вечером, перед самым закрытием. Мы поели на скорую руку и попрощались. Не подумайте ничего, отношения были чисто деловыми!

На вопрос, почему выбрали именно ее, Алевтина Васильевна пожимает плечами:

- Наверное, типаж подошел. У меня есть удмуртские корни, хотя я наполовину русская. Помню, когда Александр Николаевич закончил, спросил меня: «Похожа?». Я говорю: «Похожа, но зачем это сходство? Вы же ее на такую высоту поместите, никто не увидит». А он мне в ответ: «История увидит».

Как признается Алевтина Васильевна, когда ей сказали, что она будет олицетворять всю Удмуртию, почувствовала и гордость, и ответственность. Но потом почти никому об этом не рассказывала. Разве что студентам педколледжа, если к слову приходилось. Аникина преподавала историю культуры удмуртского народа, и монумент был одной из тем курса.

- Я каждый год на набережной бываю, вот и нынче там постояла, посмотрела. Ой, думаю, как высоко я забралась! Зимой мерзну, летом жарко, - смеется Аникина.

Как рассказала Алевтина Васильевна, никакого вознаграждения за свою работу она не получила.

- Работа с известным скульптором, да еще и освобождение от занятий - это и есть лучшее вознаграждение, - сказала Аникина. 

«Лыжи Кулаковой» укоротили, чтобы не ставить авиационные огни
«Лыжи Кулаковой» укоротили, чтобы не ставить авиационные огни
Возможно, проектируя «Навеки с Россией», А. Н. Бурганов вдохновлялся зданием Совета экономической взаимопомощи в Москве.
Фото: synthart.livejournal.com
Еще одно архитектурное сооружение, напоминающее внешне  «Лыжи Кулаковой», - капелла св. Николая в Хорватии.
Фото: mw2.google.com

Проверка слуха

Правда ли, что монумент может упасть?

Несколько лет назад появлялись слухи, что монумент может упасть - якобы при расчетах была допущена ошибка. Так ли это, мы спросили заслуженного строителя Удмуртии Михаила Дмитриевича Дранникова. Он тогда руководил строительным управлением № 11 треста № 17, который выступил генподрядчиком строительства монумента.

- Монумент не может упасть, - заверил нас Михаил Дмитриевич. - У него очень прочный бетонный фундамент, в основании которого до сотни свай. Арматура, составляющая «костяк» памятника, уходит под землю больше чем на 4 метра. Еще до того, как начали строить фундамент, на этом месте работали геологи - они выяснили, какой там грунт, сколько понадобится свай, какой они должны быть длины. Сам проект прошел экспертизу в Центральной строительной лаборатории, да и во время строительства все контролировалось очень строго.