Top.Mail.Ru
14 декабря 2017 11:41
Экономика

Когда Удмуртия перестанет отдавать большую часть дохода в федеральный бюджет?

Председатель Совета Федерации подняла вопрос перераспределения налоговых доходов.

pressfoto.ru
pressfoto.ru

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в интервью изданию РБК заявила о необходимости пересмотра перераспределения налоговых доходов между федеральным центром и субъектами. Если проще, то в регионах нужно оставлять больше средств. А это для нас здравоохранение, образование, строительство новых школ, больниц. Если говорить конкретно об Удмуртии, то мы отдаем в Москву 61%. То есть больше половины.

– Концепцию межбюджетных отношений федерального центра с регионами нужно менять. В частности, субъектам надо оставлять больше собственных источников налоговых доходов. Нельзя ставить субъекты в абсолютную зависимость от федерального центра: распределение всех доходов в стране должно быть сбалансированным, – рассказала Матвиенко.

К середине ноября 2017 года в Удмуртии собрали более 120 млрд рублей в виде налогов

Все против «50 на 50»

Оптимальным вариантом для Удмуртии считается вариант «50 на 50»: половину отдавать федерации, другую половину оставлять в регионе. Эту идею еще с 2015 года активно продвигал экс-глава республики Александр Соловьев, но не получил поддержки на федеральном уровне. В марте 2016 года депутаты Госсовета отправили в Госдуму России законопроект, который вносил изменения в налоговый кодекс и позволял бы оставлять больше средств в нашем регионе. Но Минфин данную инициативу не поддержал. Против соотношения «50 на 50» выступил Александр Бречалов, отметив, что большую часть налогов в регионе платят представители федеральных компаний.

– А теперь задайте себе вопрос: а где здесь наша роль? Ну что мы такого сделали уникального, что должны претендовать на большую часть оттуда? У нас изначально неверный подход. Мы же разбирались сейчас с бюджетом, открыто разговариваем сейчас с коллегами моими в Правительстве. Такое потребительское отношение: вот видите, сколько мы даем много, дайте нам. А нам и так дают больше – 34% оставалось в 2015 году, сейчас уже 39%, – рассказал Бречалов.

«50 на 50» не поддержал полномочный представитель Президента России в ПФО Михаил Бабич, отметив, что обеспечить одинаковый уровень жизни населения во всех регионах можно только при существующей системе перераспределения налогов.

Выживать за счет дотаций

При том что Удмуртия отдает большую часть доходов, обратно она тоже может получить те же самые средства, достигая желаемой пропорции «50 на 50», за счет участия в федеральных программах, когда Москва дает средства на ремонт дорог, соцобъектов и так далее. Но проблема в том, что когда мы получаем деньги по какой-либо федеральной программе, то должны тоже вложить средства.

– Мы можем заявляться во множество программ, но надо понимать, что в этих программах мы будем участвовать своими средствами тоже. Например, 80% – федеральные деньги, 15% – из бюджета республики, 5% – из муниципального бюджета или вложений граждан. И сейчас главная проблема – изыскать деньги в напряженном бюджете Удмуртии. Но у нас высокая степень закредитованности региона и значительные средства идут на выплаты по прошлым долгам. И мы не имеем права влезать в новые, даже ради участия в программах, – рассказал депутат Госдумы России от Удмуртии Алексей Загребин.

Если вопрос с бюджетными кредитами удается решать за счет реструктуризации, то остается проблема с кредитами коммерческими (на 31 млрд рублей), где совсем иные ставки и обязательства. По словам главы региона Александра Бречалова, ставку удалось снизить на 1,1% (в апреле она была в районе 10,8%, сейчас 9,7%). И дальнейшее решение этого вопроса – ключевая задача властей республики всех уровней.

Придут ли к решению?

Разговоры о том, что перераспределение между субъектами и федеральным центром должно быть в пропорции «50 на 50», идут давно. Но проблема в том, что при тех, кто выступает «за» (Валентина Матвиенко), всегда есть те, кто выступает «против» (Михаил Бабич). Возникает вопрос, почему у политиков такие разные мнения.

По словам экспертов, здесь все дело в отсутствии конкретики со стороны Матвиенко. Дело в том, что она не стала называть конкретных мер, которые позволят изменить концепцию межбюджетных отношений. Она не объяснила, какие налоги должны оставаться на местах, как в целом должна выстраиваться новая система.

– Сейчас со всеми регионами выстроено деление налоговых поступлений примерно «60 на 40». И те, кто предлагает что-то менять, должны конкретизировать. Проблема Матвиенко в том, что она сказала «а», но не сказала «б». И мне понятен консервативный подход некоторых чиновников, потому что лучшее – враг хорошего. Понятно, что надо развивать регионы, но понятно и то, что любые перемены могут иметь непредсказуемые последствия. Окончательное решение все равно будет за председателем Правительства и Президентом, – прокомментировал политолог Константин Калачев.