Top.Mail.Ru
26 января 2012 15:16
Образование

Когда ижевским школьникам можно рассказывать «про это»?

В эфире радиостанции «Адам» схлестнулись сторонники и противники введения в школах уроков полового воспитания.

Специалисты настаивают на обучении в школе в рамках «Полового воспитания» гармоничному построению отношений во взрослой жизни
Специалисты настаивают на обучении в школе в рамках «Полового воспитания» гармоничному построению отношений во взрослой жизни

В эфире городского радио «Адам» обсудили возможное введение в школах предмета «Половое воспитание». Вокруг него сломано немало копий. Одни считают, что открытый разговор со школьниками пойдет во вред, другие призывают к осторожности в разговорах о том, откуда берутся дети, третьи умоляют рассказывать школьникам как можно больше.

В обсуждении участвовали врач-сексолог Анатолий Бубин и журналист газеты «Центр» Андрей Попов.

Нужен предмет или нет?


«Против»

Андрей Попов: Разумеется, говорить о сексе и учить всему, что с этим связано, нужно и важно. Но я опасаюсь, что в случае введения предмета в школах не найдется необходимых кадров, педагогов и учителей, которые способны адекватно рассказывать «об этом» интересно, так, чтобы запомнилось и приносило реальную пользу. В мои школьные годы такие уроки в школах проводились рамках предмета «ОБЖ», у нас их называли не иначе как «маски-шоу» - по аналогии с известной юмористической программой. Единственный человек, который может грамотно, вменяемо и без смущения говорить со школьниками о сексе на их языке - это школьный психолог.

«За»

Анатолий Бубин: Не стоит учить в школе собственно самим элементам секса и тому, что с этим связано отдельно. Но стоит преподавать правила построения гармоничных отношений. Однажды подростки станут молодыми людьми и девушками, у них появится семья, дети. И задача курсов - правильно готовить их к будущей совместной жизни, рассказывать о любви, чувствах, выборе партнера. Мне кажется, что уроки стоит назвать «Нравственность и пол». И в его преподавание крайне важно включать родителей, как базу для воспитания человека.

Когда начинать обучение

Андрей Попов: Я против школьного курса, полагаю, что стоит начинать с детского сада. Там объяснять строение человеческого тела и разницу между мужчинами и женщинами. А заодно рассказывать родителям, как им правильно отвечать на детские вопросы, «откуда я взялся и какова в этом роль папы и мамы». Иначе получится, как в анекдоте, когда отец усаживает сына-школьника рядом и серьезно предлагает: «Нам нужно с тобой поговорить о сексе». А сын ему устало: «Папа, что тебе интересно об этом узнать?». Я уверен, что попытки ввести предмет «Половое воспитание» в школе будут ограничиваться «сверху» по моральным и этическим нормам, мол, как так, рассказывать 10-12-летним о сексе, мы же их развращать будем! Но, простите, уже в 12-13 лет начинаются первые беременности и аборты. Эта «группа риска» должна быть готова заранее.

Анатолий Бубин: Врач-сексолог - это не тот, кто обучает технике секса. Он рассказывает о чувствах, о добре и зле. Половое воспитание - часть общего воспитания, культуры, если хотите. И, конечно, именно преподавание стоит начинать со школы, можно с первого класса или когда решат родители. Что касается технологии преподавания, я вижу ее так. Сначала собираются родители заинтересованных классов. Для них проводится «пробный урок», который убеждает их (или не убеждает) в необходимости введения предмета. Обучение не под «одну гребенку», только тогда, когда необходима информация. Урок не в лекционной форме, а в виде дискуссии. И функция учителя - отвечать на созревшие вопросы. В противном случае подростки так и будут черпать информацию на улице в извращенной форме.

Чему учить?

Андрей Попов: Очевидно, что в старшей школе, где, скорее всего, введут занятия, поздно говорить о «базовых вещах», они и сами все знают. Я - за наглядность примеров. Например, водить парней в кожно-венерологический диспансер, показывать детям толпу мужиков, идущих на диагностику венерических заболеваний «после праздников». А девочек - в перинатальный центр или роддом, демонстрировать, что такое аборт на самом деле, насколько «слово» отличается от «дела». Одного раза хватит для формирования хотя бы такой простой мысли, как обязательное использование средств контрацепции для профилактики СПИДа, гепатита С и нежелательной беременности.

Анатолий Бубин: Здесь я согласен. Неважно, как рано или поздно в школах будут говорить о сексуальном воспитании. Это все равно будет профилактикой, а она - основа предупреждения любой болезни. И, кстати, статистика подростковой заболеваемости венерическими заболеваниями показывает, что цифры - незначительные, процент детей в общей массе обращающихся - смехотворно низкий. Подростки, к счастью, крайне осторожны и куда более разборчивы, чем взрослые. Наша задача - учить и школьников, и их родителей быть здоровыми.

Взгляд со стороны

Алла Сибирякова, ученица 10-го класса Гуманитарного лицея, проходящая практику на радио «Адам», оценила эфир со стороны:

«Для моих сверстников, я думаю, хватило бы нескольких лекций по данной тематике в год. Постоянный предмет не то чтобы лишний, но вызовет нездоровый ажиотаж, особенно если уроки для мальчиков и девочек будут общими. Сейчас к нам периодически приходят студенты из медакадемии, которые рассказывают о контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем, большинство разговаривает об этом с родителями. И, в общем, проблем с информацией у школьников нет».