- Вообще-то пива у нас нет - запретили, - говорит продавщица ларька на остановке в районе «Ледового дворца». - Но вы можете купить стикер! Какое пиво вы хотели бы получить в подарок?
Называю марку.
- Тогда купите стикер за 42 рубля, - продолжает спектакль продавщица.
Протягиваю деньги и получаю квадратик бумаги. На нем - все атрибуты, которые, видимо, должны вселить уверенность в законности моей сделки с киоском - щит, меч, весы правосудия и почему-то пшеничные колосья по бокам. И все это обрамлено суровой надписью: «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства».
А продавщица тем временем не сдается и продолжает игру:
- Вот, вы получаете в подарок пиво, как раз такое, какое хотели. Вы поняли, что вы купили стикер, а пиво выиграли? Мы его вам не продавали.
С 1 июля федеральное законодательство приравняло пиво к крепким алкогольным напиткам. Теперь его можно продавать только в магазинах или павильонах площадью более 50 кв. м и только с 10 утра и до 10 вечера. Как водку или коньяк.
Во всех остальных местах, в том числе и на остановках, продажа пенного запрещена. Полиция Ижевска с 1 июля проводит масштабные рейды по закрытию «неправильных» ларьков. Только за выходные с 6 по 8 июля проверили 21 владельца точек. Счет изъятым бутылкам перевалил за полтысячи.
Фактически, предприниматели балансируют между добром и злом. Часть сворачивает торговлю. Часть, наплевав на все, продолжает торговать в открытую. Особо изобретательные продают не пиво, а наклейки, ручки, брелоки по цене бутылки. А хмельное идет в подарок.
В полиции пока думают, как бороться с подобной торговлей. Формально, предприниматели не нарушают ничего. Например, в Москве по тому же принципу легально работает несколько десятков компаний ночной доставки крепкого алкоголя.