Top.Mail.Ru
14 сентября 2011 14:37
Образование

Как ижевские студенты собирали клубнику в Финляндии и строили спортивные объекты в Сочи

Ижевские студенты летом-2011 строили канатную дорогу в Сочи, собирали клубнику в Финляндии и даже прокладывали газопровод на полуострове Ямал.

Ксения Ворончихина работала на сборе клубники в Финляндии всё лето
Ксения Ворончихина работала на сборе клубники в Финляндии всё лето

Ижевские студенты летом-2011 строили канатную дорогу в Сочи, собирали клубнику в Финляндии и даже прокладывали газопровод на полуострове Ямал.

Парни и девушки в штормовках с нашивками – такими были стройотрядовцы советских времён. Тогда после двух-трёх месяцев «вкалывания» в отдалённых от цивилизации районах можно было скопить на хороший магнитофон или мотоцикл.

Сегодня в стройотряды рвутся не столько заработать, сколько интересно провести время. Это не просто бригада работников, а коллективная форма жизни с традициями типа сухого закона, отказа от курения, с творческими мероприятиями, кострами, походами, а также весьма успешными попытками превратить работу в праздник.

Во Всероссийском союзе студенческих стройотрядов (ВССС), созданном несколько лет назад, так и говорят: «Мы пытаемся взять лучшее от комсомольских коллективов прошлого века и применить к сегодняшним студентам. Ведь люди остались прежними: им хочется романтики и крепкой дружеской поддержки!».

Конкурсный отбор

Попасть в стройотряд можно через родной вуз. Однако 100%-ной гарантии, что там будут свободные места, нет. В некоторые стройотряды – довольно серьёзный конкурс: к примеру, на строительство олимпийских объектов в Сочи, или на раскопки за границу: в Болгарию, Турцию. Группа студентов МГУ как-то даже ездила в греческий Афон на восстановительные работы в мужской монастырь.

Нужно учесть, что приоритет, как и в советские годы, отдаётся отличникам учёбы и поведения.

Наши люди

В этом году стройотряды из Ижевска побывали в разных уголках нашей родины: Москва, Тамбов и Белгород, олимпийская стройка в Сочи, Екатеринбург и Анапа, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Архангельск. Даже на газовом месторождении на полуострове Ямал также работали ижевские студенты.

ВОЖАТЫЙ Яна Мерзлякова, ИжГТУ:

- В прошлом году, отправляясь на студенческую «Целину», я работала проводником, в этом была вожатой. «Вожатый – профессия-птица». Так говорится неспроста! У каждого вожатого есть возможность дать детям то, что, порой, не могут им дать родители. Каждый из них – индивидуальность, и к ним нужен свой подход, независимо от возраста: 16 им или 9 лет.

Приятно, когда дети запоминают тебя, с восторгом бегут обниматься, говорят «спасибо». Они тебе улыбаются, и твоё настроение сразу же улучшается. Лагерь – это маленькая жизнь. Я, надеюсь, что скоро сюда вернусь!

ПРОВОДНИК Анастасия Коровина, СОП «Ланселот»:

- Сейчас я с улыбкой вспоминаю свой самый первый рейс. Когда я шла на перрон, у меня дрожали коленки. Народу – полный плацкартный вагон! Откидная площадка в тамбуре не открывается, мне помогают сами пассажиры. В вагоне топят титан на протяжении всей поездки. Но он закалил нас настолько, что все остальные рейсы показались легкими. Очень повезло с начальником поезда, которая прощала нам все ошибки и недочеты, а их, поверьте, было много.

Но самые замечательные рейсы проходили с родным отрядом. Каждый рейс мы устраивали спевки по станции «Саратов». Пассажиры были в восторге от своих проводников. Стоишь плечом к плечу со своим отрядом, а вокруг люди, которые хлопают и восхищаются.

Целинная свадьба – тоже знаменательное событие. Всё как в реальности, только выкупаешь невесту, бегая по составу. Ни один пассажир не пожалел подарка молодоженам.

Это лето навсегда останется в моей памяти. Я научилась ладить с любыми людьми. У меня были самые лучшие пассажиры. А главное: наш отряд сдружился, словно единая семья.

Сочи-2014

Если в 2009 году в Сочи было задействовано всего 150 студентов железнодорожных и строительных вузов РФ, то в 2010 году в полномасштабной сочинской стройке приняли участие уже около 2-х тысяч студентов из России, Армении и Казахстана.

Вечерами были турниры по футболу, волейболу и шахматам, творческие конкурсы и фестивали. Были семинары по истории олимпизма и паралимпизма, знакомство с экологической стратегией «Сочи-2014».

СТРОИТЕЛЬ Артем Никитин, ССО «Д.Э.М.С.»:

- Эта целина была для меня первой! Кандидаты, бойцы, старики: на целине все мы стали одной семьёй – единой, могучей и сильной. И настолько сплоченной, что порою начинало казаться – ничего невозможного для нас уже нет.

Первые дни пребывания в окрестностях города курорта на юге России показались раем: море – рядом, отменное 3-хразовое питание, кондиционеры в номерах. Затем из Адлера мы передислоцировались на 40 км вверх по реке Мзымта. И Красная Поляна приняла нас с распростёртыми объятиями. Принимающий нас «Мостоотряд-46» отставал по срокам сдачи дороги из-за затянувшихся дождей, посему подмоге были очень рады.

Меня никогда не покинет то ощущение братства, когда отряд буквально становился единым организмом. Когда на всех будто бы одно дыхание. Одно сердце. Одна жизнь. Длиною в лето.

Роман Байбеков, командир ССО «ГРАД»:

- В этом году мы работали на строительстве нового городского района «Академический» в Екатеринбурге. Конечно, сильно уставали. Первые две недели для нас были самыми сложными. Но потом все пошло как по маслу: кладка стала получаться быстро, красиво и качественно. Мастер нами гордился. Вообще, рабочий день там начинался полвосьмого утра, а вставали мы и того раньше – в шесть часов. И так все полтора месяца. Работали по 12-13 часов шесть дней в неделю. Нужно сказать, что и заработали мы хорошо, все ребята вернулись домой довольные.

Наш отряд стал третьим среди 26 участников со всей страны. Я считаю это заслуженной победой! Если некоторые поначалу думали, что целина – это просто один из способов заработать деньги или возможность получить зеленую куртку, то они ошибались. Это нечто большее, сближающее. Это очередной экзамен, пройдя который мы научились не только работать, но и дружить.

ГАСТАРБАЙТЕР Ксения Ворончихина, ИжГСХА:

- Я работала на сборе клубники в Финляндии всё лето. Первый месяц было очень трудно: работали по 12 часов в день, иногда и больше. В отличие от других ребят, мы жили почти в «раю»: у нас был свой домик с 3 комнатами, душ. В каждой комнате – туалет. И кухня отдельно. Плюс ко всему мы могли каждый день ходить в сауну и бассейн. А те, кто жил на ферме, жили в бараках, без электричества. Душ на 60 человек, и горячей воды на всех не хватало: мылись по 4 минуты каждый.

Я долго приставала к местным: «Дайте, я прокачусь тут по территории!». Они все отказывались, отшучивались, что-то на своем языке говорили. Потом дали нам с подругой байкерские шлемы, и мы с ними поехали. Показали такие редкие места, о которых знали только местные жители.

В общем, я рада, что справилась с «трудовым семестром» на все 100!

Иван Юскин, ИжСХА:

- Самыми прибыльными среди студентов считаются поездки в Англию. Все остальные страны – это типа рабочего тура: посмотреть немного страну, ну, и повкалывать! И уж поверьте: работать за границей надо так, как вы нигде до этого не работали! Все нужно делать очень быстро. Мой рекорд был 33 ящика клубники за день. В Шотландии у нас была девочка, у нее прозвище было маленький МУК (Машина для Уборки Клубники) она рвала по 100 -130 ящиков в день.

Есть, конечно, мелкие неприятности, типа вредного «чекера» (проверяльщика) или потери своих стикеров с ящиков. Но с другой стороны, работа есть работа, и возможностью поработать в другой стране – пренебрегать не стоит!

Сильно надеяться на то, что вы круто заработаете – не надо, ибо ваш доход зависит от вас самих, от погоды, от фермы и еще от много факторов. Были случаи, когда люди после недели работы продавали свои вещи, чтобы вернуться (просто тяжело им было на грядке стоять). Были те, кто по приезду покупали машины, квартиры, ну и те, кто просто отбивал поездку, одевался и смотрел страну. Я даже знаю забавных ребят, которые работая на ферме накопили деньжат, взяли day-off и уехали на Кипр.

Оплата труда в стройотрядах:

  • олимпийские объекты: 20-30 тыс.руб./месяц
  • строители: в среднем, 60 тыс.руб. за лето
  • сельхозтруд: 50-60 тыс.руб. за сезон
  • проводники в поездах: от 15 тыс.руб./месяц
  • вожатые и воспитатели в лагерях: 10 тыс.руб./месяц.