Вливайся: как помочь ребенку адаптироваться к коллективу
Фото: Татьяна Лубягина познакомилась с родителями одноклассницы дочери, и они стали ходить друг к другу в гости. Лиза стала увереннее в себе и вскоре подружилась со всеми одноклассниками.

Вливайся: как помочь ребенку адаптироваться к коллективу

Автор: | | Комментариев: 0 | Просмотров: 18016

В среднем к новому коллективу младшеклассник привыкает за 2-6 месяцев. <советы психолога>

В среднем к новому коллективу младшеклассник привыкает за 2-6 месяцев. Как сделать так, чтобы это время не было мучительным для ребенка, помогли разобраться руководитель Института практической психологии Ирина Макарычева и психолог школы №74 Надежда Некрасова.

Проблема №1: ребенок стесняется

В этом году Влад Макаров пошел в 3-й класс. У него есть двое лучших друзей, и он уже не тот застенчивый мальчик, дрожавший при одном упоминании о школе.

- Он боялся незнакомых детей, очень расстроился, когда узнал, что друзья из садика не будут с ним учиться, - рассказывает мама Светлана Макарова. - В первые дни вообще ни с кем не разговаривал в классе, стеснялся. Об этом мне рассказала учительница. Тогда у меня появилась идея - а почему бы не устроить пикник в лесу для класса и родителей.

Эту идею Светлана предложила классному руководителю, и уже через неделю весь класс отправился на пикник. В игровой обстановке, в присутствии мамы Влад раскрепостился и начал общаться со сверстниками.

- Дети играли в жмурки, фрисби, вышибалы, потом мы их разбили по группам и дали задание - почистить мандарины на скорость. Было приятно смотреть, как они помогают друг другу, - говорит Светлана. - А уже в начале следующей учебной недели Влад взахлеб рассказывал о новых друзьях.

Кроме таких разовых мероприятий психологи советуют «сопровождать» малыша в это нелегкое для него время. Но не учить его, как надо вести себя, а аккуратно направлять с помощью вопросов: «С кем ты хочешь познакомиться? Что нужно сделать, чтобы подружиться? Как ты поступишь?».

- Научите ребенка делать первые шаги самостоятельно. Предложите ему сыграть в ролевую игру. Спросите, с кем он хочет дружить, и проиграйте ситуацию знакомства, - говорит Надежда Некрасова. - Помните, что исход знакомства может быть неудачным, поэтому подстрахуйте ребенка - поинтересуйтесь, как оно прошло. Если одноклассник сказал: «Нет», спросите ребенка, как он думает, почему это произошло? Найдите причину и дайте понять, что дело не в нем. Решите эту проблему и проиграйте ситуацию заново.

Проблема №2: ребенка дразнят

- Если у ребенка есть недруги, поговорите с учителем, чтобы она развела их «по углам». Ни в коем случае не надо выяснять отношения детей с родителями, иначе это может перерасти в конфликт на все 11 лет школы, - говорит Ирина Макарычева. - Объясните ребенку, что не надо обращать внимание на неприятелей, и поддержите словами: «Не дружит с тобой Маша, ну и ладно. Зато мы в гости пригласили Катю, смотри, как у вас все вместе получается».

Психологи советуют попросить учителя чаще хвалить малыша. В младших классах оценка учителя значит очень много - отношение класса к ребенку станет значительно лучше.

Проблема №3: ребенок не умеет общаться со сверстниками

Сложнее найти общий язык с одноклассниками единственным детям в семье. Они привыкли, что всегда находятся в центре внимания. Для знакомства и общения такие дети не прилагают никаких усилий. В школе они могут стать изгоями.

В прошлом году первоклассница Лиза Лубягина - единственный ребенок в семье - почувствовала это.

- Раньше, когда Лиза ходила в садик, она не была замкнутым ребенком, но, оказавшись в незнакомом коллективе, немного «зажалась». На переменах сидела за партой, никуда не выходила и ни с кем не общалась, - вспоминает мама Татьяна. - Я нашла выход - познакомилась с мамой одноклассницы Лизы, которая жила с нами в одном доме. Вместе мы стали ходить из школы домой, друг к другу в гости. Девочки постоянно играли на переменках, обменялись мобильными телефонами. Это помогло подружиться Лизе с одноклассницей, а постепенно она стала общаться и с другими ровесниками. Теперь она не только общается каждый день с одноклассниками вне школы, но и завела лучшую подругу - ею стала самая бойкая ученица в классе.

Также Татьяна с мужем постоянно участвовали в классных мероприятиях, школьных соревнованиях.

Психологи рекомендуют попросить учителя максимально задействовать ребенка в групповых занятиях. Помогут и классные вечера, и походы, и спортивные мероприятия. Другие дети будут видеть, что ваш ребенок помогает завоевывать победу в состязаниях. И за счет этого он может заработать уважение коллектива.

3 ошибки родителей

Сделай сам

- Самой частой и распространенной ошибкой родителей является то, что они пытаются принять решение за ребенка. «А ты в следующий раз сделай вот так…», - учат они его. Это неправильно. С помощью открытых вопросов, таких как: «Что ты сделаешь в следующий раз? Как поступишь?», необходимо подвести ребенка к самостоятельному решению, - советует Надежда Некрасова.

- Психологи называют это сопровождением. Нужно учить малыша самостоятельности, но при этом быть рядом.

Избегайте фразы: «Сам разбирайся, ты уже большой», она только напугает ребенка. Ему нужно понимать, что вы рядом, что бы ни случилось.

Знай свое место

Бывает, родители одергивают ребенка: «Не лезь, когда разговаривают взрослые!», «Не трогай!», «Надень шапку!» и т.д.

Так ему обозначают определенное место в семье. По словам психологов, из таких детей часто вырастают хулиганы класса.

- Ребенок копит агрессию, которую не может выплеснуть в семье, так как он не может общаться с родителями на равных, - говорит Надежда Некрасова. - Эту агрессию он может направить на одноклассников.

Драмкружок, кружок по фото

- Зачастую родители отдают ребенка в кружок, лишь бы чем-то занять во второй половине дня, но ребенку нужно предложить выбор, - говорит Ирина Макарычева. - Это не продленка после школы, а второе образование, которое должно быть интересно малышу не меньше основного. Для ребенка успехи или поражения в кружке могут помочь чувствовать себя увереннее в коллективе или лишить сил и веры в себя.

Как скоро ученики вливаются в новый коллектив

  • 56% - В течение первых двух месяцев обучения.
  • 30% - К концу первого полугодия.
  • 14% - К концу учебного года.

По данным Социальной сети работников образования nsportal.ru.

Тест

Насколько внимателен ваш ребенок

С началом нового учебного года наблюдательность и сосредоточенность станут очень важными качествами для ребенка. С помощью теста вы можете проверить, как обстоят дела с внимательностью у вашего чада.

Витает ваш ребенок в облаках или сосредоточен на учебе?

1. Рассказывает ли ребенок о том, как прошел день в детском саду или школе?

А. Нет, надо специально расспрашивать, да и то немного узнаешь.
В. По настроению: иногда сам расскажет, иногда приходится вытягивать клещами.
С. Всегда делает это сам, причем охотно.

2. Отмечает ли ребенок подробности в этих рассказах?

А. Обычно односложен, деталями не интересуется.
В. В общем - да.
С. Удивляет нас своей памятью: оперирует цветами, формами и все детализирует.

3. Для детей старше 7 лет: помнит ли дни рождения мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев или сестер, близкого друга?

А. Накануне всегда приходится напоминать ребенку об этих датах, сам он никогда о них не говорит.
В. Вспоминает, но не всегда.
С. Заранее беспокоится, тревожится, что домашние забудут о празднике.

4. Часто ли перечитывает (или просит перечитать) уже известную ему книгу?

А. К прочитанному не возвращается, его больше интересует новое.
В. Иногда.
С. Мучает взрослых такими просьбами. Иные книги прочитаны по десятку раз.

5. Расспросите ребенка, подготовившись заранее, какого цвета, например, рисунки на домашних чашках, тарелках, мисочках и т. п. Требуется именно знание цвета, а не характер самого рисунка.

А. Почти ни разу не попал в точку.
В. Угадал приблизительно 50 на 50.
С. Назвал все цвета правильно.

6. В школьных тетрадях, разумеется, все делают ошибки. Какого характера они у вашего ребенка?

А. Особенно часты пропуски букв (например, «крова» вместо «корова»), перестановка букв в слове («тсол» вместо «стол»), замена звонких согласных на глухие («дферь» вместо «дверь).
В. Ошибок достаточно много, это в основном пропуски букв и нетвердое знание правила о безударных гласных («бижать» вместо «бежать» и т. п.).
С. Никогда не заменяет звонкие согласные на глухие, а ошибки сделаны соответственно возрасту.

А теперь подсчитайте баллы. Каждому ответу А соответствует 1 балл, ответу В - 2 балла, ответу С - 3 балла.

6 баллов

Ребенок сосредоточен на самом себе, рассеян. Возможно, корень невнимания гнездится в не слишком-то доверительных отношениях с родителями, следовательно, маленькому человеку и не хочется делать усилий по активному познанию мира и, главное, делиться этим с окружающими. Больше бывайте с ним вместе в картинных галереях, музеях, будите в нем интерес именно к изобразительному искусству - считается, что художественное восприятие мира характерно для очень внимательных людей.

От 7 до 12 баллов

Ребенок хоть и радует вас откровениями, но все же чаще бывает «зажат». Внимательность не лучшее его качество, однако кое-какие успехи на этом поприще ему не чужды. Порадуйтесь этому результату, но имейте в виду - есть поле для вашей совместной деятельности.

От 12 до 18 баллов

Ваш ребенок очень внимателен. От его взора ничто не ускользнет. Если он будет еще больше читать, то к 7–8-му классу будет писать практически без ошибок - настолько развита у него зрительная память, а это свойство, как известно, способствует грамотности без зубрежки правил. Не давайте малышу лениться - контролируйте в младших классах выполнение учебных заданий, чтобы впоследствии он уверенно шел в хорошисты и отличники, а не растерял свое природное умение попусту.

Психолог Мария Гаспарова. Тест с сайта rebenok-info.com


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
    Социальные комментарии Cackle
    Подпишись и получай
    главные события дня на почту
    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

    С нас короткое письмо - каждый вечер
    Спасибо, я уже подписался
    Система Orphus