Top.Mail.Ru
4 октября 2012 10:12
Образование

«Все вопросы решаю через президента… класса»

Ижевские учителя обычной и элитной школ рассказывают о своей работе, учениках и жизни.

Эдуарда Карипова
Эдуарда Карипова

В ижевской гимназии № 83 Ольга Жерневич работает уже много лет, и яркая, кипучая школьная жизнь - вполне в ее духе. Даже о проблемах своей профессии она говорит легко и весело: мол, что поделать, такова жизнь.

Ольга Жерневич
Учитель математики гимназии № 83.
Классный руководитель 11 «а».
Стаж: 26 лет, высшая категория
В этом году в рамках нацпроекта «Образование» стала лучшим учителем года и получила поощрение в размере 200 тысяч рублей.

О любви к балету и проверке на прочность

- Когда я заканчивала школу, модными профессиями считались портниха и продавец промтоваров, - рассказывает Ольга. - Многие мои одноклассницы выбрали этот профиль, кто-то даже поехал поступать в московские вузы. Я тоже пыталась, но не прошла по конкурсу и вернулась. Поступила на физмат УдГУ.

После окончания вуза Ольга по распределению попала в школу №76. По ее словам, в первый же месяц ей пришлось пройти настоящее «боевое крещение».

- Проверку на прочность мне, вопреки обыкновению, устроили не ученики, а сама профессия. В школе было всего два математика. Первый месяц я работала по 72 часа в неделю - каждый день по 12 уроков, включая субботу, - вспоминает Ольга Владимировна. - Помню, приходила домой и сразу выключала и телевизор, и радио. Хотелось тишины.

Кстати, вполне возможно, что, сложись все по-другому, мир сейчас знал бы Ольгу Жерневич как выдающуюся балерину.

-  В школе я занималась балетом и, видимо, даже подавала какие-то надежды. Педагог посоветовала родителям отправить меня в Ленинград, в балетное училище. Но папа тогда сказал: только через мой труп. Он всегда считал, что балет - это что-то эфемерное, в отличие от математики. Но я до сих пор танцую, до недавнего времени даже занималась в танцевальной студии, - улыбается учитель. - Кстати, это странно, но многие мои подруги - математики в вузе - вполне профессионально занимались танцами. Видимо, есть какая-то связь между балетом и наукой.

Жизнь по законам стереометрии

- Главное - показать детям связь между математикой и реальной жизнью, - считает Ольга Владимировна. - Все-таки это очень сложная наука. А моя задача - сделать ее максимально осязаемой и очевидной. Своим детям я задаю вопрос: почему измерительные приборы стоят обычно на трех ножках? Да потому, что, согласно первой аксиоме стереометрии, через три точки, не лежащие на одной прямой, можно провести только одну плоскость. Значит, прибор будет стоять максимально устойчиво! Или еще - почему новогоднюю елку ставят в крестовину? Да потому что работает признак перпендикулярности прямой и плоскости, и елка стоит прямо.

Заинтересовать детей математикой помогают и различного рода игры - вроде брейн-ринга, где на время нужно быстро и красиво решать сложные задачи. В школьниках просыпается азарт и желание доказать, что они лучшие. Ольга Жерневич старается, чтобы ее класс участвовал во всех подобных турнирах - не обязательно математических.

- У нас даже есть девиз – шуточный, конечно, но все-таки… «Либо мы побеждаем, либо не участвуем». В прошлом году, например, стали лучшим классом школы. А однажды отправились в пиццерию и кино - поздравляли мальчиков с 23 февраля. На обратном пути зашли в музей Калашникова, а там - викторина, посвященная ижевскому оружию. Мы ответили лучше всех и выиграли сканер. Теперь он стоит в моем кабинете. 

Зачем в классе нужны президент и премьер?

Из учеников гимназии выбирают президента, причем по всем правилам - с предвыборными программами, дебатами и тайным голосованием. Ольга Владимировна очень гордится, что эту почетную должность занимает ученик ее 11 «а».

- А еще мы выбираем президента класса. Мне так легче: все вопросы я могу решить непосредственно через него, - рассказывает Жерневич. - Вообще каждый ребенок в моем классе отвечает за какое-либо направление жизни коллектива. Премьер-министр - это староста класса, министр спорта занимается турслетами и спортивными состязаниями, пресс-центр выпускает стенгазеты и так далее. У каждого - своя зона ответственности.

Дети сами проводят классные часы, участвуют в мероприятиях, выступают перед родителями… Спрашиваю Ольгу Владимировну, зачем все это нужно - у выпускников ведь и так нагрузки хватает.

- Это опыт взрослой жизни, - объясняет учитель. - Например, есть у нас девочки, ответственные за дежурство в классе. Их задача - составить график дежурств в «Эксель». Сначала они не знали, как это сделать, одной даже мама помогала, но сейчас уже научились и могут «состряпать» любую табличку за несколько минут.

«Не могу сидеть на месте»

Ольга Жерневич признается: большую часть «движухи», как называют внеклассную активность современные дети, инициирует именно она.

- А у меня характер такой - зажигательный, - говорит Ольга. - Я не могу сидеть на месте, мне все время нужно что-то делать. Например, в этом году мы вводим электронные дневники и журналы, и меня назначили ответственной. А еще я в первых рядах, когда в гимназии проходят выборы. 14 октября буду секретарем участковой избирательной комиссии в четвертый раз. Да, это сложно и хлопотно - нужно не только следить за порядком, но и каждые два часа отчитываться о явке, а потом оставаться в школе до тех пор, пока не закончится подсчет голосов. Помню, был случай, когда жители соседнего дома почти в полном составе пришли на участок в одно и то же время! Образовалась огромная очередь, потому что каждого нужно было отметить в списках.

- Но мне такая жизнь нравится, и я не представляю себя в другой профессии. Разве что балериной, - смеется Ольга Жерневич.

 

Порывистая и откровенная, Валерия Мауляну рассказывает обо всем, что накипело и наболело за годы практики. Она и на уроке такая же - сразу овладевает вниманием класса и, как хорошая актриса, не отпускает свою «публику» ни на секунду, рассказывая им о Пушкине и Лермонтове.

Валерия Мауляну
Учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры в школе №7.
Классный руководитель 4 «а» класса.
Стаж: 25 лет, высшая категория.

Большая разница

- Давайте будем честными: в простых школах, таких, как наша, мотивации у детей никакой, - говорит Валерия Анатольевна. - Они приходят сюда не ради знаний, а ради общения. Приходится постоянно их заинтересовывать новыми формами подачи знаний. Лицейским учителям - теоретически, конечно - этим заниматься не обязательно: они могут взять любую стандартную программу и очень успешно, стабильно по ней работать. Все равно ребенок в лицее откликнется на посыл учителя, пойдет за дополнительными знаниями в библиотеку или залезет в Интернет… А мы в простой школе просто вынуждены искать новые технологии, новые хитрые способы дать детям знания - а вдруг на этот раз сработает?

По словам Валерии Анатольевны, дети в обычной школе отличаются от лицеистов отношением не только к учебе, но и к жизни в целом.

- В головах у многих из них вместо четкого жизненного плана - сплошной разброд и шатание. Да, это нормальные дети с осмысленными взглядами, но они пока сами не знают, чего хотят. В семье им не могут помочь найти себя, ведь многие из них в принципе не интересны своим родителям. И что такой ребенок думает и чувствует, никого не волнует. Если учитель каждый день не будет переламывать эту ситуацию, у него к 11 классу за партами будут сидеть овощи, как бы грубо это ни звучало, - говорит Мауляну.

Молодые уходят, а пенсионеры возвращаются в школу

Почему в школе так много одиноких женщин? У меня раньше муж не выдерживал, кидал тетради и кричал: «Чтобы дома этого не было!». Сейчас привык. Нормальная женщина, придя домой, занимается семьей, а учительница - проверяет тетради и готовится к урокам.

На вопрос, зачем готовиться, если за столько лет учебная программа должна уже от зубов отскакивать, Валерия Анатольевна отвечает:

- Так дети же каждый год разные! Я готовлюсь в зависимости от того, какой класс придет ко мне завтра - будут это умные, хваткие и быстрые дети, или вялые, непослушные, которых нужно заинтересовать совсем иначе. Дети меняются с каждым годом, а тем более - с каждым поколением. Никто уже не смотрит учителю в рот, как это было с нами. Каждый ребенок воюет с педагогом - за свою свободу, за возможность делать то, что ему хочется. И если ты не будешь им интересен, вместо урока получится хаос и анархия.

Почему у вас написано «дети» вместо «учащиеся»?

- Каждый год в августе и сентябре мы работаем как секретари-делопроизводители, - рассказывает Валерия Анатольевна. - Образовательные программы, составленные в Москве, мы должны перепечатать в особым образом составленную таблицу. Это нужно не учителям, а проверяющим. Они приходят и начинается: «А почему у вас эта колонка не на втором, а на третьем месте? Почему у вас написано «дети» вместо «учащиеся»?» Проверяющему неинтересно, как ты работаешь, он не будет сидеть на твоем уроке, не откроет твой шкаф, который ломится от накопленных за годы дополнительных материалов… нет, он смотрит только на то, как составлена таблица!

- Лично я бы вообще отменила оценки в 5, 6 и 7 классах. По моему опыту, они нужны только родителям и - опять-таки - для отчетности. Например, у нас творческий урок. Мы работаем  с литературным произведением, занимаемся поиском, общаемся. Нам отметки не нужны. Мы уже друг друга оценили, и каждый ребенок знает, хорошо или плохо он поработал. Но я все равно должна поставить оценки - хотя бы несколько. Вот и приходится брать их из домашних заданий, из старых проверочных работ, еще откуда-то…

По словам Мауляну, в школе вообще чересчур много формализма, много лишнего, ненужного, неважного.

- Я против формы, - говорит она. - Понятно, что в оранжевых штанах с лампасами ты ходить не будешь. Но почему дети - такие разные - должны надевать одинаковые костюмчики? Ну перестаньте вы бороться с джинсовой тканью, не это сейчас главное в школе, не это вызов времени! Задача учителя сегодня - восстановить ту связь времен, которую наше поколение оборвало, когда одна страна сменилась другой. Старое поколение очень сильно задолжало новому, потому что когда-то  оставило его без ориентиров, в одиночестве. Вот это и заставляет меня оставаться в профессии - необходимость крепить связь между старым и новым поколениями.

 

Комментарий эксперта

Как изменилась современная школа?

- Я уже шесть лет на пенсии, но из профессии пока уходить не хочу – занимаюсь репетиторством, - говорит Валентина Ивановна Шагаева, учитель английского языка. – Мне очень интересно сравнивать старую школу советского образца с современной, особенно сейчас, когда все вокруг только и говорят о реформах. Сначала ввели ЕГЭ, теперь меняют стандарты образования. С одной стороны, это хорошо: школа не должна стоять на месте, она не может работать по раз и навсегда установленным правилам, ведь общество-то меняется. Но, с другой стороны, некоторые изменения, на мой взгляд, не совсем продуманы. У того же ЕГЭ очень много недостатков, которые, надеюсь, со временем будут исправлены. Все-таки ограничиваться только тестированием при проверке знаний нельзя.

- Изменилось и отношение к учителям – им больше не смотрят в рот, их мало кто уважает и слушает, - продолжает Валентина Ивановна. - Знакомые учителя говорят, что современные дети – этакие пижоны, считающие себя самыми умными. В некоторых лицейских классах ученики ждут отличных оценок просто потому, что их родители платят за учебу большие деньги! Да и учителя уже не те, что раньше. Если лет тридцать назад в учителя шли по призванию, то потом в школы хлынул поток тех, кто просто не мог больше никуда поступить. Таким, с позволения сказать, «педагогам», дети совершенно не интересны, а школу они рассматривают как нечто временное, пока не найдется более достойная, с их точки зрения, работа.

С другой стороны, безусловно, много и положительных изменений – например, техническое оснащение школ. Я, например, приветствую электронные дневники и журналы. Но техника это техника, и нет ничего драгоценней живого слова, тем более, если это слово учителя.

 

Кстати

Совсем скоро учителя Удмуртии получат свои первые после сентябрьского повышения зарплаты. Напомним, с 1 сентября они получают на 13,4% больше. При этом средняя зарплата учителя в республике достигнет 15 836 рублей. Как отметил министр образования и науки Удмуртии Андрей Кузнецов, планируется, что в следующем году средняя зарплата учителя перешагнет отметку в 17 тысяч рублей. Причем, в отличие от прошлого года, повышение зарплат коснулось не только учителей: суммы в «платежках» вырастут у всех, кто работает в сфере общего и дошкольного образования.

Еще одна возможность для учителя заработать больше - победа в конкурсе. Так, например, с 2006 года в Удмуртии награждают лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование». Сейчас 1000 лучших учителей по всей России получают по 200 тысяч рублей. В Удмуртии средства выделяются для 12 победителей. Со следующего года принимать участие в конкурсе смогут  не только школьные учителя, но и воспитатели в детских садах, педагоги дополнительного образования и другие категории работников образования.