Скоро в школу в Ижевске: нужно ли заставлять ребенка читать список литературы на лето
Фото: архив редакции.

Скоро в школу в Ижевске: нужно ли заставлять ребенка читать список литературы на лето

Автор: | | Комментариев: 0 | Просмотров: 1930

Как объяснить, что вместо «Гарри Поттера» стоит прочесть «Робинзона Крузо»?

Многим родителям знакома ситуация: до конца каникул всего месяц, а ребенок даже не начинал читать книги по списку, выданному еще в мае учителем литературы. Можно ли за август наверстать упущенное? Как помочь ребенку прочитать хоть что-то? Разбираемся вместе с педагогом и психологом. 

Книги - это разговор ребенка со взрослым

Мария Галеева,
учитель русского языка и литературы школы № 9:
Список литературы дается школьнику, чтобы он познакомился с авторами и произведениями, которые ему предстоит изучить в следующем учебном году. А значит, чем больше книг прочитает ребенок, тем ему будет легче во время учебы, когда нагрузка и так велика.

Не стоит забывать и о том, что чтение - это в принципе полезный процесс.

Татьяна Калинкина,
семейный психолог, лайф-коуч, руководитель центра психологии и интегрального танца Velada DanZa:
Помимо того, что оно развивает память, интеллект, мышление и речевые навыки, книга - это еще и один из способов общения. Это своего рода разговор ребенка со взрослым - автором книги, возможность посмотреть на мир глазами взрослого. С точки зрения психологии это незаменимый опыт.

Список-рекомендация

Что делать, если до конца каникул три недели, а вы только-только добрались до списка литературы?

– Во-первых, честно спросите себя, для чего вам надо, чтобы ребенок хоть что-то прочитал, - говорит Татьяна Калинкина. - Если вы просто боитесь, что ему попадет от учителя - подойдите к педагогу и поговорите с ним. Объясните, что ребенок старается прочитать хоть что-то, но все вряд ли успеет.

Ученые: чем больше человек читает до 25 лет, тем более умными и развитыми будут его дети

– Надо понимать, что весь объем школьной программы по литературе в состоянии освоить лишь 5-10% детей, - продолжает Татьяна. - Стандарты изначально задают очень высокий уровень требований, до которого среднестатистический школьник просто не дотягивается. Поэтому расслабьтесь и поставьте перед ребенком реальную цель. 

Например, такой целью может быть чтение нескольких самых интересных книг или знакомство со всеми, но в коротком пересказе.

Важно понимать, что этот перечень - лишь рекомендация, и вы можете выбрать из него те произведения, которые ребенку ближе всего. Например, книги о животных.

Как заинтересовать чтением?

– Многие утверждают, что современные дети не читают из-за увлечения компьютерами, - говорит Мария Галеева. - Но на самом деле причина в другом. Возможно, при обучении чтению ребенок испытывал сложности и до сих пор чувствует из-за этого дискомфорт. Или ему в память врезалось, что читать - скучно. А может быть, у него сформировались неправильные привычки: например, он читает механически, «проглатывая» целые куски текста. Тогда воображение не успевает «проснуться».

Главное правило, связанное с детским чтением: у читающих родителей вырастут читающие дети. Но реальность такова, что взрослые часто не успевают браться за книги. Как быть в таком случае?

Установите режим

– Организуйте процесс чтения: например, попросите ребенка читать два раза в день по 20 минут. Вечером проверяйте результат, просите пересказать прочитанное. Это еще и своего рода адаптация к предстоящему учебному процессу.

Хвалите ребенка за каждую прочитанную страницу

Читайте вместе

– Пусть ту или иную книгу читает не только ребенок, но и его друзья, родители, старшие братья и сестры, затем обсудите все вместе сюжет и героев произведения, - советует Мария Галеева. - Даже если родители не любят книги, рядом все равно найдется человек, который сможет показать школьнику хороший пример.

Хвалите больше, чем критикуете

– Запомните правило: на четыре похвалы приходится одна критика, - объясняет Татьяна Калинкина. - Ребенка нужно поощрять, а все замечания встраивать в эти поощрения - так они сработают эффективнее. Хвалите его за каждую прочитанную страницу, показывайте, что вам важны его успехи. Скажите: «Какой молодец, ты столько прочитал! Давай сходим с тобой в зоопарк, ведь ты так хорошо поработал сегодня».

Объясняйте пользу чтения

Возьмите на вооружение несколько фраз, например: «Мы с папой в детстве много читали и поэтому выросли успешными, образованными людьми. Ты ведь хотел быть врачом (программистом, дизайнером)?», «Эту книгу точно будут обсуждать в сентябре все твои одноклассники, разве ты хочешь остаться в стороне?» и т. д.

И последнее: не превращайте чтение в панацею. Если ребенок наотрез отказывается читать «Робинзона Крузо» вместо «Гарри Поттера», не превращайте это в трагедию. 

Личный опыт

А что читали в детстве учителя литературы?

Валерия Мауляну,
учитель русского языка и литературы школы № 7:
Я читала запоем исторические и приключенческие романы Александра Дюма, Роберта Стивенсона, Виктора Гюго. Нас не пугал ни сложный язык, ни объем этих произведений, и в библиотеке на такого рода литературу всегда была очередь.

 

Мария Галеева,
учитель русского языка и литературы школы № 9:
Я читала приключенческие книги, а особенно любила «Робинзона Крузо» Дефо и «Волшебника Изумрудного города» Волкова. Эти книги читал мой старший брат и рассказывал мне о приключениях персонажей, но без подробностей. Поэтому мне самой было интересно узнать, а что же там дальше, и я с нетерпением ждала наступления следующего дня.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
    Социальные комментарии Cackle
    Подпишись и получай
    главные события дня на почту
    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

    С нас короткое письмо - каждый вечер
    Спасибо, я уже подписался
    Система Orphus