Top.Mail.Ru
3 января 2013 13:59
Общество

Таксисты ловят пьяных на дорогах и ставят оценки пассажирам

Какие изменения в жизни владельцев машин «с шашечками» произошли в 2012 году.

Шашечки на бортах стали обязательным требованием к внешнему виду легальных такси
Шашечки на бортах стали обязательным требованием к внешнему виду легальных такси

11 апреля 2011 года - Госдума России принимает закон №69 «О такси».

9 августа 2011 года на Центральную площадь Ижевска выходит несколько сотен таксистов, чтобы «похоронить «легальное» такси». Водители требуют смягчить закон - в частности, выступают за отмену требования красить все автомобили в один цвет.

1 сентября 2011 года закон вступает в силу, но штрафы таксистам гаишники пока не выписывают. Ждут разъяснений от лицензирующих и контролирующих органов.

К 31 декабря 2011 года в городе не остается ни одной службы такси - им на смену пришли агентства, диспетчерские и call-центры. В отличие от таксопарков это просто информационные службы, связывающие водителя и пассажира. Если раньше за работу таксиста отвечала служба, где он был трудоустроен, то сейчас водитель, как индивидуальный предприниматель, несет полную ответственность за свою работу. К примеру, еще в прошлом году руководителя службы такси могли привлечь к уголовной ответственности за то, что ее водитель сел за руль пьяным. Сейчас такой ответственности нет.

С 1 января 2012 года вступила в силу региональная редакция закона «О такси». В Удмуртии требования к таксистам оказались очень мягкими. К примеру, в отличие от других регионов, таксистам разрешили не перекрашивать свои автомобили. Достаточно лишь нанести «шашки» на борта, а крышу украсить опознавательным фонарем оранжевого цвета. И, конечно же, зарегистрироваться как ИП и получить лицензию.

Тем не менее, далеко не все таксисты оказались законопослушными.

- Некоторые, конечно, стали лицензии делать, - рассказывает таксист Сергей. - Но кто-то договаривался с пассажирами, якобы везет родственников. Пассажиры были не против.

 На акции протеста против некоторых положений нового закона таксисты впервые показали, что готовы бороться за свои права.

Добровольные помощники полиции

Борьба за свои права сплотила таксистов. Теперь у них есть даже собственный профсоюз. И они становятся все более организованной и серьезной силой. Вот несколько последних примеров:

- В ночь с 6 на 7 октября 2012 года около полусотни машин самых разных служб такси Ижевска, объединившись, устроили погоню за виновником ДТП. Он врезался в авто одного из таксистов и скрылся с места аварии. Спустя некоторое время водителя обнаружили и остановили. Нарушителя скрутили и передали полицейским.

- 15 ноября у водителя такси угнали автомобиль. Об этом он сразу же сообщил диспетчеру, коллегам и в полицию. Диспетчер по сигналу коммуникатора отслеживала движение автомобиля, в котором находились угонщики, а водители и полицейские искали их «на местности». Автомобиль обнаружили недалеко от Воткинска. Угонщиков отвезли в отделение полиции.

И если раньше таксисты ловили пьяных и нарушителей «самостоятельно», то уже с декабря официально действуют совместно с ГИБДД.

- Мы предложили свою помощь Альберту Галимову, начальнику Управления ГИБДД по Удмуртии, - рассказал Антон Ишкатов, председатель профсоюза таксистов Удмуртии. - Он его принял, только сказал, чтоб не участвовали в задержании, так как это незаконно. Теперь, если мы видим пьяного за рулем, то сообщаем в полицию, следим за передвижением автомобиля и сообщаем, где он находится.

«Опять двойка»

Еще одно новшество, которое пришло в Ижевск осенью 2012 года - водители нескольких служб такси начали ставить пассажирам оценки.

После того, как вы расплатитесь с водителем и покинете салон автомобиля, на экране коммуникатора появится оценочная шкала. «Пятерку» вы получите, если выходите вовремя, не грубите водителю и оставляете «на чай». «Единицу» рискуют получить сильно пьяные, хамы или те, кто не оплатил поездку.

- Если выбирать из двух клиентов, у одного из которых средняя оценка 2, и он находится в нескольких сотнях метров, и тем, которого таксисты «оценили» на 4, но до него придется ехать 5-10 минут, то выберу второго, - признается таксист Сергей. - Зато я буду уверен в адекватном поведении того человека.

Горожане сначала пришли в недоумение, ведь, по их мнению, пассажир должен оценивать работу такси, а не наоборот. Но, поразмыслив и проверив в действии «оценочную систему», пришли к выводу, что просто так «колы» не ставят.

- Заметила, что водители в последнее время стали более приветливые, - рассказывает ижевчанка Марина. - Да и приезжать стали гораздо быстрее. Думаю, из-за того, что я твердая «хорошистка».

Кстати

Что еще изменилось за последнее время

Пассажиры говорят, что в последнее время ухудшился автопарк такси.

- Раньше чаще приезжали иномарки, а в последнее время, как не закажу такси, так то «волга», то «четырнадцатая», короче говоря, отечественный автопром! - написала ижевчанка Ольга в нашей группе «ВКонтакте». - Хочется все-таки больше комфорта!

Как поясняют таксисты, раньше в службах такси были критерии отбора машин, сейчас же такого нет, но все-таки придерживаются уровня среднего класса. В некоторых службах даже оговаривают «возраст» машины - не старше 5 лет.

Опрос

Какие изменения в работе такси вам запомнились в уходящем году?

Стали быстрее приезжать на вызов - 35%.
Такси можно отличить по «шашкам» на борту автомобиля - 14%.
На вызов стали чаще приезжать водителя на отечественных авто - 7%.
Появилось много водителей, которые только-только получили права - 11%.
Таксисты начали ставить оценки - 24%.

Опрос проведен в группе IzhLife.ru «ВКонтакте».
Проголосовало 298 человек.

Цифра

Более 5200 лицензий было выдано на конец 2012 года Министерством транспорта и дорожного хозяйства по Удмуртии. Из них анулировано 280.