Top.Mail.Ru
19 февраля 2015 10:08
Образование

Почему ижевские школьники перестали ценить статус учителя?

В этом нелегком вопросе мы попытались разобраться с учителями и психологами.

архив редакции, yandex.ru
архив редакции, yandex.ru

6 февраля, прямо на уроке, учительница истории обрезала волосы ученице. Одноклассники утверждают: девочка мешала учительнице.

- Она смеялась и громко разговаривала, - говорит одноклассница. - Учительница сделала замечание, но та не успокоилась. Тогда сказала, что обрежет волосы так, что длина будет одинаковой - спереди и сзади. Подошла к Кате с ножницами и обрезала. В этот момент в классе стояла тишина. А после того, как прозвенел звонок, она встала и спокойно пошла на следующий урок.

Это не первый случай, когда происходят инциденты между учениками и учителями. В одной из школ подмосковного Краснознаменска 54-летняя учительница заметила, что школьник совершенно неправильно списал написанное на доске и не на шутку разозлилась — сломала его авторучку и отвесила затрещину. После окончания урока пострадавший мальчик ушел из школы. Мама отвела подростка к врачу, который обнаружил у пациента травму шеи.

Что стало происходить с учителями? Почему снизился статус учителя? Почему ученики потеряли к ним уважение? В этой ситуации мы попытались разобраться вместе с учителями и психологами.

- Образование перешло в другую плоскость, оно стало услугой, - говорит Вера Фефелова, директор школы № 83. – Общество перестало правильно воспринимать школу. Для них это сейф, куда можно сдать ребенка, и его обязательно научат. Хотя в Законе об образовании есть статья о том, что родители ответственны за образование детей. Но они об этом забыли.

Это подтверждают и другие педагоги, и наши читатели.

- Дети своими правами стали уже давно злоупотреблять и совершенно не хотят понимать, что помимо прав есть и обязанности! – написал на сайте izhlife.ru один из читателей.

Также, по словам преподавателей, в детях играет максимализм, они считают, что всегда правы.

- Был у меня случай, когда девочка заявила своей маме, что за то, что та ее ударила, она пойдет и напишет заявление в прокуратуру, - рассказывает Владимир Рудометов, тренер женской гандбольной команды «Университет». – Женщина не растерялась и сказала: пиши. Только помни, что тогда тебя от меня заберут, и будешь жить в детдоме. Девочка задумалась и успокоилась. Нужно показывать ребенку возможные последствия. Возможно, тогда иначе они взглянут на мир.

Но ни одно действие ребенка не должно выводить учителя из себя. Почему же это происходит? Учителя говорят о том, что виновато эмоциональное выгорание. Слишком большая нагрузка. Учитель не может прожить на одну ставку, приходится работать на полторы, на две. А это вечная занятость, допоздна в школе, подготовка к урокам, проверка тетрадей.

- У учителей зарплата не соответствует морально-психологической нагрузке, - говорит Владимир Рудометов. – А что делать? Нагрузку надо снизить, начать платить за ставку столько, сколько соответствует объему работ. А ведь это очень сложно сделать. В школе переполненность. Детей в две смены учат, перемены сокращают. Они ведь не только для детей нужны, но и для учителя, чтобы разгрузиться и перестроиться на новую работу.

Также и родителям нужно больше времени уделять ребенку.

- Большая часть просто отстранилась от воспитания, для них главное заработать, - говорит Владимир Алексеевич. – Согласен, в классе 1 или 2, родители занимаются с детьми. А потом? Просто кидают все на самотек. Так нельзя.

А вот психолог Ирина Макарычева уверена, что во всем виновата система образования:

- Нельзя сказать, что ученики перестали уважать учителей. Первоклассники так же, как и 20 лет назад, бывают очарованы своей учительницей. Пятиклассники готовы любить классного руководителя. Проблема лишь в том, что у детей еще до школы формируется мнение, что школа - это трудно, опасно и вообще не очень хорошо.

Во всем виновата система образования.

Поступление в школу - стресс для семьи. Лицеи и гимназии «надувают щеки», рассказывая, как трудно осваивать программу. Родители в итоге предъявляют завышенные требования к ребенку, сами переживают. Как результат - напряжение, которое вызывает школа как сущность.

Ребенок знает, что ответственен перед всеми - перед родителями, перед учителями. А он просто хочет жить, общаться, узнавать что-то новое.

Учитель, способный увлечь интересным рассказом, не запугивающий учеников экзаменами и контрольными, с легкостью и удовольствием общающийся с детьми - всегда любимый учитель. Но ведь чаще всего мы сталкиваемся с учителем скучным, мало читающим, недовольным нагрузкой, зарплатой, «наглыми» родителями и избалованными детьми. Как дети будут уважать такого? И увы - никакое повышение зарплаты и уменьшение нагрузки не изменит эту ситуацию. Это вопросы внутренней мотивации учителей.

Ирина Макарычева,
психолог:
Почему учителя срываются на детях? Потому что ориентированы не на детей, не на содержание материала, не на интерес к работе. А на зарплату, показатели ЕГЭ и аттестационные показатели. Безусловно, на учителя также, как и на ученика давит система. С него спрашивают «объемы», и он старательно эти объемы осваивает. Соответственно растет неудовлетворенность внутренняя и внешняя, которую необходимо как-то компенсировать. А тут под рукой всегда есть те, на ком можно скомпенсировать напряжение.