Top.Mail.Ru
8 ноября 2012 18:31
Образование

Как получить образование без отрыва от работы?

В пресс-центре медиагруппы «Центр» прошел круглый стол, в рамках которого эксперты обсудили возможности дистанционного образования.

архив редакции
архив редакции

Что такое дистанционное образование, и какие преимущества оно дает? На что следует обратить внимание при выборе вуза и специальности? На эти и многие другие вопросы в рамках круглого стола, организованного газетой «Центр», ответили представители республиканских и федеральных вузов, а также эксперты Министерства образования и науки Удмуртии.

5 наивных вопросов о дистанционном образовании

Что такое дистанционное образование?

Это обучение на расстоянии, не требующее постоянного прямого контакта преподавателя и студента.  Сегодня такое обучение в основном проходит с использованием возможностей Интернета.  

Чем дистанционное образование отличается от обычного?

По своей сути - ничем: студент так же слушает лекции, самостоятельно изучает дополнительный материал, готовится к семинарам, сдает экзамены и зачеты, пишет курсовые работы. Разница лишь в том, что при этом не нужно появляться в университете: все, что понадобится студенту - это компьютер с выходом в Интернет. По сети учащийся узнает расписание своих занятий, получает доступ к литературе, видео- и аудиоматериалам (например, лекциям ведущих профессоров вуза). Общение с преподавателем происходит как с помощью электронной почты, так и в режиме онлайн - в рамках вебинаров или онлайн-конференций. Зачеты и экзамены также сдаются в режиме реального времени. Защита диплома - в режиме видеоконференци.

Как строится процесс обучения?

Сроки обучения с использованием новых технологий такие же, как и при классическом подходе к образованию - от 3,5 года. Поступление идет наравне с общим потоком, но многие вузы дополнительно набирают студентов на платной основе. В большинстве учебных заведений цена дистанционного образования ниже, чем аналогичного очного, но дипломы выдаются единого образца.

При этом есть несколько подходов к дистанционному образованию. Оно может быть сессионным, когда основная нагрузка на студента ложится в периоды сессий, или модульным, когда все предметы группируются по модулям  в зависимости от их тематики, а студент изучает и сдает один модуль за другим в течение всего года. Учиться при этом можно дома, со своего компьютера, либо посещать специально созданные ресурсные центры - представительства вуза, где проходят онлайн-лекции, экзамены и зачеты.

Кому подходит дистанционное обучение?

  • тем, кто уже работает и хочет получить диплом, но не может брать ученический отпуск;
  • тем, кто хочет получить второе высшее образование, но при этом не имеет возможности посещать лекции;
  • женщинам, находящимся в декретном отпуске;
  • жителям провинции, которые  по каким-либо причинам не могут переехать для учебы в мегаполис;
  • людям с ограниченными возможностями.
  • людям, которые находятся  в местах временного лишения свободы.

Что дает дистанционное обучение?

Сегодня с помощью технологий дистанционного образования можно получить высшее образование, пройти обучение в магистратуре или аспирантуре, выучить иностранный язык, пройти курс обучения по программам МВА (программа подготовки менеджеров-профессионалов), принять участие в интернет-тренингах, пройти курсы повышения квалификации профессиональной переподготовки или подготовиться к ЕГЭ.

Плюсы и минусы дистанционного образования

«+»

«-»

Удобство. Студент может самостоятельно распределять собственное время, устанавливать подходящую для себя скорость обучения, выбирать удобное время для лекций и зачетов.

Необходим сознательный подход к обучению. Дистанционное образование эффективно, если у студента высокая мотивация, самодисциплина и ему интересен изучаемый предмет.  

Доступность. Качество образования не зависит от того, где студент живет и насколько он волен распоряжаться своим временем.

Недостаток практических занятий. Как правило, дистанционное образование предполагает практику, однако ее может быть недостаточно. Вот почему такой вид обучения часто выбирают те, кто уже работает по этой специальности.

Новые возможности. Освоить новую профессию теперь можно, не уходя при этом с основной работы, находясь в командировке в другом городе или в аэропорту.

Технические требования. Студенту необходим постоянный доступ к компьютеру, высокоскоростному Интернету.

Дополнительные навыки. Студент овладевает навыками работы с компьютером, новыми программами и технологиями.

Низкое качество. Необходимость тщательного выбора вуза, так как не везде есть квалифицированные специалисты, которые могут разрабатывать учебные пособия, а также преподаватели, способные вести дистанционные курсы.

 

Прямая речь

Это образование будущего

- По сути, это образование будущего, - уверен Владимир Архипов, начальник отдела профессионального образования Министерства образования и науки Удмуртии. - Если еще 10 лет назад к этому виду обучения относились скептически - мол, что мешает студенту самостоятельно скачать из Интернета те же самые учебные материалы? - то сегодня дистанционное образование признано во всем мире. В России несколько лет назад был принят федеральный закон, который ввел в систему высшего образования возможность получать его дистанционно.

 

Из личного опыта

Лучший вариант совмещения работы и учебы

- Я считаю, что дистанционное образование - лучший вариант совмещать работу и учебу, - говорит ижевчанин Марсель Вафаев. - Мне 24 года, я работаю директором-экспертом в крупной сети магазинов и параллельно дистанционно учусь в одном из российских вузов. Когда в 2010 году устраивался на работу, за плечами было только среднее образование по специальности «Финансы». Когда меня повысили до директора, понял, что нужно получать высшее образование, так как работодатели заинтересованы в том, чтобы у них трудились люди с дипломами. Поступил в вуз на специальность «Торговое дело».   Обучение выглядит так: мне выдают список дисциплин, которые я должен сдать за семестр, и дают доступ к образовательным ресурсам вуза. За мной закреплен «инспектор» - менеджер по обучению, которому я периодически сдаю зачеты. Все предметы сдаются в виде тестов, день и время сдачи я выбираю сам. Практика - автоматом, так как работаю по специальности. Плачу 11 тысяч руб. за семестр. Это очень удобно, потому что под обычный график заочного обучения никто из моих работодателей подстраиваться не будет.

  

Валентина Корякина, директор Удмуртского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики:

«Дистанционное образование уменьшит отток талантов из Удмуртии»

Особенность дистанционного обучения в МЭСИ состоит в том, что студент может не просто получить высшее образование, но и пройти обучение по программам MBA. Программа основана на принципах совмещения онлайн-обучения с сессиями и очными модулями. Записавшись на программу дистанционного образования, студент получает доступ к образовательной среде: личному кабинету пользователя, электронной библиотеке и мультимедийным электронным курсам. При этом студент учится по индивидуальному плану и в любой момент может обратиться за помощью к своему куратору.

- Студент может самостоятельно планировать время своего обучения и его интенсивность, - объясняет Валентина Викторовна. -  При этом госэкзамены сдаются в режиме видеоконференции. Участие в ней принимает сам студент, ижевские и московские члены государственной аттестационной комиссии. Диплом защищается в Ижевске. Все происходит так же, как при обучении в обычном формате. Не нужно никуда ехать, тратить свое время и деньги. И, что особенно важно, наш вуз предоставляет студентам возможность проходить практику по специальности и трудоустройство.

Ижевский филиал МЭСИ имеет возможность одновременно работать с полутора тысячами пользователей по всей республике, организовывать онлайн-конференции, лекции, проведение зачетов и экзаменов. Кроме того, сейчас МЭСИ активно использует свои технические возможности для работы со школьниками. Так, например, на ближайшие месяцы Удмуртский филиал вуза запланировал проведение единого классного часа для учащихся республиканских школ, посвященных самым актуальным проблемам современного общества в режиме вебинара. Последний вебинар, посвященный Дню Победы,  был проведен 4 мая 2012 года, в нем приняли участие 17 500 школьников республики.

- Дистанционное образование особенно важно для таких регионов как Удмуртия, ведь его развитие позволит уменьшить отток умных и талантливых выпускников школ, которые уезжают в Москву и Петербург учиться в хороших вузах, - считает Валентина Корякина. - Наши же студенты могут получить диплом лучшего государственного университета России, не покидая Ижевска.

Справка

Московский университет экономики, статистики и информатики - один из пионеров дистанционного образования в России, накопивший огромный опыт в этой сфере и работающий с использованием самых современных технологий. Удмуртский филиал МЭСИ является первым учебным заведением в нашей республике, внедрившим методику  дистанционного обучения. Сегодня этот вуз предлагает без отрыва от работы получить следующие специальности:

  • Экономика (Профили: бухгалтерский учет, анализ и аудит; налоги и налогообложение; финансы и банковское дело);
  • Юриспруденция (Профили: гражданское право, финансовое право);
  • Менеджмент (Профили: менеджмент организации, маркетинг, управление человеческими ресурсами);
  • Прикладная информатика (Профиль: прикладная информатика в экономике);
  • Бизнес-информатика (Профиль: архитектура предприятий);
  • Торговое дело.

  

Андрей Летчиков, директор Института дистанционного образования Удмуртского государственного университета:

«Если нет компьютера, можно учиться в ресурсном центре»

- Для того чтобы получать образование в УдГУ дистанционно, требуется компьютер с доступом в Интернет и несколько офисных программ, которые, как правило, установлены на каждом компьютере, - объясняет Андрей Летчиков, директор Института дистанционного образования УдГУ. - На период обучения студент получает доступ к образовательному порталу ИДО, где он может получить  комплекты электронных учебно-методических материалов для каждого курса, рекомендации по выполнению различных видов работ, а также график изучения материала по неделям, ссылки на дополнительные источники, задания на практические и контрольные работы.

Студент учится самостоятельно - дома или же посещая ближайший к нему ресурсный центр УдГУ. Сейчас таких центров семь: четыре в Удмуртии и три - за ее пределами.

- На занятиях в ресурсных центрах преподаватель и студент общаются в онлайн-режиме с помощью веб-камеры, - рассказывает Владимир Широков, заместитель директора Института дистанционного образования УдГУ по техническому обеспечению. - Студенты могут слушать лекции, задавать преподавателю вопросы, решать тесты и задания, тут же отправляя их на проверку. Работать через ресурсные центры удобно, так это позволяет студентам общаться между собой, а преподавателю – видеть сразу всю свою группу. Кроме того, мы можем быть уверены, что в центре мы сможем поддерживать максимально высокую скорость Интернета, что не всегда возможно, если студент учится из дома.

Во время дистанционного обучения преподаватели проводят регулярные консультации по своим предметам. По всем возникающим вопросам студент может обратиться непосредственно к методистам Института дистанционного образования.

Очная часть дистанционного обучения включает также обязательные сессии, которые проводятся раз в год зимой в Ижевске. Сессия включает не только зачеты и экзамены, но и лекции, лабораторные работы и семинары на базе кафедр УдГУ, а также консультации преподавателей. Средняя продолжительность сессии составляет 14-20 дней.

- Дистанционное образование, которое предлагает УдГУ, в любом случае предполагает посещение студентами университета в период сессии, - рассказывает Андрей Летчиков. - Полный «дистант» работает только в том случае, если учащийся не имеет абсолютно никакой возможности приехать к нам - например, по состоянию здоровья. Во всех остальных случаях студент все равно выезжает на сессию, просто эта сессия короче, чем у студентов заочного отделения, обучающихся в традиционной форме.

Преимущества дистанционного электронного обучения в УдГУ:

  • современный мультимедийный контент;
  • удобный интерфейс для обучения;
  • поддержка преподавателем в конференциях офф-лайн и он-лайн, включая аудио- и видеоконференции;
  • многочисленные возможности для организации и контроля обучения и приобретенных навыков;
  • повышение квалификации без прекращения своей работы.

Справка

Институт дистанционного образования УдГУ  - это структурное подразделение Удмуртского государственного университета. Институт был создан в 2009 году с целью обеспечить дистанционное обучение для студентов из других городов через ресурсные центры.

Выбор специальностей с возможностью дистанционного обучения в УдГУ огромный - это практически все направления подготовки, которые сегодня предлагает университет. Поступление при этом проходит в обычном порядке: никаких дополнительных экзаменов абитуриенту сдавать не нужно, достаточно лишь предупредить приемную комиссию о том, что вы хотите учиться через ресурсный центр.  Стоимость обучения установлена точно такая же, как и на заочной форме обучения.

 

Гульнур Файзуллина, проректор по учебной работе Камского института гуманитарных и инженерных технологий:

Мы ориентированы на работающих студентов

- Мы используем возможности дистанционного образования как для вчерашних школьников, так и для обучения студентов, которые уже имеют профильное  среднее или высшее профессиональное образование, - рассказывает Гульнур Файзуллина, проректор по учебной работе Камского института гуманитарных и инженерных технологий. - Желательно, чтобы студент уже имел опыт работы по выбранному направлению - так ему будет легче осваивать тот уровень образовательных программ, который предлагает наш вуз.

Студентов-производственников к учебе побуждают желание самореализации и самоутверждения, материальные стимулы, социальные мотивы, связанные со стремлением достичь более высокого положения в обществе и др.

КИГИТ предлагает дистанционное образование практически по всем направлениям, в том числе: нефтегазовое дело, энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, строительство, техносферная безопасность, экономика, менеджмент, реклама и связи с общественностью и др.

- Мы понимаем, что данные направления предполагают большой объем практических занятий, поэтому в институте постоянно совершенствуются лабораторные практикумы как с использованием оборудования и приборов, так и электронные лабораторные работы - рассказывает Гульнур Файзуллина. - В целом же учебный процесс сочетает самостоятельную работу студента с учебными материалами, консультации с преподавателями в интерактивном режиме,  зачеты и экзамены.

После того, как абитуриент успешно сдал вступительные экзамены, он может выбрать для дистанционного обучения одну из следующих технологий:

Кейс-технология основана на обмене текстовыми материалами на бумажных носителях; студенту выдается полный пакет учебно-методических пособий в печатном виде, индивидуальный график занятий на семестр. Зачеты и экзамены, курсовые работы выполняются студентом письменно и в установленные сроки направляются обычной или электронной почтой, или сдаются куратору студентом лично (по желанию). После проверки студенту сообщаются результаты сдачи зачетов и экзаменов. Консультации преподавателей студент может получать в письменном виде. Итоговая аттестация проводится в Институте при очном участии выпускника.

Интернет-технология основана на обмене материалами на электронных носителях, в том числе в компьютерных сетях (Интернет, региональных и глобальных, в режиме обмена текстовыми файлами). Студент, желающий обучаться по интернет-технологии, получает код доступа к сетевым учебным материалам, получает консультации преподавателей в интерактивном режиме. Обучение ведется по индивидуальному учебному плану. Зачеты и экзамены могут сдаваться в интерактивном режиме или письменном виде в установленные сроки. Лабораторные практикумы, итоговые междисциплинарные экзамены и выпускную квалификационную работу студент представляет лично.

Справка

Камский институт гуманитарных и инженерных технологий работает на рынке образовательных услуг Ижевска и Удмуртии уже 20 лет, и на протяжении этого времени главная задача вуза - дать своим студентам максимально качественное образование, которое позволит им в дальнейшем успешно работать по выбранной специальности. Поэтому Камский институт очень взвешенно подходит к использованию дистанционных технологий.

В 2012 г. институт выиграл 229 бюджетных мест в открытом публичном конкурсе среди вузов на установление контрольных цифр приема на обучение студентов за счет средств федерального бюджета и стал третьим в рейтинге по количеству бюджетных мест среди негосударственных вузов России. За последние 7 лет институт 5 раз становился лауреатом российского конкурса «100 лучших вузов России» по нескольким номинациям. 

 

Опрос

В какой форме Вы предпочли бы продолжать обучение или уже продолжаете*?

  • Дневная 37%
  • Вечерняя 9%
  • Заочная 42%
  • Дистанционная 7%
  • Группа выходного дня 5%
  • Затрудняюсь ответить 1%

*По данным ВЦИОМ
Опрос проведен ВЦИОМ в 2011 году.

В каких случаях вам было бы особенно полезным дистанционное образование?

  1. Получить базовое высшее образование в столичном вузе, не выезжая из дома. 20,6%
  2. Получить второе высшее образование без отрыва от работы. 34,5%
  3. Пройти курсы повышения квалификации по основной профессии. 18,4%
  4. Получить дополнительное образование (не обязательно высшее): управление, коммерция и т.д. 26,5%

Проголосовало 305 человек. Голосование проводилось 1 ноября на сайте Izhlife.ruи в группе «Я люблю Ижевск» Вконтакте.