Top.Mail.Ru
11 августа 2011 08:26
Общество

Как ижевчанам правильно решать конфликты с таксистами

Что делать, если таксист потребовал бОльшую сумму за проезд, но при этом в машине не установлен счетчик.

Архив редакции
Архив редакции

В прошлом номере (см. «Центр» за 4 августа) мы рассказали о новом законе, который серьезно изменит работу такси уже с сентября. Но при любом законодательстве между пассажирами и таксистами происходят конфликтные ситуации.

Объяснить, как в них действовать пассажиру, мы попросили Артема Медведева, модератора ветки «Такси» на «Марковских форумах» (Izhevsk.ru), и одного из руководителей такси «606060» Дмитрия Чичканова.

 

Таксист потребовал бОльшую сумму за проезд, но при этом в машине не установлен счетчик.

Артем Медведев: Во всех службах такси строго наказывают за обсчет клиента. Первый раз - штраф, второй - увольнение. У перевозчиков обычно установлена «тарифная сетка», в которой цена четко указана. Весь город делится на районы: центр, Буммаш, Культбаза и т. д. Исходя из маршрута и высчитывается стоимость поездки. Наиболее правильным будет поинтересоваться точной ценой еще при звонке диспетчеру. Кроме того, у части водителей может быть установлен счетчик при фиксированных ценах. В этом случае спросите дополнительно, будет ли данная поездка по тарифу или по счетчику. При отказе в обслуживании или завышении стоимости сразу же сообщайте об инциденте диспетчеру службы. Ситуация разрешится в вашу пользу достаточно быстро.

Почему нельзя заказать такси предварительно за несколько дней до поездки, например, в аэропорт?

Артем Медведев: У большинства служб такси установлены компьютерные программы для диспетчеризации процессов заказа машины. Их особенность - невозможность принимать заказы на период больший, чем одни сутки. Стандартный предварительный заказ - с вечера на утро или с утра на вечер. Такие выполняются в приоритетном порядке, это возможность минимизировать потери служб в «низкие часы». У раскрученных фирм столько машин, что им предварительные заказы как раз выгодны: водитель сразу может отметиться на заказе и знать, куда ехать через два-три часа, чем ждать своей очереди. Как правило, проблем с выполнением предварительных заказов нет, просто делайте их накануне, а не за неделю.

Как правильно отменить заказ, если чем-то автомобиль не нравится, например, он старый, разбитый, выглядит пугающе.

Артем Медведев: Машины в службах такси условно делятся на классы - эконом, стандарт, бизнес-класс. Хорошие машины в бизнес-классе, но такие поездки стоят дороже. В остальных классах используются иномарки в возрасте 5-9 лет, отечественные ВАЗы, «волги». Разбитые «шестерки» и «оды» в раскрученные службы такси уже попросту не берут. Даже «девятое» семейство «доезжает» свой век. Водителю невыгодно покупать старую и помятую машину - либо не возьмут в нормальную службу, либо поставят «в блок» за внешний вид и обяжут проходить осмотр раз в неделю. Самый простой способ гарантировать уровень авто - при заказе попросить у диспетчера машину бизнес-класса или иномарку. При этом в среднем увеличение стоимости поездки не будет превышать 20-30 рублей. Есть и маленькая хитрость: вы можете сообщить диспетчеру, что автомобиль грязный (чистота - одно из важных требований со стороны организации). Грязные машины ставятся «в блок» до наведения порядка, а вам, соответственно, предоставят альтернативную машину поприличнее.

Что делать, если у тебя крупная купюра, например, 1 000 или 5 000 рублей, а у водителя нет сдачи?

Артем Медведев: Обычно сдача с 500 рублей у водителя есть в 90% случаев. С 1000 рублей - в половине случаев. Сдачу с 5 000 рублей, очевидно, имеют единицы. Водитель - не банкомат или продуктовый магазин, поэтому с крупными купюрами в такси лучше просто не садиться. Если иного выхода нет, предупредите диспетчера или заранее спросите у водителя про сдачу. Кстати, юридически - в трудовом договоре водителя - обязанность иметь сдачу во всех случаях не прописана.

Почему в такси приходится платить за стоянку («простой»)?

Артем Медведев: Оплата «простоя» сейчас составляет около 200 рублей в час. Связано это с тем, что для водителя простой - упущенная выгода. Он мог бы выполнить заказ, пока стоит на месте, и заработать денег.

Как бороться с СМС-рассылкой рекламы служб такси? Иногда она так «достает».

Дмитрий Чичканов: Сами службы такси СМС не рассылают, мы заключаем договор о поддержке со специальными рекламными агентствами. Они располагают базой абонентов и имеют соответствующие разрешения на подобные услуги. В случае, если клиент считает рассылку назойливой, отказаться от нее просто. Достаточно позвонить напрямую в службу такси диспетчеру - «мой номер такой, прошу исключить его из рассылки». Списки «отказников» мы подаем регулярно.

Как настоять на том, чтобы таксист не нарушал правил дорожного движения?

Артем Медведев: Формально водители - это независимые работники. Они являются не подчиненными служб такси, а, скорее, их клиентами. Водитель, желающий работать в такси, получает доступ к диспетчерской службе, оказывающей информационную услугу - удаленное обслуживание и предоставление заказов. За это таксист платит определенную сумму. И подчас директору службы сложно воздействовать на своего «клиента» в спорных ситуациях. Есть закрепленные жесткие требования - водителя могут наказать за немытое авто, грязный салон, опоздания на заказ, невыполнение предварительного заказа, обман клиента. Но за нарушение скорости - нет. Опасаюсь, что после вступления в силу нового закона рынок таксистов сузится, и те, кто останется, будут вести себя с клиентами как короли мира! «У меня есть разрешение на пять лет, как хочу - так и езжу!». Так что остается только сила личного убеждения.

Есть ли «черные списки» клиентов и как из них выйти?

Дмитрий Чичканов: Да, такие списки существуют. В них попадают клиенты, которые вели себя неадекватно и агрессивно по отношению к водителю, и те, что не заплатили (долг обычно составляет 80-100 рублей и более). При звонке диспетчер предупреждает: у вас долг - и просит погасить. Это можно сделать, передав деньги тому водителю, который за вами приехал. Вы тут же будете исключены из «черного списка». А с поведением, сами понимаете, все зависит от того, что именно произошло в спорной ситуации.

Как везти ребенка, если в машине нет специальных удерживающих устройств или автокресла?

Артем Медведев: Во многих машинах такси такие устройства уже появились. Когда делаете заказ, сразу укажите диспетчеру, что нужно детское кресло. Это отобразится в заказе, и его возьмет водитель на подготовленном авто.