Top.Mail.Ru
14 февраля 2014 13:33
Образование

Ижевские учителя рассказали, из-за чего чаще всего происходят конфликты с учениками

Педагоги со стажем делятся опытом выхода из острых ситуаций.

www.kinopoisk.ru
www.kinopoisk.ru

В романе «Географ глобус пропил» главный герой орет на распоясавшихся двоечников, возит их мордой по полу и пинком выгоняет из кабинета. Чем не угодил другой учитель географии московскому отличнику Сергею Гордееву, пока неясно, но в свете этих событий проблема конфликтов между педагогами и учениками встает особенно остро.

Ижевские учителя рассказали о своих взаимоотношениях с учениками и о том, как изменились причины конфликтов с советских времен.

«Проплакала всю ночь»

- Сегодня уважать педагогов стали меньше, - считает Валентина Ивановна Шагаева.

Валентина Ивановна Шагаева,
учитель английского языка с 30-летним стажем:
Если раньше дети мимо учительской крались на цыпочках, то сейчас залетают, не здороваясь, а выходя, хлопают дверью.

Моя собеседница - человек принципиальный. Спрашиваю, не приходилось ли ей сталкиваться с угрозами со стороны учеников.

- Упаси Боже! - говорит Валентина Ивановна. - Представить не могу, чтобы ученик поднял на учителя руку или угрожал ему. Увы, в моей практике был обратный случай. Это было в самом начале моей преподавательской деятельности. Я только окончила вуз и пришла на первый урок в седьмом классе. Попросила одного парня перевести фразу, а он мне: «Да че ты?..» Я дала ему пощечину и выбежала из кабинета. Всю ночь проревела, а назавтра при всех сказала ему: «Ты, конечно, не имел права мне так говорить, а я не имела права давать тебе пощечину. Извини, пожалуйста».

Валентина Ивановна Шагаева,
учитель английского языка с 30-летним стажем:
После этого я вынесла для себя важный урок: не забывать о том, что каждый ученик - чей-то любимый ребенок, и я не имею права его оскорблять.

- Ведь учитель должен быть умнее и мудрее, чем его подопечные.

Одноклассники сами наказали хулигана

- Причины конфликтов за те 45 лет, что я преподаю, остаются все теми же, - считает Татьяна Викторовна Лебедева, учитель истории и обществознания в школе № 7. - Да, современные дети чаще хамят и оскорбляют учителей куда изощреннее. Но и раньше в школе складывались острые ситуации. Например, в начале 90-х из престижного лицея не по своей воле к нам перевели десятиклассника Борю. Отец у него был при смерти, и Боря выплескивал боль и гнев на нас. В мае, за несколько дней до конца учебы, взял журнал и наставил оценок: отличникам - двоек, двоечникам-троечникам - пятерок.

Татьяна Викторовна Лебедева,
учитель истории и обществознания в школе № 7:
Мы никак не стали его наказывать. Это сделали сами дети: на «последнем звонке» не пустили на сцену.

- Один парень, у которого я была классным руководителем, в ответ на просьбу учителя выполнить задание сказал: «Будете заставлять - открою окно и выпрыгну», - вспоминает Татьяна Викторовна. - После урока я привела его к себе в кабинет, подвела к окну и говорю: «Открывай». Он на меня вытаращился: «Зачем?» - «Ты же, - говорю, - выбрасываться хотел». Он мне в ответ: «Я что, ненормальный?» - «А зачем ты такими словами разбрасываешься? - говорю. - Завтра родителей в школу». Он сразу сдулся, извинился перед учительницей и больше не выступал.

- Не страшно было так его провоцировать? - спрашиваю я собеседницу.

- Тут нужно быть на все сто уверенным в том, что это бравада, а не крик о помощи, - твердо говорит она. - Этот же ученик просто тянул время на уроке.

«Отличникам особенно тяжело»

Спрашиваю Татьяну Викторовну, что, на ее взгляд, могло толкнуть московского школьника на убийство учителя.

- Сложно рассуждать, не зная подробностей, но я почти уверена, что у мальчика был срыв, - говорит она.

Татьяна Викторовна Лебедева,
учитель истории и обществознания в школе № 7:
В моей практике были случаи, когда дети, долго носившие в себе какую-то обиду, неожиданно выплескивали ее на окружающих.

- Например, у меня в классе училась Оля - очень хорошая девочка. У нее разводились родители. Внешне понять, что Оля переживает, было почти невозможно. Но однажды после уроков мы с классом пили чай. И кто-то из мальчишек отпустил в адрес Оли невинное шутливое замечание. И тут же баночка с йогуртом, которая была у Оли в руке, полетела ему в голову.

Потом оказалось, что в этот день ее отец собрал вещи и ушел из семьи.

- Отличникам бывает особенно тяжело справиться с напряжением, - продолжает Татьяна Викторовна. - Повышенная ответственность, нагрузка... У меня был класс, в котором почти каждый ребенок участвовал в олимпиаде по какому-либо предмету. И я знала, что после того, как все закончится, нужно дать им выплеснуть эмоции. Кому-то - отдохнуть: например, отличник Вова после олимпиад всегда неделю лежал с температурой. Другим достаточно было побегать. Однажды захожу в кабинет - а там двое моих сняли обувь и носятся по столам друг за другом. Я ругаться не стала, говорю: «Пробегались? Нет? Идите в коридор». Они там еще минут десять орали, пока все не выплеснули.

«Дневник наблюдений» и собрания после уроков

- Я в каждом своем классе вела тетрадь, - рассказывает Валентина Ивановна. - В ней был список учеников и множество разных параметров: отношения с друзьями, взаимодействие с родителями, с учителями и т.д. Напротив каждой фамилии по каждому параметру я ставила пометки. Благодаря этому я понимала, кто чем живет и что нужно «подтянуть». Например, только так я решила проблему с троечницей, которая в один момент просто расслабилась и «забила» на все. При этом у нее были ярко выраженные лидерские качества, и я сделала ее старостой класса.

Валентина Ивановна Шагаева,
учитель английского языка с 30-летним стажем:
Девочка оказалась в своей стихии, и успеваемость моментально улучшилась! Сейчас она, кстати, успешная бизнес-леди, мы до сих пор общаемся.

- После уроков мой класс в полном составе приходил ко мне в кабинет, - делится своим опытом Татьяна Викторовна. - Обсуждали все, что произошло за день, разбирались в конфликтах, обсуждали оценки. Цель - не дать детям уйти домой с негативными эмоциями. Кто-то получил двойку - его нужно успокоить. Кого-то обидели - я разбиралась и наказывала виновников сразу, не откладывая в долгий ящик.

Говорят ижевчане

Как конфликтовали с учителями

Ижевчане рассказали о своих проблемах в школе

- В начальных классах учительница называла меня глупой, бездарной, часто унижала перед одноклассниками, била указкой по голове, предлагала маме перевести меня в школу для умственно отсталых детей, - вспоминает ижевчанка Юлия Мясникова. - Я после таких оскорблений сбегала с уроков, не ходила в школу неделями.

Юлия Мясникова:
До сих пор эта обида на учительницу у меня осталась, а прошло уже много лет. Мне скоро дочь в школу отдавать, и я, естественно, не отдам ее в родную школу.

- Учитель физкультуры унижал меня и одноклассников с первого по восьмой класс, - делится Павел Николаев. - Называл меня недоразвитым, слабаком за то, что я не выполнял нормативы: не мог подтянуться, по канату залезть. В девятом классе я набрался смелости и решил ему отомстить. В субботу, когда в школе почти никого не было, зашел в пустой, только что покрашенный спортивный зал. А физрук его очень любил: всегда сам красил пол, аккуратно выводил кисточкой все линии. Я взял в каморке лыжи, самые острые палки и прошелся по свежевыкрашенному полу, оставляя за собой лыжню… Свежая краска скользила идеально! Крик внезапно зашедшей директрисы, наверное, был слышен на всю школу. У нас был долгий разговор, но в итоге мне все простили.

Павел Николаев:
«Физру» я после этого не разлюбил. Наоборот, два года назад решил утереть нос физруку. Записался в тренажерку, долго занимался. Через год пришел к нему в зал, попросил уделить мне время. И сдал ему разом все нормативы: по бегу, подтягиванию, канату, прыжкам через перекладину. Он был в шоке!