Top.Mail.Ru
9 октября 2012 14:29
Образование

40 школ Удмуртии вызвались участвовать в образовательном эксперименте

В этом году, кроме начальных классов, по новым образовательным стандартам учатся и пятиклассники.

Эдуард Карипов
Эдуард Карипов

С прошлого года вся начальная школа в стране постепенно переходит на ФГОСы – федеральные государственные образовательные стандарты. Сейчас по ним учатся школьники в 1-х и 2-х классах, и каждый год к ним будет присоединяться новое поколение первоклашек. Однако Министерство образования России такой темп не устраивает, вот почему во многих школах к внедрению ФГОСов присоединяется следующая образовательная ступень – средняя, с 5-го по 9-й классы. Правда, пока только в качестве эксперимента. В Удмуртии таких пилотных школ 40.

- Не надо страшиться нового образовательного стандарта, - уверяет министр образования и науки Удмуртии Андрей Кузнецов. - Позитивного в нем все-таки больше. В прежней системе образования предметы были не связаны друг с другом, а знания «вбивались» в ученика, как гвозди. Сейчас же задача школы – научить ребенка применять эти знания на практике. Кроме того, стандарты предусматривают тесное междисциплинарное взаимодействие: например, чтобы ребенок мог применить знания, полученные на математике, в физике и так далее.

- В этом году в экспериментальном режиме со стандартами для средней ступени работает около 10% школ России, а в следующем году начнется апробация стандартов для старшей школы, - рассказывает главный разработчик новых стандартов, президент московского издательства «Просвещение» Александр Кондаков. В Удмуртию он приехал для участия в конференции работников образования, посвященной внедрению ФГОС. - Результаты введения стандартов начальной школы достаточно обнадеживающие, - продолжает Кондаков. - Во-первых, это позволило увеличить финансирование школ. Во-вторых, впервые мы конструировали стандарты, проводя масштабное социологическое исследование запросов семьи, общества и государства к результатам образования.

Иными словами, стараниями разработчиков новые стандарты будут максимально отвечать потребностям современных школьников. В частности, они предусматривают постоянное использование детьми новых технологий – персональных компьютеров, обучающих программ и фильмов, интерактивных досок и даже программируемых роботов. Кроме того, Александр Кондаков подчеркнул, что ФГОСы учат детей работать над собственными проектами.

- Самый серьезный момент для 5-9 классов – это организация проектно-исследовательской деятельности, - говорит Александр Михайлович. - Дети уже в начальной школе один час в неделю учатся разрабатывать проекты: формулируют гипотезу, ставят цель и задачи исследования и так далее – с последующей презентацией полученного результата. И ребенок осваивает очень важную для современного человека компетенцию: «Это сделал я сам, я могу это показать и обсудить результат при участии широкой аудитории».

Конечно, внедрение ФГОСов не проходит абсолютно гладко. Главная проблема – нехватка квалифицированных учителей, которые способны воспринимать все нововведения адекватно и при этом быстро переучиваться. Специалисты считают, что начинать надо с вузов:

- Выпускники наших педагогических вузов, к сожалению, пока еще не владеют всеми навыками, нужными для работы с новым инструментарием в рамках стандартов, - говорит Андрей Кузнецов. - Но мы на уровне республики договорились о том, что мы этот вопрос будем решать. Что касается нехватки учителей, то здесь ситуация следующая. Понятно, что у нас по демографическим причинам становится все больше учеников в начальной школе. Не хватает учителей с должным уровнем подготовки, но с этой задачей в республике неплохо справляется институт повышения квалификации. Должен заметить, что есть учителя, у которых в работе с новыми стандартами просто горят глаза, ведь тот инструментарий, который пришел в школы, помогает им интересно, доступно и наглядно представить свой урок.