Почему ижевские школьники перестали ценить статус учителя?
Фото: архив редакции, yandex.ru

Почему ижевские школьники перестали ценить статус учителя?

Автор: | | Комментариев: 9 | Просмотров: 4435

В этом нелегком вопросе мы попытались разобраться с учителями и психологами.

6 февраля, прямо на уроке, учительница истории обрезала волосы ученице. Одноклассники утверждают: девочка мешала учительнице.

- Она смеялась и громко разговаривала, - говорит одноклассница. - Учительница сделала замечание, но та не успокоилась. Тогда сказала, что обрежет волосы так, что длина будет одинаковой - спереди и сзади. Подошла к Кате с ножницами и обрезала. В этот момент в классе стояла тишина. А после того, как прозвенел звонок, она встала и спокойно пошла на следующий урок.

Это не первый случай, когда происходят инциденты между учениками и учителями. В одной из школ подмосковного Краснознаменска 54-летняя учительница заметила, что школьник совершенно неправильно списал написанное на доске и не на шутку разозлилась — сломала его авторучку и отвесила затрещину. После окончания урока пострадавший мальчик ушел из школы. Мама отвела подростка к врачу, который обнаружил у пациента травму шеи.

Что стало происходить с учителями? Почему снизился статус учителя? Почему ученики потеряли к ним уважение? В этой ситуации мы попытались разобраться вместе с учителями и психологами.

- Образование перешло в другую плоскость, оно стало услугой, - говорит Вера Фефелова, директор школы № 83. – Общество перестало правильно воспринимать школу. Для них это сейф, куда можно сдать ребенка, и его обязательно научат. Хотя в Законе об образовании есть статья о том, что родители ответственны за образование детей. Но они об этом забыли.

Это подтверждают и другие педагоги, и наши читатели.

- Дети своими правами стали уже давно злоупотреблять и совершенно не хотят понимать, что помимо прав есть и обязанности! – написал на сайте izhlife.ru один из читателей.

Также, по словам преподавателей, в детях играет максимализм, они считают, что всегда правы.

- Был у меня случай, когда девочка заявила своей маме, что за то, что та ее ударила, она пойдет и напишет заявление в прокуратуру, - рассказывает Владимир Рудометов, тренер женской гандбольной команды «Университет». – Женщина не растерялась и сказала: пиши. Только помни, что тогда тебя от меня заберут, и будешь жить в детдоме. Девочка задумалась и успокоилась. Нужно показывать ребенку возможные последствия. Возможно, тогда иначе они взглянут на мир.

Но ни одно действие ребенка не должно выводить учителя из себя. Почему же это происходит? Учителя говорят о том, что виновато эмоциональное выгорание. Слишком большая нагрузка. Учитель не может прожить на одну ставку, приходится работать на полторы, на две. А это вечная занятость, допоздна в школе, подготовка к урокам, проверка тетрадей.

- У учителей зарплата не соответствует морально-психологической нагрузке, - говорит Владимир Рудометов. – А что делать? Нагрузку надо снизить, начать платить за ставку столько, сколько соответствует объему работ. А ведь это очень сложно сделать. В школе переполненность. Детей в две смены учат, перемены сокращают. Они ведь не только для детей нужны, но и для учителя, чтобы разгрузиться и перестроиться на новую работу.

Также и родителям нужно больше времени уделять ребенку.

- Большая часть просто отстранилась от воспитания, для них главное заработать, - говорит Владимир Алексеевич. – Согласен, в классе 1 или 2, родители занимаются с детьми. А потом? Просто кидают все на самотек. Так нельзя.

А вот психолог Ирина Макарычева уверена, что во всем виновата система образования:

- Нельзя сказать, что ученики перестали уважать учителей. Первоклассники так же, как и 20 лет назад, бывают очарованы своей учительницей. Пятиклассники готовы любить классного руководителя. Проблема лишь в том, что у детей еще до школы формируется мнение, что школа - это трудно, опасно и вообще не очень хорошо.

Во всем виновата система образования.

Поступление в школу - стресс для семьи. Лицеи и гимназии «надувают щеки», рассказывая, как трудно осваивать программу. Родители в итоге предъявляют завышенные требования к ребенку, сами переживают. Как результат - напряжение, которое вызывает школа как сущность.

Ребенок знает, что ответственен перед всеми - перед родителями, перед учителями. А он просто хочет жить, общаться, узнавать что-то новое.

Учитель, способный увлечь интересным рассказом, не запугивающий учеников экзаменами и контрольными, с легкостью и удовольствием общающийся с детьми - всегда любимый учитель. Но ведь чаще всего мы сталкиваемся с учителем скучным, мало читающим, недовольным нагрузкой, зарплатой, «наглыми» родителями и избалованными детьми. Как дети будут уважать такого? И увы - никакое повышение зарплаты и уменьшение нагрузки не изменит эту ситуацию. Это вопросы внутренней мотивации учителей.

Ирина Макарычева,
психолог:
Почему учителя срываются на детях? Потому что ориентированы не на детей, не на содержание материала, не на интерес к работе. А на зарплату, показатели ЕГЭ и аттестационные показатели. Безусловно, на учителя также, как и на ученика давит система. С него спрашивают «объемы», и он старательно эти объемы осваивает. Соответственно растет неудовлетворенность внутренняя и внешняя, которую необходимо как-то компенсировать. А тут под рукой всегда есть те, на ком можно скомпенсировать напряжение.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • \"Но ведь чаще всего мы сталкиваемся с учителем скучным, мало читающим, недовольным нагрузкой, зарплатой, «наглыми» родителями и избалованными детьми. Как дети будут уважать такого? И увы! никакое повышение зарплаты и уменьшение нагрузки не изменит эту ситуацию. Это вопросы внутренней мотивации учителей.\"

    посмотрите на сайте министерства образования и науки УР 
    udmedu.ru  калькулятор зарплаты:
    выбираем категорию: профессиональная образовательная организация (техникум,колледж, училище), должность преподаватель - зарплата составляет 9200 руб., а если с высшей категорией и званием \"Народный\" - 12420 руб.  - будете ли вы довольным с такой зарплатой. сам работаю в техникуме. для того чтобы педагог заработал 20 тыс, ему нужно брать как минимум 1,5 ставки + еще где то подрабатывать. преподаватели, сейчас самые ущемленные специалисты  в стране

  • Мне кажется, причины гораздо глубже, чем кажется. Мы просто не смогли ассимилироваться в рыночной экономике. Ее суть сама по себе не гуманна и требует постоянного контроля государства и общества. Конкуренция среди взрослых за лучшее место под солнцем выливается в конкуренцию учащихся между собой. Кто не сумел  поступить в лицей по разным причинам - априори лузер и недоумок (хотя в наше время достаточно быть квн-щиком, чтобы жить себе не бедно - достаточно только уметь деньги считать)). Учителя воспринимают ученики как человека, который не смог самореализоваться в жизни (он же в отличие от родителей не крутяк). Отсюда отношение - как к неудачнику, а неудачнику как инвалиду в злом обществе лучше сразу отбросить копыта.
    Только сами родители не смогут выучить своего кадра, а недоросль не сможет далее успешно развивать папин/мамин бизнес. Это должны понимать родители и далее вдалбливать в недорослей.

  • \"А вот психолог Ирина Макарычева уверена, что во всем виновата система образования:..\". А чем эта система отличается от советской?

    Правильно было написано выше: \"- Дети своими правами стали уже давно злоупотреблять и совершенно не хотят понимать, что помимо прав есть и обязанности!\" На собственном примере я вижу, что и в школах и в детских садах детей неразумных приучают знать свои права, что не плохо само по себе, НО... очень однобоко. Где про ответственность? От психологов то и дело слышишь: \"Это нарушает целостность личности ребенка\" - это я про наказание, которые те же психологи считают чрезмерными. Я не за постоянное наказание и битье детей, НО если я дома буду говорить одно, а в образовательных учреждениях будут талдычить противоположное, то каков будет результат? Причем особо яростные сторонники \"правоты\" детей постоянно утверждают, что сейчас дети не такие. И что ж теперь во всем руководствоваться принципом \"Не мы такие - жизнь такая!\"? Такие объяснения постоянно, как будто, преследуют цель оправдать неправильно ведущего себя ребенка! Кого же мы взращиваем? Людей с собственным эго, достигшим размеров кафедрального собора? Такой маленький и такой вместительный!) Люди! Так нельзя! Вряд ли такие дети станут нам опорой в старости... Я за полноценное и всестороннее воспитание, в т.ч. и в школе! Семья, конечно, первоочередное!

  • Цитата: maxrylov
    осмотрите на сайте министерства образования и науки УР udmedu.ru  калькулятор зарплаты: выбираем категорию: профессиональная образовательная организация (техникум,колледж, училище), должность преподаватель - зарплата составляет 9200 руб., а если с высшей категорией и званием \"Народный\" - 12420 руб.  - будете ли вы довольным с такой зарплатой. сам работаю в техникуме. для того чтобы педагог заработал 20 тыс, ему нужно брать как минимум 1,5 ставки + еще где то подрабатывать. преподаватели, сейчас самые ущемленные специалисты  в стране

    подписываюст под каждым словом, а еще мы- самые бесправные!!! 
  •  

    Комментарий психолога далеко от реальности. Этот человек даже близко не решил разобраться в проблеме, понять её. Грош цена такой оценке психолога. Начало было хорошее \"А вот психолог Ирина Макарычева уверена, что во всем виновата система образования:\". Реализация электронных журналов, причем совсем непроработанная услуга. Можете сами посмотреть на сайте uslugi.udmurt.ru. Если что то хотите рабочее - то школе нужно реализовывать самой, а не ждать неподвижную систему Управления образования. Разработка постоянных учебных планов из года в год, причем это, на мой взгляд, работа завучей, которую они скидывают на учителей. Не могу не вспомнить про плохую работу психологов в школе, завучей, отвечающих за дисциплину. Взаимодействие инспектора по делам несовершеннолетних и школы. Даже взаимодействие с полицией. К примеру огромная проблема по употреблению курительных смесей молодежью, Вы посмотрите сколько реально открыто дел административных на подростков, сравните эту цифру со случаями отравлений (смертей) из-за употребления курительных смесей. Я уверен, что в школах знают точно о таких личностях и о возможном распространении, даже информация доходит до завучей. Часто эту информацию передают родителям этих личностей. Всегда это не помогает, родители не могут повлиять на детей, они же им слепо верят и доверяют. А пойти сделать анализ в наркологию боятся, т.к. в будущем отразиться в личном деле их ребенка. К чему мы приходим? К началу, где все опять повторяется. Работники школы (заучи, директора) боятся \"выносить сор из избы\", сообщать в полицию. Даже если и сообщают, то полиция никак не реагирует,  ссылаясь на трудность подтверждения случившегося. И это вместо того, чтобы выехать и отреагировать, даже проведя серьезную разъяснительную беседу с выносом предупреждения, пусть даже устного. А дети в классах же всё видят, они понимают, что власти в школе нет, можно нарушать правила.  


    Не могу не отметить еще один важный аспект, который связан с воспитанием детей родителями, воспитанием хороших манер. Хоть сколько учи ребенка этому в школе, если он приходит домой и видит обратное, когда родители позволяют то, что ему запрещали в школе, разве будет он ставить авторитет школы выше чем родителей? 

    Прямая ответственность лежит на родителях, которые сбросили весь груз ответственности и обучения ИХ ребенка на школу.

    Вы можете это видеть сами, самый яркий пример - количество родителей на школьных собраниях, где обсуждаются проблемы и успехи их детей. Сравнить группы детей, чьи родители посещают собрания, а чьи нет. И все встанет сразу на свои места.

    Да и поколения родителей, чьи дети сейчас ходят в школу Вы сами видите. Взрослеющих во время потери ориентации страны на традиционные ценности. Пожинаем плоды развала.......

    В заключении хочу сказать, что от части виновата само Управление образованием, гонясь за какими - то постоянными показателями, не уделяя внимания воспитанию детей, работе с родителями. И мне кажется, что всё-таки это зависит от региона, республики.

  • Цитата: Папа
    Дети своими правами стали уже давно злоупотреблять и совершенно не хотят понимать, что помимо прав есть и обязанности!\"


    Дети - это зеркало своих родителей. Они учатся на живом примере. 
    Проблема в обществе. Посмотрите как ведут себя взрослые в магазине, в банке и т.д. Потребитель всегда прав, а сфера обслуживания утирается, но угождает любому капризу. Ну а раз там проходит,то у человека развивается повышенное чувство собственного величия. А по-простому человек становится хамлом. 
  • Цитата: Едкий Натр
    Проблема в обществе. Посмотрите как ведут себя взрослые в магазине, в банке и т.д. Потребитель всегда прав, а сфера обслуживания утирается, но угождает любому капризу. Ну а раз там проходит,то у человека развивается повышенное чувство собственного величия. А по-простому человек становится хамлом.
     

    Полностью согласен. Об уровне IQ уже можно судить по тому, как покупатели начинают есть продукты в очереди на кассе или в аптеке начинают выковыривать таблетки даже ещё не оплатив покупку. 

  • вы сами ,откликнувшиеся на статью,ведете себя по принципу \" клиент всегда прав\". вам не авторитет профессиональный психолог. а если у вас      нет авторитетов и уважения другого мнения ,откуда оно будет у ваших детей?

  • Директор 83 школы правильно все разъяснила. Чтоб удержаться на плаву и не выглядеть совершенным [бан] в глазах школьников, которые уже разбираются в социальном статусе - учителя и пашут по 2 ставке, причем умудряются давать качественные знания пока и в целом дружно существовать с школьниками. Да, школьники до класса 6-7 еще ценят учителя, но как начинается переходный возраст и далее начинается атас. Родители и сами не всегда могут повлиять на подростка, не говоря об учителе. Знаком со многими учителями - пока только на них держится наше среднее образование. Вопрос - психолог работает в школе и если работает, то в какой?

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus