Дмитрию Иванову (имена и фамилии изменены, – Прим. ред.) из Пугачево 17 лет. Уже около трех месяцев он живет у бабушки, потому что из-за конфликта в школе у него испортились отношения с родителями. Дима пока не знает, как сложится его жизнь и вернется ли он к родителям. А все произошло из-за того, что учителя не захотели, чтобы Дмитрий продолжил обучение в школе после 9 класса.
«Я сделаю все, чтобы он ушел сам»
В 2015 году Дима окончил 9 класс. Он мечтал поступить в военную академию, поэтому решил продолжить обучение в школе, в чем родители его полностью поддерживали. Классный руководитель, узнав о решении, открыто заявила, что сделает все, чтобы он ушел из школы по-своему желанию. Предупредила, что после одиннадцатого класса напишет Дмитрию такую характеристику, что он никуда поступить не сможет, при этом после девятого обещала отличную, – рассказывают родители.
– Я хотела пойти к директору, – рассказывает Ирина, мама Дмитрия, – и сообщила о намерении классному руководителю, на что та ответила: «А я просто выполняю указание директора». А когда вместе пошли к директору, она от своих слов отказалась.
Уровень образования учеников девятого класса, по словам родителей, был достаточно низким, поэтому учителя всех агитировали на поступление в средне-профессиональные учебные заведения. «Государству нужны трудяги и рабы. Люди с высшим образованием государству не нужны», – говорила классный руководитель. По мнению родителей, педагоги школы оказывают давление и вытесняют всех «слабых» учеников ради рейтинга. В школе долгое время в старших классах остается по 4-8 учеников из 20-25. В классе Димы осталось 4 ученика.
С начала учебного года в десятом классе Дима дополнительно занимался с репетиторами, чтобы подтянуть базовый уровень знаний, который учителя основной школы дать не смогли. Каждый день проводились занятия с преподавателями по основным предметам.
– На репетиторов было потрачено много времени и средств: одно занятие стоит 600 рублей, а занимались мы через день в течение долгого периода, – делится переживаниями мама. – Он начал понимать программу, репетитор его хвалила, но в школе такого стремления не оценили. Он показывал нам выполненные задания, а в школе сообщали, что он ничего не выполняет.
Преподаватели в школе продолжали ставить неудовлетворительные оценки, несмотря на то, что уровень знаний Димы повышался, поэтому стремление к учебе у мальчика только падало. Учительница математики часто повторяла: «А ты большего не заслужил». После таких уроков начались проблемы с посещаемостью. О том, что Дима не посещал занятия, классный руководитель родителям не сообщала.
– Он уходил в школу, но до нее не доходил, а мы ничего не знали. Это потом я узнала, что он во время уроков сидел в больнице, потому что у него поднималось давление.
Как считает Ирина, о плохой посещаемости ее сына ей не сообщали намеренно, чтобы в дальнейшем просто отчислить за большое количество пропусков. Ей сообщалось о плохих отношениях с учителями, о невыполнении домашнего задания, о конфликтах в школе.
– Дома часто были ссоры после таких звонков из школы. Дима с папой ругались: отец заставлял его учиться, не верил сыну. Отношения у них испортились, и доверие между нами и сыном пропало.
Решил выбираться самостоятельно
После очередного конфликта с учительницей истории, Дима заявил родителям, что больше учиться в школе не будет. Чтобы родители не давили на него и не заставили идти в школу, он ушел из дома.
– Из-за классного руководителя и учителей мои родители перестали мне доверять, поддерживать меня. Я не хотел, чтобы у нас в семье снова был конфликт, поэтому решил выбираться из этой ситуации самостоятельно.
Дима ушел жить к бабушке и живет у нее до сих пор. И бабушка, и мама уговаривали вернуться его домой, к родителям, но Дима категорически против.
– Я прошу его вернуться домой, обещаю, что никто не будет на него давить. Тем более сейчас, когда ситуация с учителями прояснилась, – продолжает Ирина. – Говорю, что будем его поддерживать, но домой он возвращаться не хочет. Говорит, будет сам все решать, если близкие люди его не понимают.
После такого заявления сына Ирина пошла в школу, чтобы выяснить причины конфликтов. К директору она обращалась и до этой ситуации, но он на обращения не реагировал. Жалобы Ирины на классного руководителя, как и жалобы других учеников, остались без внимания. Письма в различные инстанции результата не давали.
Уже после того, как речь пошла о заявлении в прокуратуру, в конфликт вмешалась Администрация района и психолог.
– После беседы с психологом и принятых мер Диме предлагали вернуться в школу, но об этом и речи быть не может, – рассказывает мама Димы. – При разговорах о школе у него поднимается давление и открывается носовое кровотечение. Будем учиться в другом заведении.
Сейчас Дмитрий поступает в автотранспортный техникум Ижевска. Мальчика обещали зачислить на второй курс, если он принесет справку с оценками. Из-за большого количества пропусков оценки Димы неудовлетворительные, поэтому сейчас он выполняет задания учителей.
Другая сторона конфликта
К сожалению, классный руководитель отказалась как-либо пояснить ситуацию. Но в Управлении образования Администрации МО «Малопургинский район» рассказали, что Администрация совместно с директором и педагогами школы и психологом провели родительское собрание. С этого педагога, по словам родителей, сняли классное руководство, а директору объявили взыскание.
Там же пояснили позицию школы.
– После девятого класса ученик сам решает, учиться в школе или идти в другое заведение. Мы, конечно, с некоторыми учениками ведем беседы о том, что требования в 10-11 классе очень высокие, что не все могут сдать ЕГЭ, советуем им пойти в учебные заведения, но настаивать на этом мы не можем, – комментирует начальник Управления образования Галина Кириллова. – Вся проблема в том, что Дима не хотел учиться. Если, по словам мамы, он не знает таблицу умножения, то о каком дальнейшем образовании может идти речь? После девятого класса он с трудом получил аттестат, хорошую характеристику – перед ним были открыты двери во все учебные заведения СПО. А не сдал бы он ЕГЭ – вообще не получил бы аттестат.
Кстати!
Нормативов того, сколько 10-11 классов должно быть в средней школе, нет. Ученику достаточно написать заявление о приеме в 10 класс в любой школе, в зависимости о того, какой профиль он выбирает.
О конфликтах педагогов с учениками читайте здесь.