Top.Mail.Ru
17 марта 2011 08:53
Общество

Ижевчан ждут «невидимые дети»

Ижевск присоединился к всероссийскому проекту «Невидимые дети»: горожане пишут письма детям, у которых нет родителей. Для взрослых эта переписка - возможность согреть любовью и заботой тех, кто в этом нуждается. Для их маленьких друзей - первый опыт «разговоров по душам».

Дети, у которых нет семей, ждут от ижевчан участия, внимания и теплых слов в ответ на свои письма
Дети, у которых нет семей, ждут от ижевчан участия, внимания и теплых слов в ответ на свои письма

Ижевск присоединился к всероссийскому проекту «Невидимые дети»: горожане пишут письма детям, у которых нет родителей. Для взрослых эта переписка - возможность согреть любовью и заботой тех, кто в этом нуждается. Для их маленьких друзей - первый опыт «разговоров по душам».

Проект «Невидимые дети» родом из Интернета. Его придумали не чиновники, а обычные люди. На интернет-форумах для родителей проблема брошенных детей часто обсуждается: многие хотят поделиться с ними своей любовью и жизненным опытом, но далеко не каждый готов принять ребенка в семью. Так и родилась идея писать письма воспитанникам детдомов и интернатов.

- В детских домах и интернатах живут так называемые «невидимые дети». Они есть. Но большая часть общества предпочитает о них не знать, - говорит ижевчанка Анастасия Рубцова. - О них заботятся те, кому это положено делать по долгу службы, - врачи, педагоги, воспитатели. Но потом эти дети, выросшие без любви, выходят в мир с обидой на общество. Хотя у каждого человека есть возможность помочь им не столько материально, сколько морально.

Ижевчанка Анастасия Рубцова впервые узнала о проекте на форуме… вышивальщиц. В то время она ждала третьего ребенка, но пройти мимо чужих детей, которым не хватает семейного тепла, не смогла.

- Себе в подшефные я выбрала не совсем обычного ребенка. Альбина из детского дома для детей с серьезными нарушениями и с отставанием в развитии в Астраханской области, - рассказывает Анастасия. - Она не говорит и не сможет заговорить. С ноября 2009 года я пишу ей, понимая, что никогда не дождусь ответа. На форуме сайта «Невидимые дети» сразу предупредили: раз это дети с тяжелым отставанием в развитии, мягкие игрушки им присылать не надо - они их могут сгрызть. Конфеты - только мягкие, потому что некоторые не могут сосать. Поэтому я отправляла ей детские игрушки, которые нельзя сломать, памперсы, одежду. Чуть позже у меня появился второй подшефный - Гена. Под его диктовку письма пишет воспитатель. Но разговаривать он может, мы с ним даже по телефону общались. Взяла таких детей, во-первых, потому что у меня когда-то средняя дочь тяжело болела, и отчасти я знаю, что это такое. Во-вторых, обычному ребенку найдется кому писать, а вот такому - сложнее. Они тоже хотят заботы и внимания.

Летом 2010 года Анастасия Рубцова предложила присоединиться к проекту другим ижевчанам - посетителям городского форума Izhevsk.ru. Форумчане ее поддержали, и теперь 24 взрослых дружат с 24 детьми - воспитанниками интерната в Старых Зятцах (Якшур-Бодьинский район). Точнее, они называют себя «шефами», потому что друзьями им еще только предстоит стать - ответив на самые сложные детские вопросы, разделив самые горькие детские горести и самые счастливые события. Пока же шефы с ребятами только знакомятся: в письмах рассказывают о себе, раз в месяц собирают посылки с подарками. А некоторые приезжают сами - чтобы поиграть, пожать руку, посмотреть в глаза.

- И дети, и мы очень благодарны шефам! Ребята всегда с нетерпением ждут писем от них. - рассказывает Надежда Булдакова, директор Старозятцинской школы-интерната.

Говорят дети

Владик Панаев, 11 лет, 5-й класс
- Ольга (так зовут шефа) отправила мне уже три письма. Когда их получаешь, сразу весело стает. А вместе с последним письмом я получил блокнот, фломастеры, ручку и конфеты. Я рассказываю ей свои секреты, она написала, что скоро тоже свои расскажет. Отправлял Ольге подарки - зайчика, елочку, брелок и деревянные плечики. На 8 Марта подарил рисунок и стихотворение.


 

Толя Ворончихин, 12 лет, 5-й класс

- В первой четверти я получил письмо и захотел познакомиться со своим шефом. Написал ей, что брат ушел в армию, скоро, в апреле-мае, должен прийти. На Новый год мой шеф Надежда подарила мне фонарик. От нее я получил уже 4 письма и на все ответил. Я люблю рисовать, поэтому недавно отправлял ей нарисованную машину и собачку. Еще мы здесь делаем вещи, которые потом продаем, половину денег за них дают нам. Вот заработаю и куплю ей открытку, и

ли сам нарисую.

 

Самое трудное в переписке

Дружить с детьми сложно. Они задают неудобные вопросы, просят о невозможном. И самое главное, что им нельзя не ответить. Участники проекта «Невидимые дети» рассказали о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться. А педагог-психолог детского сада № 272 с круглосуточным пребыванием детей Светлана Красильникова посоветовала, как вести себя в подобных случаях.

1. Возьми меня д

омой…Проблемой, как отвечать на этот вопрос, шефы озадачились еще до начала переписки.

- Изначально скажите ребенку, что вы для него шеф, а не потенциальные мамы и папы, которые готовы взять в семью, - говорит Светлана Красильникова. - Даже в процессе переписки нужно будет обозначить эти границы, потому что ребенок будет питать надежду на усыновление.

2. Подари мне телефон! Один мальчик обратился к своему шефу с такой просьбой в одном из первых писем.

- Детям важно сразу дать понять, что есть спонсоры, которые опекают интернат, а есть люди, которые помогают теплом, лаской и вниманием, - объясняет Светлана Красильникова. - Можно предложить обмен подарками, сделанными своими руками. Еще один вариант - сходить вместе с ребенком куда-нибудь. Так ему будет приятно и полезно, и вы сможете наладить контакт.

3. Ребенок не идет на контакт. В первых письмах из интерната шефы прочитали дежурные слова и общие вопросы типа: «Как дела?».

- Это абсолютно нормально, - уверяет психолог. - Только время, л
юбовь и ласка помогут преодолеть «ершистость» и тревожность ребят.

4. На продолжение переписки нет ни времени, ни сил. Чтобы такого не случилось, участникам проекта «Невидимые дети» выставляют особые условия. Они должны быть минимум на 10 лет старше подшефных и пройти собеседование с психологом.

- Если ты привязываешь к себе детскую душу, ты должен отдавать себе отчет в том, что ты ее приручаешь, - говорит Светлана Красильникова. - В том случае, если вас некому заменить, нужно работать с ребенком только на позитив - вывести его на другие интересные вам темы.

5. Непонимание в семье. Мужья и жены могут не одобрить переписки с чужими детьми, «когда своих полон дом».

- Если жена будет «за», а муж - против, то счастливой семьи не получится, - говорит психолог. - Тут конкретного совета не дашь - нужно решать этот вопрос вместе со второй половиной. Должна быть поддержка. Лишь бы это было не в ущерб своим детям.

 

Как еще можно помочь воспитанникам детских домов и интернатов?

Усыновить (удочерить) - принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Решение об усыновлении принимается в суде. Ребенок после усыновления получает все права родного.

Взять под опеку (ребенка от 0 до 14 лет) или попечительство (от 14 до 18 лет) - взрослый обеспечивает защиту прав и интересов детей в целях их содержания, воспитания и образования. Решение принимается постановлением главы органа местного самоуправления.

Патронатное воспитание - взрослый воспитывает ребенка, периодически забирая его в свою семью на несколько дней. Решается приказом директора детского дома или интерната.

Полезные адреса и телефоны 

Куда обратиться с вопросом об усыновлении (удочерении), назначения опеки, создания приемных, патронатных семей?

Отделы по делам семьи и охране прав детства

Администрация Первомайского района: ул. Пушкинская, 150, тел. 63-68-86

Администрация Октябрьского района: ул. Песочная, 2/1, тел. 59-75-13

Администрация Ленинского района: ул. Азина , 146, тел. 71-46-36

Администрация Индустриального района: ул. Дзержинского, 5, тел. 45-80-88

Администрация Устиновского района: ул. 40 лет Победы, 60а, тел. 36 -55- 26

Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МУ «Центр психолого-педагогической помощи населению «Берег» г.Ижевска - ул. С. Ковалевской, 4а, тел. 72-06-83.

Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации Ижевска: ул. 10 лет Октября, 16, тел. 72-27-07.

 

Проект «Хочу в семью»

- Материальные проблемы в интернатах и детских домах решаются государством. Самое главное сегодня - это эмоциональная поддержка ребят, - уверена Ирина Галина, начальник Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации Ижевска. - Есть такие вещи, которые им не объяснят воспитатели и педагоги, их можно понять только через сверстников или старших друзей. Поэтому Администрация Ижевска совместно с ТРК «Петровский» реализует проект «Хочу в семью». На сайте izh.ru и в ТРК «Петровский» размещены фотографии сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый, у кого есть желание помочь этим ребятам, общаться с ними или усыновить, может обратиться в администрацию того района, где зарегистрирован воспитанник детского дома, интерната, или в отдел по делам семьи и охране прав детства своего района. А для будущих родителей в центре «Берег» проводят консультации с психологом, тесты, курсы обучения.