Top.Mail.Ru
9 июня 2011 08:56
Общество

Ижевск город мастеров

На протяжении всей своей истории Ижевск слывет городом оружейников. Но за 251 год горожане преуспели в тысяче других профессий. Мы живем в городе мастеров, и с некоторыми из них корреспондент «Центра» познакомился поближе.

На протяжении всей своей истории Ижевск слывет городом оружейников. Но за 251 год горожане преуспели в тысяче других профессий. Мы живем в городе мастеров, и с некоторыми из них корреспондент «Центра» познакомился поближе.

Мастера-оружейники

Школа ружейного мастерства имени Леонарда Васева ФГУП «Ижевский механический завод»

Ижевск город мастеров

 

Артем Киселев, гравер по художественному оформлению оружия.

 

Артем Киселев: После 9-го класса мне рассказали о школе ружейного мастерства. Я умел неплохо рисовать, решил поступать именно туда, отучился 3 года, теперь работаю наставником, сам обучаю молодых специалистов. Все, что я делаю, - эксклюзивное изделие, штучный продукт, во многих ружьях помимо гравировки используются драгоценные металлы - золото, серебро. Хорошее ружье можно делать и год, а в среднем на одно изделие уходит до 2-3 месяцев. Для гравера важны твердая рука, усидчивость и хороший вкус. Многие о моей профессии даже не слышали. Рассказываешь - удивляются!

Ижевск город мастеров

 

Евгений Коновалов, резчик по дереву.

 

Евгений Коновалов: Мы работаем вместе с гравером и слесарем, но каждый из нас вкладывает собственное видение образа. И нужно сотрудничать согласованно, чтобы рисунок на дереве, гравировка и металл сочетались. Мне нравится дерево, оно красивое, своеобразное по структуре, со своим характером, металл кажется простым в использовании, поэтому я и стал резчиком. Сейчас у меня уже собственный стиль, по которому любой знаток сможет сказать, что оружие сделал именно я. Например, для одного из ружей я разработал форму приклада и цевья - нигде в мире я такого пока не видел.

Ижевск город мастеров

 

Сергей Бармин, слесарь-сборщик стрелкового оружия.

 

Сергей Бармин: Я работаю с металлом, определяю форму, подгоняю детали друг к другу, тестирую функционирование оружия после сборки. Фактически свожу воедино работу гравера, резчика по дереву и оружие, которое было доверено нам заказчиком. Сейчас параллельно осваиваю профессии гравера и резчика по дереву - мечтаю создать ружье «от» и «до» самостоятельно.

Дизайнер автомобилей

Сергей Никитьевич Самохвалов, главный дизайнер компании iDesign

Ижевск город мастеров

 

Я - дизайнер. В прошлом, до начала перестановок на Ижевском автозаводе, я работал в дизайнерском бюро предприятия. А потом, когда мы стали не нужны, основали собственную компанию. Занимаюсь разработкой проектов в сфере автомобилестроения и промышленного дизайна. Основные заказчики - автозаводы «Нефаз», «ЛиАЗ», «КамАЗ», «Урал». Один из проектов для группы «ГАЗ» получил диплом за лучший дизайн на Московском международном автосалоне в 2005 году. А вообще за всю жизнь я нарисовал не меньше 500 проектов. И продолжаю создавать новые.

Ижевск город мастеров
 

 

Многое из того, что я создаю, находит реализацию, не остается «в столе», а идет в производство. Например, проект интерьера автобуса «Нефаз» - он освоен, выпущено несколько образцов. В серию пошли мои проекты тягачей для группы «ГАЗ». В данный момент наиболее перспективный проект – для «ЛиАЗА», интерьер автобуса и место водителя. Все удачно совпало с программой переоснащения московского автопарка. В конечном итоге в столице будет ездить до 5000 машин с нашим интерьером. А «Нефаз» отдаст «наши» автобусы на универсиаду в Казань и, вероятно, Олимпиаду 2014 года в Сочи. Меня радует, что в результате моего труда в автобусах будет просто приятнее ездить, то, что я сделал, будет служить людям.

Капитан речного трамвайчика

Виталий Васильевич Ложкин, капитан теплохода «Москва - 117»

Ижевск город мастеров
 

 

Я - капитан речного трамвая, плаваю более 40 лет. Профессию выбрал, потому что она действительно заинтересовала - прочитал объявление в «Удмуртской правде» да и пошел на курсы механиков в Сарапуле. Начинал плавать на Каме еще на колесных пароходах - мой назывался «Ураган», были еще «Ползунов», «Вихрь», «Кулибин». В Ижевск перебрался в 1973 году по семейным обстоятельствам - женился, родились дети (а сейчас еще и внуки). Когда-то думал плавать на больших водоемах, может быть, и на море. Но решил, что не стоит искать от добра добра, и остался в Ижевске.

Ижевск город мастеров
 

 

Каждый день я совершаю 3 рейса, раньше, в советские времена - по 6-7. И даже не сосчитать, сколько их было за всю жизнь. Каждый рейс не похож на другой. Есть сложные погодные условия, когда дует сильный ветер, а необходимо плавно причалить, это не так просто, длина теплохода - 38 метров! Бывает, пассажиры за борт падают или безбилетники сами прыгают. Иной раз вокруг начинают на гидроциклах гонять, удаль показывают молодецкую, красуются - такую волну создают! Все эти ситуации не должны беспокоить пассажиров.

Ижевск город мастеров
 

 

Столько людей перевезли за эти годы, меня даже на улицах и в общественном транспорте узнают, здороваются, интересуются здоровьем. И еще я рад, что видел, как менялся Ижевск. Раньше плывешь, бывало, только заросли и видны. А сейчас понимаешь, как много настроили! Вон, набережная какая стала!

Промышленный альпинист

Сергей Иванович Купянский, директор фирмы «Моя компания»

Ижевск город мастеров
 

 

Я - промышленный альпинист. В прошлом турист, в армии служил в ВДВ, так что навыки обращения с веревками имею. Начинал с помощников у таких же, как я, а позже, просчитав рынок, понял, что можно открывать собственную компанию. В общей сложности поднимаюсь наверх уже лет 15.

Ижевск город мастеров
 

 

Нравится ощущение эйфории, за которым мы и ползем наверх. Там очень красиво, захватывающе. Самый высокий объект в Ижевске, на который поднимались, - радиомачта на улице Пушкинской, мы демонтировали антенны мобильной связи. Город сверху выглядит по-другому, людей не видно, легковушки едва заметны, только грузовики и автобусы «ползают».

В правилах по технике безопасности записано: если промышленный альпинист чувствует, что ему не стоит подниматься на объект, что-то подсказывает «не ходи», он вправе отказаться от задания.

Ижевск город мастеров
 

 

Сейчас ко мне присоединился старший сын, Евгений, отслуживший в армии. Мы умеем работать с любым инструментом - от гаечного ключа до перфоратора. И еще одна профессиональная способность - вести людей за собой и брать на себя большую ответственность.

Фрезеровщицы

Эти женщины работают на ижевском мотозаводе «Аксион-холдинг» вот уже 30 лет. Вместе у фрезеровочного станка. Вместе - по жизни. Вместе - со всеми предложениями и вопросами к руководству. Вместе под строгими взглядами мужчин они обрабатывают мельчайшие, размером в несколько миллиметров, детали, которые поддаются только истинно женскому терпению и внимательности. 10 тысяч деталей в месяц! Но подруги делают свое дело с любовью, и, когда говорят о работе, их лица светятся.

Ижевск город мастеров

 

Нина Юрьевна Плетнева и Валентина Викторовна Николаева, рабочие механического цеха на Ижевском мотозаводе «Аксион-холдинг»

 

- Мы пришли на «Аксион» сразу после школы, - вспоминают Нина Юрьевна и Валентина Викторовна.

Работать на мотозаводе всегда было престижно, считалось за честь. Устроиться сюда Нине Плетневой посоветовали знакомые: отличные условия труда, социальные гарантии. Поэтому пришла в отдел кадров предприятия не задумываясь. Затем Нина Юрьевна и свою подругу Валентину Викторовну позвала на завод работать, научила ее всем тонкостям фрезерного дела. Было это 30 лет назад. Все эти годы подруги проработали бок о бок. С самого первого дня молодые станочницы окунулись в интересную производственную и общественную жизнь. Им легко работалось: помогал задор молодости, жизнерадостные люди вокруг!

- Этот юношеский задор до сих пор поддерживает нас в самые трудные минуты. И когда становится нелегко - выручает всегда подруга: она подстрахует, поддержит да просто улыбнется тебе, и понимаешь, что ты не одна!

Даже в тяжелые 90-е наши мастерицы остались на заводе. Кстати, многие, кто ушел тогда на другие предприятия, помыкавшись, вернулись снова на «Аксион». Здесь особый дух, и люди здесь особенные - светлые и доброжелательные.

- Произвести фрезерную обработку детали - задача действительно не из простых. Однако за все время, которое мы здесь работаем, ее всегда выполняли женщины. Мужчины почему-то не выдерживают. От нас требуется усидчивость, терпение, так как обрабатываем в основном мелкие детали.

Нина Плетнева и Валентина Николаева стали по-настоящему незаменимыми работниками. Фрезеровщиц, выполняющих такую точную и кропотливую работу, в механическом цехе «Аксиона» только две. И знаменитому Левше было бы чему поучиться у этих женщин! Мельчайшие детали, обработанные их умелыми руками, присутствуют во всей продукции завода: в мясорубках и военной технике, в космосе и медицинской аппаратуре.

На фото: Нина Плетнева (слева) и Валентина Николаева, фрезеровщицы механического цеха ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг».

Фото: Анна Елькина

Программист

Глеб Скребец, инженер-программист компании «Марк»

Ижевск город мастеров
 

 

Я - программист, пишу код или, как шутят в нашей среде, «питаюсь кодом». Начал с протягивания кабелей для компании-провайдера. Но потом понял, что можно так всю жизнь по чердакам месить голубиный помет. Засел за книги по программированию, устроился системным администратором в частную компанию. Теперь работаю в одной из ведущих коммуникационных компаний Удмуртии.

Моя работа немного напоминает профессию археолога - только с пометкой «из будущего». В основе функционирования программ и интернет-сайтов - пласты кодов, написанных на различных языках программирования. Они скапливались годами, и я во всем разбираюсь, меняю, переписываю, отлаживаю и оптимизирую под нынешние задачи. И в итоге пользователь, выходя в сеть Интернет и не особо задумываясь, «как оно все вертится», может сказать: «Ух ты, а стало проще, удобнее, быстрее».

Ижевск город мастеров
 

 

В определенном смысле моя профессия действительно формирует будущее. Происходящее в сфере «айти», программирования, Интернета в последние 10 лет изменило мир. И я - часть этого глобального процесса. Честно говоря, я даже не могу сказать, что будет через 10 лет, куда уйдут технологии.