Top.Mail.Ru
1 июня 2015 17:04
Общество

Ижевский конструктор Александр Дорф делал оружие для спецназа и не боялся КГБ

Друзья, близкие и коллеги простились с выдающимся оружейником.

Ирина Соболева, архив редакции, old.istu.ru
Ирина Соболева, архив редакции, old.istu.ru

 В Ижевске 1 июня простились с почетным гражданином города, конструктором-оружейником Александром Ушеровичем Дорфом. Он скончался 30 мая на 69-м году жизни. Похоронили знаменитого оружейника на Хохряковском кладбище.

Большую часть жизни Александр Ушерович работал на Ижевском механическом заводе, пройдя путь от рядового инженера до главного конструктора предприятия. При его участии разработали и запустили в производство более 30 моделей гражданского, боевого и служебного оружия. Кроме того, Александр Ушерович был одним из тех, кто создавал Федеральный закон «Об оружии».

Ижевский конструктор Александр Дорф делал оружие для спецназа и не боялся КГБ

Главные увлечения - оружие и мотоциклы

Александр Дорф родился в Ижевске 2 августа 1946 года. Учился он в Ижевском механическом институте (сейчас - ИжГТУ им. Калашникова), а после окончания вуза, в 1969 году, попал по распределению на Ижевский мехзавод «Байкал». Как он сам признавался в интервью порталу «Наука молодая», этот завод он выбрал просто потому, что тот был ближе к его дому, чем остальные предприятия. Но в итоге оказалось, что будущий знаменитый оружейник не прогадал: на «Байкале» он проработал всю оставшуюся жизнь.

Кстати, поначалу молодой конструктор чувствовал себя на заводе не в своей тарелке. Однажды, в момент уныния, он даже написал на своем кульмане, перефразировав Алексея Толстого: «Вянет лист, уходит лето, иней серебрится... Инженер-конструктор Дорф (в оригинале - «юнкер Шмидт») хочет застрелиться». Но очень скоро Дорф понял: он попал в команду уникальных, выдающихся оружейников, многие из которых разделяли еще одну его страсть - мотоциклы. Сам Александр Ушерович увлекался мотопутешествиями еще со времен своей стройотрядовской юности.

Ижевский конструктор Александр Дорф делал оружие для спецназа и не боялся КГБ

- Делали мы тогда многоцелевое бесшумное и беспламенное оружие для советского спецназа. Было много командировок: испытания на полигонах в Подмосковье и под Питером, - цитирует слова Дорфа «Наука молодая». - Словом, я сразу попал на ответственную, важную работу, прошел весь цикл разработки, испытаний и освоения в производстве новейших изделий.

Вычеркнули из очереди на квартиру из-за политических высказываний

Александр Ушерович вспоминал: никаких мер для продвижения по карьерной лестнице он не принимал. Более того - умудрился в присутствии кураторов из КГБ, следивших за происходящим на засекреченном предприятии, заявить, что считает более правильной двухпартийную систему. За это Дорфа вычеркнули из списка молодых специалистов, стоявших в очереди на квартиру, а также перевели с «Оборонки» на производство спортивного оружия.

К счастью, более суровых мер со стороны органов не последовало, и свое место будущий главный конструктор завода сохранил. Сам он считал: возможно, это было связано с тем, что в КГБ в те годы работало много выпускников ИМИ.

«Мы работали, как во время войны»

В 1989 году Александр Ушерович стал заместителем главного конструктора завода по новым разработкам. Примерно в это же время наступил переломный момент в жизни предприятия. 

Из воспоминаний Александра Дорфа:
Прежде даже производство мотодвигателей вместе с производством автоузлов для ижевского «Москвича» давали заводу большие объемы продукции, чем мы со своими ружьями и пистолетом Макарова. А главное, завод успешно и очень прибыльно делал ракеты. А тут конверсия - ракеты ушли с производства, «Ижмаш» перестал брать у нас мотодвигатели и автоузлы. Заводские корпуса остались без продукции. Генеральный директор Василий Сергеевич Чугуевский, чтобы спасти завод, буквально поставил нас «под ружье». Мы работали, как во время войны, чтобы сохранить производство и рабочие места. Под «мы» я имею в виду не только конструкторов, а всю заводскую команду инженеров и рабочих. Параллельно велось проектирование и технологическая подготовка серийного производства новых моделей оружия. То есть освоение производства начиналось прямо с эскизного проекта. Это был значительный риск, но время его оправдало.

В итоге к 2003 году завод вошел в пятерку крупнейших оружейных компаний в мире, а по ассортименту и обновляемости модельного ряда стал мировым лидером. Было 13 базовых моделей оружия - стало 50 с лишним.

Спорил с генералами, работая над законом «Об оружии»

В 1990-х Госсовет Удмуртии делегировал Дорфа и его коллегу с завода «Ижмаш», Николая Александровича Безбородова, в Москву. Госдума тогда готовила новый закон об оружии.

«Приезжаем мы, провинциалы, в Москву, а в рабочей группе по разработке закона из 17 человек - 4 генерала! – вспоминал Александр Ушерович. - Честно говоря, мы сначала им «в рот смотрели», но быстро поняли - так они загубят всю оружейную промышленность, и принялись воевать! В результате нас «зауважало» МВД России: один генерал-майор, а теперь уже генерал-полковник, так нам и сказал: «Вы, ребята, когда закон писали, нервы мне помотали! Но я хочу, чтобы именно вы мне оппонировали при разработке подзаконных актов, детализирующих правила оборота оружия».

Ижевский конструктор Александр Дорф делал оружие для спецназа и не боялся КГБ

В 1995 году Дорф стал главным конструктором Механического завода. Александр Ушерович рассказывал, что новая должность многому его научила: «и правилу, что заказчик всегда прав, и выживанию в конкурентной борьбе, которая была порой и борьбой без правил. Непросто нам было, например, противостоять вторжению на российский рынок немецкой фирмы Valter-Umarex с газовым, а затем и травматическим (с резиновой пулей) оружием самообороны. Но мы добились того, что наши модели на базе пистолетов Макарова и Марголин стали самыми популярными и продаваемыми».

Главным конструктором Александр Ушерович работал до 2007 года, а затем стал главным специалистом по оружейной продукции и советником технического директора Механического завода. В разные годы был награжден званиями «Заслуженный работник промышленности Удмуртской Республики», «Заслуженный конструктор Российской Федерации», «Почетный гражданин города Ижевска». Его труд отмечен шестнадцатью наградами различных министерств и ведомств СССР и РФ, нагрудным знаком «Изобретатель СССР», серебряной медалью ВДНХ СССР, Почетной грамотой Президента Удмуртской Республики.

Прямая речь

«Жванецкий записал видеообращение для Александра Ушеровича»

Сегодня, 1 июня, во время церемонии прощания, коллеги и близкие Александра Дорфа поделились своими самыми яркими впечатлениями от знакомства с ним.

Владимир Ярыгин,
ведущий конструктор Механического завода:
Александр Ушерович пользовался огромным авторитетом, в том числе у ведущих спортсменов и тренеров по пулевой стрельбе. Начинал он рядовым конструктором, а стал главным конструктором. В непростые 90-е годы он сумел сплотить коллектив, направить его на решение основной задачи - «поднять» завод. Коллектив был настолько мощный и квалифицированный, что оружие буквально с макетных образцов уходило в серийное производство. Но даже после ухода на пенсию Александр Ушерович интересовался - как там у вас работа? Не мог просто так отойти от мыслей о работе…
Евгений Столов,
главный режиссер театра «Молодой человек»:
В молодости Александр Дорф выступал в студенческом театре СТЭМ, и в числе его друзей были Александр Абдулов, Элина Быстрицкая. Я познакомил его с Михаилом Жванецким, и уже через два дня великий сатирик сам ему позвонил! Александр Ушерович умел к себе притягивать людей. И когда он заболел, Жванецкий записал ему видеообращение. Я думаю, это помогло Дорфу продержаться тогда. И даже в этот Новый год Жванецкий поздравил его, они долго разговаривали.