Top.Mail.Ru
12 января 2012 07:46
Общество

Как страусы спасли удмуртскую деревню

С Александром Корепановым, главой фермерского хозяйства деревни «Мувыр» Игринского района, я познакомилась совершенно случайно.

Так страусы в Мувыре красуются только летом, когда тепло. Впрочем, держат их здесь последний год
Так страусы в Мувыре красуются только летом, когда тепло. Впрочем, держат их здесь последний год

С Александром Корепановым, главой фермерского хозяйства деревни «Мувыр» Игринского района, я познакомилась совершенно случайно. Знакомые рассказали, что в двух часах езды от Ижевска мужчина на общественных началах практически заново отстраивет свою деревню, а на ферме выращивает страусов. Направление для сельского хозяйства Удмуртии совсем нетрадиционное, захотелось лично убедиться, как живется птицам в родниковом крае.

Фермерская смекалка

Оказалось, что в Мувыре выращивают страусов, разводят овец, валят лес, сеют и пашут вместе, всей деревней. А еще принимают гостей, для которых специально построили избушки на берегу озера. Первый раз мы посетили Александра еще летом.

- Называйте меня Шурик Мувырский. Это вы ко мне в таком виде приехали за грибами - в кроссовках и без лукошек? – с ходу спросил Александр, и уже улыбаясь, добавил, - жаль, крапива отошла, а то отхлестал бы вас.

Нам выдали лукошки. По грибы мы отправились на уазике. Пока ехали, разговорились.

- Уходил в армию отсюда, из Мувыра. Деревня у нас крепкая была. Служил на Украине. Вернулся в 1983 году… в чисто поле. Все переехали в другие деревни в Игринском районе, кто-то совсем уехал из Удмуртии. Все «растолкано»: домов нет, а ведь у людей были вишневые сады, яблони… Сравняли деревню с землей, окрестив ее «неперспективной». Вот тогда решил, что жизнь свою положу, но моя родная деревня возродится! Тогда меня поддержал отец, сказав: «Если не ты, то кто?». Поработал на разных предприятиях в Игринском районе, лес заготавливал, в поле работал, а в 1993-м, когда сюда, в Мувыр, перенесли лесоперерабатывающую базу, решили строиться. Трудно было, супруга моя (я на ней после армии женился) плакала. Она тоже наша, «мувырская». Больше переживала из-за того, что люди говорили всякое, не понимали, для чего мне все эти трудности, почему я не хочу жить, как все, - здесь Александр замолкает и погружается в свои мысли. - Но худо-бедно начали строить дома с товарищами, трое нас было. Потихоньку другие подтянулись. Начали рубить срубы, заниматься сеном, мясом, страусов завели. Постепенно все наладилось. А раньше даже дороги сюда не было…

Как страусы спасли удмуртскую деревню


Природа Мувыра вдохновляет.

- Александр, а как появилась затея со страусами?

- Да вычитал где-то, что выгодно… На самом деле я схитрил. Когда мы начали строиться, Мувыру долго не давали статус «деревни». А как без него? Ну я и смекнул, что заведу страусов, приедут ко мне с телевидения, станет Мувыр известным и статус получить легче будет, так и получилось. Страусы помогли. Ну и бизнес пытался делать. Купил 40 голов у фермера с Краснодара. Один цыпленок стоит около 4 тысяч рублей, а за мясо взрослой птицы можно выручить до 40 тысяч. Хотя прижились они на нашей земле не очень хорошо. Из всех осталось только четверо - самочка и три самца. На следующий год ликвидирую самцов, чтоб насмерть друг друга не забили. Брачный сезон у них весной начнется. 

Своя программа «Жилье молодым» и «сухой закон»

Коллектив фермерского хозяйства небольшой - 28 человек. В основном все свои, «мувырские», но приходят поработать и из соседних деревень.

- Молодежь к нам тянется - мы дома строим все вместе. Все у нас получают бесплатно, только кровлю покупают. Лес хороший, если надо, и вам срубим. Вот в этом году уже 12 домов в хозяйстве будет. Строили бы быстрее, но на земле работать тоже надо. Работников своих мы сами обеспечиваем: дрова, сено - все у нас свое. Я считаю, что, если платить им много не могу, то уж обеспечивать должен всем. Наверное, поэтому у нас остаются и детей рожают. (Сейчас в деревне 12 семей, по количеству домов в каждом доме по два ребенка).

Как страусы спасли удмуртскую деревню


Такие дома строят в Мувыре всем миром. Приезжать с экскурсией сюда лучше в теплое время года - и добраться проще, и Мувыр симпатичнее.

- Работники не обижаются, что так много работы на ферме, что себе дом не успевают построить?

Александр явно не понял вопроса, нахмурил брови, спустя минуту отвечает:

- Они же знают, что, кроме них, никто на земле работать не будет.

- А в отпуск они ходят?

Повисла пауза.

- Если им на свадьбу надо и по делам, конечно, отпускаем.

- То есть, в отпуск они у вас никуда не ездят?

- А у нас и здесь места красивые! Все вместе ходим на рыбалку. Да и далеко от земли уезжать нельзя. А досуг мы сами организуем. Каждое 8 Марта дарим женщинам цветы - это обязательно! Ездим в Игру, там покупаем. Новый год у нас веселый - приезжайте зимой, сами во всем убедитесь.

Как страусы спасли удмуртскую деревню


Александр Корепанов: «Молодежь к нам тянется, дома строим все вместе».

- Говорят, у вас в деревне «сухой закон».

- Мужики у нас по собственному желанию не пьют - некогда! Да и глядя на нас, старших, видят, что мы к бутылочке не прикладываемся, и понимают, что и им не стоит. Было дело, двоих работников за свой счет в Пермь возил кодировать… А так сами соображают.

- С вашей смекалкой и желанием, работая в городе, запросто можно стать миллионером!

- Не понимаю я этого. Что в городе за работа? Как разбогатеть? Купил-продал? Я так не могу. Считаю, что Россия держится на деревне, поэтому остаюсь здесь. Кто-то же должен землю возделывать - кормить город. Мое место здесь. Я же много по России езжу - сено, мясо вожу… Больно, что село у нас в упадке. Так быть не должно.

Как страусы спасли удмуртскую деревню


Этот трактор Александр приобрел в лизинг за 800 тысяч рублей. Половину должно субсидировать государство.

Как страусы спасли удмуртскую деревню


В таких тюках сено отправляется из Мувыра в Казанский зоопарк. 

Как страусы спасли удмуртскую деревню


Арбузы Александр меняет на сено.

Мувырская ГЭС и рейдерша

Раньше в Мувыре была своя гидроэлектростанция. Но когда деревню признали неперспективной, ее забросили, и она разрушилась.

- Мне бы ГЭС возродить, люди уже есть, которые помочь готовы. Загвоздка в документах! Надо в город ехать… А было б свое электричество - совсем другое дело, да и плотина - для нас, «больных» рыбалкой людей, самое то! Запустили бы рыбу, и то на благо.

Как страусы спасли удмуртскую деревню


На этом месте была ГЭС, которую хочет восстановить Александр.

- Как у вас хорошо в деревне - везде порядок, все делом заняты…

- Не все так гладко… На земле прописаться мы не можем. Часть деревни «стоит» на пае женщины, которая у нас не работает. Жить здесь не хочет, а за землю деньги просит. Миллион! Даже если все продать, не наскребем. Судиться обещает… Но думаю, все хорошо разрешится.

Как страусы спасли удмуртскую деревню


Когда-то эту деревню почти сровняли с землей.

P.S.

Грибов в тот день мы не нашли. Все наше время пребывания в Мувыре Александр учил нас жизни, объяснял, что и как устроено в деревне. Устраивал экзамены: показывал на ростки в поле, а мы должны были угадать культуру.

- Вы нас, городских, совсем за дурех держите?

- Нет, - смеется, - просто далеки все сейчас от земли, рожь от пшеницы отличить не могут. А вы не такие.