Top.Mail.Ru
15 сентября 2011 08:20
Общество

Записки ижевского врача: Нашу медицину спасут дети богачей

Владимиру около 30. Год назад он ушел из медицины в бизнес. О причинах говорил скупо, а через какое-то время принес «записки врача». В них изложил и собственные впечатления «с той стороны» нашей медицины, и разговоры с коллегами. Мы публикуем фрагменты этих записок.

Чтобы быстро попасть на прием к хорошему специалисту, одного направления бывает недостаточно
Чтобы быстро попасть на прием к хорошему специалисту, одного направления бывает недостаточно

Записки ижевского врача

Владимиру около 30. Год назад он ушел из медицины в бизнес. О причинах говорил скупо, а через какое-то время принес «записки врача». В них изложил и собственные впечатления «с той стороны» нашей медицины, и разговоры с коллегами. Мы публикуем фрагменты этих записок.

О студентах

«Идейных» в рядах врачей, по крайней мере, моего возраста, единицы. Это со стороны кажется, что лечить людей, фланируя по больнице в белом халате, - романтично. Вы просто не видели ни гнойной хирургии, ни алкашей в приемнике. Для многих вида трупа на анатомии на первом курсе достаточно для отчисления по собственному желанию. Розовые очки окончательно слетают на втором курсе - денег в медицине нет и не предвидится. Как результат - многие уходят сами или вылетают, не в силах совмещать учебу и подработку.

О специалистах

Почему в пяти больницах вам могут поставить пять разных диагнозов? А точку поставит только старый-старый завкафедрой или пожилой врач советской школы? Потому что нынешние врачи в основной своей массе не понимают то, чем занимаются.

- Представляешь, поставили в больнице новое оборудование, десятки показателей биохимии крови можно читать, - рассказывал коллега. - Аппарат несколько миллионов рублей стоит. Приходят врачи с районных поликлиник: «Научите, что с результатами делать». Объясняю, вижу - совсем не понимают. Переходим на уровень второго курса. И оказывается, что они даже иммунитет, как там и что взаимодействует, не помнят. И как нам применять все эти высокие технологии?

О больных

Отношение к врачам убивает желание работать больше всего. Почему, когда мы идем в театр или ресторан, стараемся одеться как можно лучше, а в больницу надеваем самое страшное и нестиранное белье? И еще лицо хамоватое делаем: мол, государство за меня заплатило, давай, докторишко, лечи.

Кстати, больные нашли действенный способ портить жизнь врачам. Они пишут электронные письма либо Путину, либо Медведеву, либо на портал Госуслуг. Такие жалобы, в свете увлечения новыми технологиями, принимаются в первоочередном порядке, спускаются сразу на уровень замминистра. Там «нагружают» руководителя больницы. Представьте, какие разборки устраивают на местах!

О бюрократии

Кто самый главный в любой больнице? Правильно - зам. главного врача по экономике! Все платные услуги проходят через его подразделение. И там же оседают деньги.

От платной услуги обычному врачу достаются копейки. Скажем, стоит операция 2-3 тысячи рублей. Выполняющему ее хирургу добавят в лучшем случае 200-300 рублей, младшему медперсоналу - и того меньше. Куда идут остальные?

- Ты знаешь, какая зарплата у главного врача и его заместителей? - горюет однокурсница. - Под 150-200 тысяч рублей. Моя зарплата - около 10! Мы платежки недавно раскопали в сети больничной, просто обалдели! Только оклад «голый» под 90 тысяч. А от него зависят все надбавки и премии.

О взятках

Единственный способ хоть как-то выжить для рядовых врачей - брать взятки или пристроиться на теплое место. Теплое место - это престижные клиники, медицинское представительство или аспирантура в крупном вузе, связанном с разработкой фармпрепаратов. Но так везет единицам…

Взятки при мне брали под видом экстренной госпитализации. Приезжал плановый «свой больной», ему говорили: «Вот врач, ему 15 тысяч рублей отдашь, анестезиологу 7 и сестричке 5». Сейчас примерно так же, но рассчитываются «на нейтральной территории». На рабочем месте можно и полиции попасться с конвертом в руках.

- Мне никто не указывает, как я должен разрезать и как зашить, - рассказывает хирург со стажем. - Есть задача - прооперировать по показаниям. А как больной потом будет выглядеть, меня не особо должно волновать. Поэтому, если кто-то хочет, чтобы я постарался и сделал красивый косметический шов, должен понимать, что это денег будет стоить.

О лекарствах

Считается, что лекарства нынче дороги. Но ровно настолько, насколько врач захочет прописать.

- У нас договор с одной из аптек, - говорит врач-дерматовенеролог. - Рецепты на лекарства выписываются именно туда. Официально говорится больным, что там им скидку дают. А неофициально - клиника и врачи получают от аптеки «откат», процент с продажи. Заболевание можно лечить лекарствами и за 300 рублей. Но так как ко мне обращаются с сами понимаете какими заболеваниями, пациенты готовы на все. Никто не спорит, если в комплекте выписывается еще всяческая сопутствующая и безвредная ерунда на 2-3 тысячи рублей. В конце месяца, если прием хороший, к зарплате добавляется 1-2 тысячи рублей.

О бюрократии

Над врачами - где-то наверху - вообще сидят непонятные люди. Формально у нас тут всяческая поддержка, надбавки и прочее. Но взамен в медицину пришла канцелярщина. Врачам приходится заполнять массу бумаг, оправдывающих их существование. Называется это системой УЕТ - условных единиц трудозатрат. То есть прием врача пытаются ввести в какие-то рамки. Только как можно хорошо лечить, если одного больного слушаешь пять минут, а не полчаса. И при этом должен заполнить всяческие формы и статталоны, правила для заполнения которых постоянно меняются: то ручкой шариковой пишем, то гелевой, то названия сокращаем, то нет. А перерасход УЕТ - гарантированный способ лишиться премии.

Об очередях

Когда начинал работать в клинике, еще были какие-то надежды. Сейчас - нет. В больницах остались либо без пяти минут пенсионеры, либо девушки и женщины из брошенного поколения 80-х. Первым деваться некуда - они свою лямку до пенсии дотянут, потому что они и их мужья не успели рвануть в бизнес. Девушки доработают до декрета, чтобы получить маткапитал и причитающиеся пособия, но вряд ли вернутся в медицину.

- Почему очереди? Да работать реально некому! - рассказывает девушка-терапевт, готовящая сына в детский сад. - Вот я ушла из поликлиники два года назад, на мое место найти никого так и не могут! Сейчас один хороший специалист на несколько поликлиник работает. Принимает по 2-3 часа. Вот и сидят, ждут - номерки, очереди, недовольство. Недавно видела два объявления в газете. Первое - в больницу требуется педиатр, зарплата - 5 тысяч рублей. Второе - в ту же больницу требуется уборщица, зарплата - 8 тысяч рублей. Они там точно с ума посходили!

Я придерживаюсь простого мнения. Медицина вернется на нормальные рельсы через 10 лет. Когда в клинику придут работать доктора без финансовых проблем - дети богатых родителей или жены успешных бизнесменов. Например, у меня соседи в этом году отправили учиться дочку в мединститут на платной основе - 74 тысячи в год. Она сама захотела помогать людям…

От редакции. Представленные в записках мнения, конечно, лишь одна сторона медали. К примеру, в нашу рубрику «Хочу сказать спасибо» постоянно приходят благодарности медикам, не оставшимся равнодушными к чужой беде. Наверное, в этом и есть высший профессионализм и человечность, когда, несмотря на все сложности, врачи находят в себе силы бескорыстно помогать людям.

Кстати, в откликах немало примеров и того, что пусть не так быстро и еще не везде, но ситуация в медицине начинает меняться к лучшему.