Top.Mail.Ru
11 сентября 2012 17:33
Образование

За 15 лет число читающих школьников сократилось в два раза

Нужно ли в эпоху «ВКонтакте» и кабельного ТВ приучать ребенка к чтению? И как это сделать?

Для одного из прошлых номеров газеты «Центр» мы готовили материал об известных ижевчанах и их поступлении в первый класс. Вспоминая школу и сравнивая ее с нынешней, где учатся дети и внуки, герои грустно качали головой - одно из главных разочарований новой системы образования - отказ школьников от чтения. С ними согласились и простые родители, которые порой чуть ли не силой усаживают подростков за Пушкина, Гоголя и Толстого.

Посчитаем, как читаем!

По данным программы «Развитие муниципальных библиотек» на 1998-2000 годы, в библиотеках Ижевска 30 процентов читателей составляла категория «юношество» (еще 45 процентов дети и 25 - взрослые).

По данным отчета о состоянии библиотечной сети Ижевска в 2011 году, категория «юношество» составляет лишь 15 процентов (дети - 44 процента, 11 процентов - дошкольники и 30 процентов взрослые).

Таким образом, посещать библиотеки за это время перестали примерно 18-20 тысяч школьников и подростков - это 10 больших школ города «полным составом».

 

«Лучи из космоса на чтении не сошлись»

Для генерального директора ижевской телекомпании «ТНТ-Новый регион» Елены Бобровой отсутствие интереса к русскому языку и литературе со стороны младшей дочери-школьницы, выражаясь языком героев ситкомов телканала, «потеря потерь». Руководитель смеется - в школе укорять начинают сразу по профессиональному признаку - «как так, Елена Алексеевна, с вашим-то опытом в журналистике?».

- Я не знаю, как появилась эта проблема, - признается Елена. - Старшая дочь - другая, всегда сама ставила себе цель. Например, поступить в Москву, значит, в Ижевске нужно учиться лучше всех. А младшая - как сейчас модно говорить - ребенок-индиго. С первого класса повелось: школа нравится, друзья отличные, учиться - «не хочу, не буду, никогда и ни за что». Русский язык и чтение категорически не выносит. Ей совершенно неважно, «а» или «о» пишется в слове - из космоса же лучи не сошлись на всем этом.

Елена Боброва признается - помогла телекомпания. Дочь, как сын полка, проводила на ТНТ все свободное время. Особо ее привлекали компьютерщики-дизайнеры.

- Специально подговоренные и заранее проинструктированные сотрудники рассказывали дочери «басни», - смеется Елена. - Для того чтобы стать дизайнером, нужно образование, и не только рисование, но и математика, русский язык. А уж литература, развивающая эстетическое и красивое восприятие мира - предмет номер 1. И постепенно, примерами и уговорами выровняли ситуацию.

 

Время книги уходит?

В аналогичной ситуации оказался известный в Ижевске продюсер концертного проекта «Свежий воздух» Антон Янцен. Старший сын Яков вырос на «домашнем чтении». С детства его окружали книги, и спать без многочасового «чтения на ночь» он никогда не ложился. Теперь Яша день за днем повергает в шок родителей, углубляясь в чтение биографий известных музыкантов, военные энциклопедии и подобную взрослую литературу.

- С младшим сыном, Марком, ситуация другая, - рассказывает Антон. - Можно сказать, что мы немного в части чтения его «запустили», может быть, отдали свободное время мультикам или просто меньше требовали, как от всех младших. Пару лет назад заметили - к книгам сын не тянется. Пришлось в экстренном порядке разрабатывать «план спасения». В распорядок дня вернулось чтение перед сном, причем с таким посылом, чтобы сын сам выбирал книгу, а не только мы навязывали интересы. И теперь рады, что оба по собственной инициативе берут книги с полок.

Впрочем, Антон Янцен признается - он уже не уверен, что массовое чтение должно считаться некоей нормой. Да, хорошо, когда ребенок сам читает и подолгу не расстается с книгой. Однако источники информации XXI века - Интернет, массовое телевидение - вероятно, закономерно, убирают главенствующую роль книги. Все способы получения информации становятся равными, говорит Антон, и родители, наверное, не вправе требовать от детей налетов на библиотеки.

 

«Гарри Поттера сначала прочитала, а не посмотрела»

Дочь директора концертной компании «Promo-Group» Владислава Пименова Лиза, по признанию отца, счастливое исключение из «нечитающего» правила. За прошлое лето семиклассница лицея № 41 осилила десяток толстых книг, включая всего Шерлока Холмса. Ранее «проглотила» «Мастера и Маргариту» и романы популярного Дэна Брауна. И это не считая школьной программы.

- Из класса у нас «сами» читают человека четыре - остальные ограничиваются тем, что обязаны делать по школьной программе, - признается Лиза. - А мне интересно! Трудно объяснить словами. Бумажная книга, особенно если она не новая, а прошла до тебя нескольких читателей, дает удивительное ощущение от переворачивания страниц, углубление в содержание. Это захватывает! Наконец, книга - это важно для моего развития. Благодаря литературе я легко могу найти темы для беседы с людьми намного старше меня.

Лиза рассказывает - многие книги прочитываются параллельно с телевизионными версиями. Произведения Артура Конан Дойля появились после телесериала канала ВВС «Шерлок». Книги о волшебнике Гарри Поттере Джоан Роулинг - наоборот, на противопоставлении с кино.

- Я фильм не смотрела, думала, какая-то сказка, - признается Лиза. - Но мама посоветовала именно почитать - я оторваться не смогла!

А довольный отец радостно добавляет - теперь лучший подарок для дочери - это книга.

 

Как ижевчане приучают детей к чтению

6-7 лет: Домашний театр и подарки от тети Феи

- Когда мы решили, что пора увлечь чтением моего младшего брата Сашу (ему было около 7 лет), превратили это в игру, - рассказывает ижевчанка Лилия Галауова. -Разыграли по ролям сказку «Красная Шапочка». Сказали брату, что выступать будем перед бабулей и дедулей. Зная, что его похвалят, он очень старался: что-то выучил, что-то читал с листочка. Потом пользовались этим же методом: например читали сказку по ролям - он был Колобком, а я - остальными персонажами. Вместе же веселее. Вот так и появился у него интерес к чтению.

Комментирует Татьяна Ходырева: Для маленьких детей такой метод - самый эффективный. В этом возрасте основной деятельностью ребенка является игра, а не учеба, поэтому прививать интерес к чтению, действительно, лучше в игровой форме. Устраивая домашние спектакли, читая вместе по ролям, мы даем малышу возможность вложить в свои реплики настоящее чувство, представить себя героем сказки, ощутить новые эмоции. В этом возрасте важны даже не знания, которые дает книга, а впечатления. Но тут важно понимать, что ребенка нельзя заставлять читать - это может вообще отбить у него охоту брать в руки книжку.

- У сестры дочку Алину по-другому приучили, - продолжает Лилия. - Перед сном сестра читала ей вслух, а наутро под подушкой Алина находила записку: «Ты так хорошо читала вчера, спасибо, мне очень понравилось. А теперь загляни в свой ящик, там сюрприз. Твоя тетя Фея». Клали по мелочи: конфетку, резиночку, но ей очень было приятно. Через пару дней сама нас тащила читать.

Комментирует Татьяна Ходырева:

- Чтение на ночь - это очень хорошо. Малыш привыкает каждый вечер слушать сказки и потом начинает читать уже самостоятельно. Но совсем не обязательно каждый раз поощрять его подарками: у ребенка вырабатывается что-то вроде рефлекса, и он читает не для себя, а в ожидании похвалы. Лучше не давать малышу конфетку, а поговорить с ним. Пусть он, засыпая, представит - как выглядит Дюймовочка, какие у нее волосы, глаза. А утром пусть нарисует ее. Это развивает творческое воображение и подогревает интерес к чтению.

 

10-12 лет: семейные чтения

- Mоя десятилетняя дочь Миа читает книги с 4 лет, причем сама, - рассказывает ижевчанка Виолетта Чикуркова. - До школы читала более активно, но, как говорит сама: «Меня сначала не заставишь читать, а потом не оттащить от книги». Столь неактивное чтение книг я связываю исключительно с отсутствием примера для подражания. В нашей семье скорее застанешь папу за просмотром ТВ-программы о планетах и археологических загадках, чем за книгой. А я, мама, читаю книги по ночам в основном, когда дочь уже спит. Поэтому ребенок любит смотреть ТВ и бороздить просторы Интернета, на книги остается меньше времени.

Дети не виновники того, что чтение книг уже перестало быть нормой. Сегодня так много возможностей для саморазвития: и Интернет, и спутниковое ТВ: они, на мой взгляд, предоставляют другой, более «комплексный» формат информации. Например, интересуясь акулами, Миа находит сразу не только ответы на вопрос, сколько зубов у белой акулы, но и получает множество фото, другие интересные факты и ссылки на статьи. Этим летом я пыталась повлиять на ребенка, советовала выбрать интересную книгу, прочесть и рассказать. Не скажу, что все мои советы были услышаны, но часто заставала перед сном дочь с книгой в руках в постели. Неделю назад мы с мужем посоветовали нашему ребенку почитать Жюля Верна, «Дети капитана Гранта», причем решили читать вместе. Теперь у нас «вечерние семейные чтения». Что будет дальше - посмотрим...

Комментирует Татьяна Ходырева:

- Семейные чтения - это прекрасно. Причем читать можно и по очереди: сначала мама, потом папа, потом ребенок - конечно, если он сам выразит такое желание. Согласна с Виолеттой: чем меньше ребенок видит взрослых за книгой, тем меньше у него будет интереса к чтению. Что же касается телевидения и Интернета… книг они все равно не заменят. Они могут их дополнить - с помощью иллюстраций, видео- и аудиоматериалов, но все-таки наибольший образовательный эффект достигается в том случае, если ребенок не только смотрит картинки, но и сам что-то читает.

 

13-16 лет. «Сама составила дочке список книг на лето»

- Моя старшая дочь Катя в этом году закончила 6-й класс. Я спросила ее, что им задали читать на лето. И крайне удивилась и возмутилась, когда узнала, что на лето сейчас ничего не задают, - делится опытом Ольга Маркова, журналист и кулинар. - Я полезла в Интернет, нашла примерные списки литературы, которые рекомендовали детям 13 лет, и выбрала из них 15 произведений. Список переписала Кате в блокнот, отвела ее за руку в детскую библиотеку. Из списка дочка сама выбрала Кира Булычева «Девочка с земли» и «Миллион приключений». Мы взяли книгу, и дочка читала по несколько часов в день. Сначала я ее заставляла, напоминала, что пора книгу или продлить, или сдать и взять другую. Потом дочка сама стала ходить в библиотеку, сама брала книги и читала без напоминаний. Своей младшей дочке Марусе я тоже составила такой список, но с ней чтением занималась уже бабушка, так как дочка все лето проводит у нее. Я считаю, что дети должны читать. И не только современную литературу, но и те книги, на которых росли мы. Это развивает детей, заставляет мозг работать.

Комментирует Татьяна Ходырева:

- Радует, что мама искренне заинтересована в том, чтобы ее дети читали, и хорошо, что Ольга не ограничивается только современной литературой. Любой родитель в силах сформировать собственный список, тем более что начинаться он может с самых интересных книг, которые точно «зацепят» ребенка.

 

Комментарий специалиста

Хотите вырастить успешного человека - приучайте ребенка к чтению

- Чтение ребенку необходимо, - считает Татьяна Ходырева, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ. - Оно одновременно развивает мыслительные процессы и при этом дает нравственные ориентиры, формирует характер. Каким образом?

Читая книги, ребенок привыкает мыслить - анализировать, сравнивать, вычленять главное. Это касается не только учебной, но и художественной литературы. Причем развивать эти умения в современном информационном обществе, когда на нас каждый день обрушивается огромный поток информации, просто необходимо. Хотите, чтобы ваш сын или дочь стали в будущем успешными людьми, с легкостью справлялись со своими повседневными и профессиональными обязанностями, решали проблемы - приучайте их к чтению. Начитанный человек виден сразу: хотя бы по тому, насколько грамотна его речь и насколько он интеллектуально развит. Ведь «человек читающий» более адекватно оценивает ситуацию, быстрее находит правильные решения, имеет больший объем памяти, он более критичен, самостоятелен в суждениях и поведении.

- Почему книги лучше мультфильмов? Мультфильмы воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка яркими образами, - объясняет Татьяна Ходырева. - Когда ребенок все видит на экране, у него не остается места для воображения и собственного осмысления. В книге нет ни видеоряда, ни аудиоряда, и малыш должен сам все это выстроить, а потому задействуется больше мыслительных функций.

- Родители могут помочь ребенку полюбить книги в любом возрасте, не обязательно в младшем школьном, - уверена Татьяна Ходырева. - Главное - учитывать его возрастные особенности и его интересы. Не вмешивайтесь грубо в течение жизни подростка, а попытайтесь сделать так, чтобы у него проявился интерес к книге. Объясните, что из книг он может узнать что-то, что лично ему будет не просто полезно, но интересно. Узнайте его увлечения и предлагайте - ненавязчиво! - книги на эту тему. Можно использовать и интерес подростков к современным фильмам, например, сага «Сумерки». Как путь привлечения к чтению эти фильмы отнюдь не так плохи. Скажем, подросток смотрит фильм, потом ему становится интересно почитать книгу, и тут задача родителей - не высмеивать его интересы, а развить их в правильном направлении. Не надо сразу после «Сумерек» рекомендовать ему «Войну и мир». Подберите книги с похожей тематикой, но лучшего качества, проявите свой интерес к ним.

 

А как у других?

В школах Финляндии, Канады, Норвегии, Австрии ввели новую должность - учитель чтения. Этот педагог не учит детей грамоте, он делает из них компетентных читателей, развивает их читательские навыки, учит работать с текстом и понимать его.

  

Тем временем

Читать станет выгодно

Буквально через месяц в Ижевске заработает новый интернет-проект «Читайка». Его разрабатывают при поддержке филиала в Удмуртии известного сотового оператора Tele2. Директор представительства Марат Кабанов уверен: пропаганда чтения в среде подростков - задача почти государственной важности.

- Основой станет Интернет-портал - мы запускаем его в октябре, - рассказывает Марат. - На нем мы предложим ряд тестов по школьной программе изучения литературы. За верные ответы - бонусы в виде пакетов СМС-сообщений, доступа в Интернет и минут на разговоры.

Марат уверяет - даже если школьники будут скачивать ответы из сети Интернет, он будет считать проект состоявшимся.

- Мы не ставим целью посадить детей за книги, но вызвать интерес к чтению, к литературным героям, - это уже будет победой, - говорит Марат. - Я вижу, что дети перестают читать. Наша задача, как в старинной пословице, дать школьнику «удочку», чтобы тот научился ловить знания.

Заявка проекта будет отправлена на конкурс в благотворительный фонд Reach for Change, который основан головной компанией Tele2 - холдингом Kinnevik. В случае выбора ее из более чем 1 500 других, опыт Удмуртии будет перенесен в регионы России.

Мнение эксперта

Нашим библиотекам добавить бы «лоска»

Директор централизованной библиотечной сети Ижевска Светлана Гусева не скрывает - читателей в библиотеках города с каждым годом меньше. Но зато количество посетителей (приходят посидеть в Интернете или послушать лекцию) - растет (в среднем в год в библиотеки обращается 110-112 тысяч человек).

- Недавно к нам приезжал писатель Илья Бояшов, - рассказывает Светлана Юрьевна. - Он заметил: «Любят сейчас говорить, мол, «не читают». Но и в советские времена активными читателями считались около 5 процентов населения страны. А сейчас читают не меньше. В глобальном смысле - достаточно». Меняется формат чтения, библиотека становится источником стартовой информации, знакомит с книгой, со справочной литературой, периодикой. Наконец, помогает в работе с интернет-источниками (очередь на интернет-курсы для пожилых в библиотеках города - на два месяца вперед).

Светлана Гусева приводит пример своего сына. Говорит - тот может не читать месяц, а потом его не оторвать от книги. Это обычное дело для молодых читателей.

- Сейчас появилась электронная книга, сын приходит в магазин, смотрит новинки по 400 рублей, а потом скачивает их либо в свободном доступе, либо за 80 рублей в он-лайн магазинах, - улыбается Светлана Юрьевна. - Меняются и интересы! Есть масса книг, которая просто не может быть понятной школьникам и подросткам, хотя она и считается классикой. В то же время растет спрос на литературу, которая написана хорошим русским языком, но относится к современным жанрам. Того же писателя-фантаста Сергея Лукьяненко читают взахлеб. А стоит пройти по телевидению очередной экранизации классики - книг в библиотеке не найти. Так было с «Тарасом Бульбой», «Мастером и Маргаритой», «Игроком».

- Нашим бы библиотекам добавить немного лоска, - добавляет руководитель. - В этом смысле мы пока не можем конкурировать с ресторанами и кафе. Но по большому счету, библиотека - больше, чем полки с книгами. Это место для встреч, общения и, говоря, современным языком, «тусовок».

В подтверждение Светлана Гусева показывает список мероприятий, не связанных напрямую с чтением, которые проводятся в библиотечной сети. Здесь и литературные вечера, и мастер-классы, и концерты, и мультимедиа-проекты.