В 1958 году республика отмечала 400-летие добровольного вхождения в состав России. Тогда же встал вопрос о сооружении монумента, который бы стал символом дружбы удмуртского и русского народов.
- В 60-е годы дорожала нефть, и наша республика на общем фоне стала выглядеть не хуже других, - вспоминает Петр Садофьевич Семенов - заслуженный художник России, народный художник Удмуртии, лауреат Государственной премии Удмуртии, профессор УдГУ, а тогда председатель Союза художников Удмуртии. - Монументальное искусство стремительно развивалось, и памятники в городах и селах республики - в основном в честь воинов, павших в Великой Отечественной войне, - стали появляться один за другим.
Так что сооружение монумента было лишь вопросом времени. Тем более что в 1957 году был заложен первый камень в основание монумента Дружбы в соседней Башкирии.
- Я обратился с инициативой к первому секретарю обкома партии Воробьеву, - вспоминает Аркадий Федорович Завойских, заслуженный работник культуры РСФСР и Удмуртии, ветеран войны. - Сам я тогда был в должности заместителя председателя совета министров Удмуртии, курировал всю социальную сферу, в том числе и культуру. К тому же возглавлял оргкомитет празднования 400-летия присоединения Удмуртии к России. На местном уровне мою инициативу поддержали, и мы обратились в Москву, к председателю правительства Полянскому. Действовал я через его зама – Кочемасова. В Москве нам дали добро.
В 1958 году, в рамках празднования, на Центральной площади был заложен символический камень. Ижевские старожилы еще помнят, как к нему водили школьников – на экскурсии. Лежал он примерно в том месте, где сейчас находится Доска почета.
К проектированию монумента приступили только в конце 60-х. Строительство началось летом 1970 года, приурочили возведение будущего символа города к 50-летию автономии Удмуртии. Торжественное открытие «Навеки с Россией» состоялось 26 июня 1972 года.
Монумент хотели поставить при въезде в город
- Надо было решить вопрос, каким будет монумент, - воспоминает Аркадий Федорович. - Дали задание нашим архитекторам. Я обратился к Семенову, он тогда возглавлял местный Союз художников. Удмуртские скульпторы начали работать, но их проект одобрения не получил.
Семенов вспомнил один из проектов, который предложили местные скульпторы, но комиссия его забраковала. Проект по форме напоминал сдвоенное пишущее перо, символизирующее оба народа, но при этом получалось, что один из народов представлен меньшей частью скульптуры, что было бы, на взгляд Петра Садофьевича, не совсем справедливо. Кроме того, кто-то из местных архитекторов предложил поставить монумент так, чтобы при въезде в город со стороны Глазова его было видно издалека.
В итоге было решено: без помощи со стороны не обойтись. Был объявлен творческий конкурс.
- Скульптор Володя Табах, работавший в Ижевске, для участия в конкурсе пригласил своего учителя из Москвы - Александра Бурганова, - рассказывает Петр Садофьевич. - С него-то все и началось. Он тогда уже был настоящим профессионалом, и уровень у него, честно признаться, все-таки был повыше, чем у местных. Это его идея - сделать две поднимающиеся к небу стелы, символизирующие два народа, живущие рядом.
Была создана творческая группа, куда вошли архитектор Роман Топуридзе, скульптор Александр Бурганов, инженер Евгений Бисноватый и удмуртские художники и скульпторы - Петр Семенов, Семен Кузьмин и Владимир Табах.
Монумент укоротили и упростили
Для монумента было выбрано такое место, чтобы привязать его зрительно к зданию завода и глади Ижевского пруда. Монумент должен был стать частью широкого бульвара-эспланады, спускающегося от Центральной площади к пруду. Как признается Петр Садофьевич, он с таким выбором был не совсем согласен. Художник хотел, чтоб лицевая сторона памятника была обращена не к пруду, а к городу.
- У меня даже картина есть, я на ней изобразил День города, праздничные гуляния. Но монумент повернул наоборот - лицом к городу. Часто людей потом спрашивал, показывая картину: в чем тут ошибка? Никто сразу догадаться не мог! - смеется Семенов.
Сначала предполагалось, что монумент будет выше. Сейчас высота монумента - 46 метров, на нем три скульптурные композиции: «Мир», «Труд» и «Равенство». Четвертая, символизирующая современность, в окончательный эскиз просто не влезла, из-за того, что высоту монумента в последний момент немного урезали. По версии Семенова, в целях экономии и, возможно, еще и исходя из каких-то технических требований. Официальной причины в архивах нам найти, увы, не удалось.
Кроме того, как говорит Семенов, изначально в проект были включены две дополнительные невысокие стелы, которые составляли бы с монументом единое целое. Предполагалось, что они будут украшены цветными мозаиками из смальты, посвященными истории Удмуртии. Но, несмотря на то, что чертежи были утверждены в Москве, денег на сооружение стел в итоге не хватило.
- Там история была, - вспоминает Семенов. – Наш архитектор Орлов построил ДК «Металлургов», сейчас это «Ижсталь», и попросил Бурганова сделать для него горельеф. А когда тот был готов, местный корреспондент решил написать об этом статью. Ну, и случайно лишний ноль поставил, когда писал, сколько было потрачено драгметаллов на эту скульптуру. Косыгин прочитал и взбеленился. Мол, Удмуртия не такой богатый край, чтоб разбрасываться деньгами! Может, поэтому еще денег не дали.
Эскиз поднимали в небо на вертолете
- Мы когда проектировали, долго жили все вместе в Москве, - вспоминает Петр Садофьевич. - Утверждали проект тоже в Москве, причем утвердили далеко не с первого раза. Одному чиновнику казалось, что слишком высокий будет монумент, другому - что горельефы не слишком образные (горельеф – изображение, выступающее над плоскостью фона больше, чем на половину своего объема, напротив, у барельефов изображение выступает меньше, чем наполовину). Даже когда эскиз был готов окончательно, чиновники из министерства сказали: пока ставить не будем, давайте посмотрим, как это будет выглядеть в натуральную величину.
Ижевские художники на огромном полотне масляной краской нарисовали эскиз монумента - получился так называемый «примерочный макет». Потом полотно подняли над землей с помощью вертолета. Чиновники посмотрели на него с земли и тогда уже утвердили эскиз окончательно. По документам, этот «смотр» проходил 12 июня 1970 года.
Моделью стала ижевская студентка
- Когда монумент сооружали, я уже работал министром культуры и входил в комиссию, курировавшую все работы, - рассказывает Аркадий Федорович Завойских. - Председателем комиссии был Потапов, зампредседателя Совмина Удмуртии. Когда монумент устанавливали, то народ не пускали к нему ближе, чем на 20 метров. Там же техника работала, могло что-то упасть.
Так называемые пилоны - вертикальные конструкции - делали из железобетона, генподрядчиком выступил ижевский «Промстройтрест». Сверху эти пилоны облицованы нержавеющей сталью. А вот горельефы изготовили на Экспериментальном скульптурно-производственном комбинате Московского отделения Художественного фонда РСФСР. Выполнены они из кованой меди, покрыты позолотой. Автором композиции «Труд», изображающей кузнеца, стал наш земляк Семен Кузьмин. Авторство остальных горельефов, включая те, что с надписями «СССР» и «Удмуртская АССР», принадлежит Александру Бурганову.
- Там, на монументе, они кажутся маленькими, - смеется Петр Садофьевич. - А когда их выгрузили из вагона, то оказалось, что они ого-го какие большие! Кстати, моделью для обеих девушек в композиции «Равенство» - русской и удмуртской – послужила студентка худграфа УдГУ.
К сожалению, нам так не удалось выяснить, как ее зовут и где сейчас девушка.
«Лыжи Кулаковой» против «штанов Сысоева»
Когда монумент открывали, устроили целый праздник - с гуляньями и оркестром. Официальное название монумента - «Навеки с Россией», называли его и просто монументом Дружбы народов. Но ижевчане почти сразу нашли для нового памятника меткие прозвища. Причем поначалу даже два - «лыжи Кулаковой» и «штаны Сысоева». Петра Сысоева, тогда занимавшего пост председателя Президиума Верховного Совета Удмуртской АССР, ижевчане вспоминают в основном добрыми словами. Но это прозвище не прижилось.
Галина Кулакова к тому времени уже была живой легендой, к тому же как раз накануне открытия монумента, в феврале 1972 года, она взяла три «золота» олимпиады в Саппоро. Именно под прозвищем «лыжи Кулаковой» символ города стал известен далеко за пределами республики.
- Потом, года через три, хотели мы выдвинуть монумент наш на госпремию, - рассказывает Петр Семенов. - Прислали нам из Москвы комиссию во главе с Михаилом Аникушиным, автором памятника Пушкину в Петербурге. Гости нашли несколько огрехов: например, что вокруг монумента фонари стоят обычные, архитектурно никак к нему не привязанные. Премию нам в итоге не дали. Зато нас, конечно, всех отметили. Когда Шишкин, глава Горисполкома Ижевска, спросил меня, где я хочу получить квартиру, я сказал: «Давайте с видом на монумент». Вот с тех пор и живу в доме на Кирова - каждый день в окно «лыжи» вижу.
В 2008 году, в преддверии празднования 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав России, «лыжи Кулаковой» отреставрировали. За годы на монументе осели пыль и копоть, образовав твердую корку, а пьедестал и сами стелы были исписаны «автографами». Монумент почистили, поменяли часть фундамента на подпорных стенах, основание монумента и боковые стены лестниц покрыли гранитом и мраморной плиткой. Плиты вокруг заменили брусчаткой, расстелили газоны.
А знаете ли вы, что…
- Возведение монумента «Навеки с Россией» обошлось в 347,8 тысячи советских рублей. Если сравнить средние зарплаты тогда и сейчас (115 рублей и 15 тысяч рублей соответственно), то получится, что приблизительная стоимость такого монумента сейчас составила бы 45 млн 375 тысяч рублей.
- Архитектор Роман Топуридзе, разработавший композицию монумента, - сын великого архитектора Константина Топуридзе и пасынок актрисы Рины Зеленой. По воспоминаниям родственницы Зеленой, Роман писал своей мачехе с фронта: «Дорогой Рине, снаружи Зеленой, внутри золотой, от сына, идущего на фронт».
- Скульптор Александр Николаевич Бурганов, автор общей идеи монумента, стал также автором памятника Александру Пушкину, установленного в Ижевске перед 2-м корпусом Удмуртского госуниверситета в 2003 году. Сейчас Александр Николаевич - известный на весь мир скульптор, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, почетный член Российской академии архитектуры и строительства, лауреат Государственной премии СССР, доктор искусствоведения, профессор.
- «Навеки с Россией» номинировался от Ижевска на конкурс «Семь чудес России». Увы, в финал конкурса он не прошел.
- По народному поверью, стоя лицом к монументу и пруду, нужно мысленно три раза задать вопрос, и придет понимание, как поступить в сложной ситуации.
Прямая речь
Галина Кулакова о «лыжах»:
- Как я отношусь к тому, что монумент «Навеки с Россией» называют «лыжами Кулаковой»? Нормально! Я об этом давно знаю. Ну что поделать, если он действительно похож на лыжи? Хорошо, что к 450-летию вхождения Удмуртии в состав России монумент привели в порядок, почистили.
Александр Николаевич Бурганов: «Модель скульптуры до сих пор храню в мастерской…»
- Создавая проект монумента «Навеки с Россией», я ставил перед собой задачу, чтобы по одному взгляду на этот монумент можно было безошибочно узнать город, которому он принадлежит. Я хотел создать символ города, обобщив глобальные идеи, знаковые характеры. Так и возникли образы солдат - защитников и кузнеца, потому что «оружие Победы» ковалось здесь, в Ижевске. А образы женщин в национальных костюмах стали олицетворением мира, дружбы, созидания.
По словам Александра Николаевича, очень важно было при проектировании монумента выстроить правильный «диалог» с окружающим пространством.
- Вопросы перед нами стояли очень важные: как монумент будет «читаться» издалека, как просматривается его силуэт. Думаю, нам это удалось. Кстати, модель той скульптуры до сих пор храню в своей мастерской. И, на мой взгляд, прекрасно, что в народе монумент называют «Лыжи Кулаковой». Это говорит о том, что монумент стал неотъемлемой частью жизни города и народа, он продолжает развиваться в своем образе и в актуальном пространстве. Мне приятно, что город соединил двух наиболее значимых героев - чемпионку и монумент, которыми гордятся, - в один образ.
А как у других
В Уфе - меч, в Чечне - три богатыря
Уфа, Башкирия: монумент Дружбы
Посвящен 400-летию добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. Открытие состоялось 7 августа 1965 г.
Саранск, Мордовия: «Навеки с Россией»
Открытие состоялось 6 ноября 1986 года и было приурочено к 500-летию добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства.
Киев, Украина: Арка Дружбы народов
Возведена в ноябре 1982 года. Монумент посвящен воссоединению Украины с Россией.
Село Новые Юрковичи, Брянская область: монумент Дружбы славянских народов
Был воздвигнут в 1975 году на границе трех республик СССР - России, Украины и Белоруссии. С 1969 года у монумента проводится ежегодный фестиваль «Славянское единство».
Нальчик, Кабардино-Балкария: мемориальная Арка дружбы
Открыта в 2007 году, к празднованию 450-летия союза России и Кабардино-Балкарии.
Грозный, Чечня: Памятник Дружбе народов
Был установлен в Грозном на площади Дружбы народов 30 апреля 1937 года.
Слово не воробей
Какие еще народные имена дают памятникам
В России любят давать памятникам неофициальные названия. Вот только некоторые примеры такого «народного творчества»:
«Пьяный ловит такси» - так прозвали в Ростове-на-Дону памятник участникам стачки 1902 года. Фото: dickhunter.narod.ru.
«Киндер-сюрприз» - неофициальное название одесского памятника «Золотое дитя». Фото: dslov.narod.ru.
Памятник Ярославу Мудрому в Киеве прозвали «Мужик с тортом». Фото: dmitrysh.gorod.tomsk.ru.
А в Липецке есть памятник Музыкантам Революции, который местные называют просто «Битлы». Фото: enrolar.livejournal.com.
В Воронеже, на Университетской площади возвышается памятник «Чупа-чупсу». Фото: clubs.ya.ru.
Памятник Карлу Марксу в Москве иногда называют «Карл Маркс, вылезающий из холодильника». Фото: fotki.yandex.ru.
Монумент «Крылья Родины» в Самаре местные давно прозвали «Паниковским» за схожесть его с персонажем фильма в тот момент, когда ему кричат: «Паниковский, брось птицу!». Фото: 4cio.ru.
Здание Национальной библиотеки Минска называют «Звездой Смерти» за схожесть с одноименным сооружением из саги «Звездные войны». Фото: minsk.nemiga.info.
Стелу «Покорителям Космоса» в Москве еще называют «Мечтой импотента». Фото: skylptor.ru.
Памятник «Мир и труд» в Северодвинске, по мнению местных жителей, напоминает шашлык. За это и прозвище дали. Фото: turbina.ru.
Благодарим за предоставленные документы ГКУ «Центральный государственный архив УР», а также лично Аркадия Федоровича и Галину Аркадьевну Завойских и Петра Садофьевича Семенова.