Ижевский учитель о том, как учителя и ученики стали заложниками системы

| | Комментариев: 17 | Просмотров: 6421

Честная колонка о том, почему отчеты не отражают реального положения дел в сфере образования.

Думаю, неэффективность образовательного процесса в особых доказательствах не нуждается. Школа давно не справляется со своей задачей, но сегодня школа – это театр абсурда. Я сейчас говорю об общеобразовательных школах и оставлю за рамками лицеи, гимназии, хотя и там далеко не все благополучно.

Максимум половина учащихся может считаться успешно осваивающими образовательную программу. Другая половина на выходе дает практически нулевой результат. Нет не только представления о системе предмета, как того требует программа, но и отсутствуют элементарные знания и умения. Весь подразумевающийся мыслительный процесс, все то, что должно развивать, остается вне зоны досягаемости. У школы одна задача: выпустить с аттестатом.

Когда же начинается разрыв между тем, кто способен освоить программу, и тем, кто не способен?

Любой опытный учитель начальной школы спрогнозирует дальнейшую успешность или неуспешность ученика. В пятом классе явные неуспевающие уже очевидны для всех: дети не удерживают информацию, не владеют элементарными навыками учебного труда. Попытки наверстать не дают должного результата. А в классе седьмом такие дети перестают учиться вообще. Содержание образования не рассчитано ни на развитие ребенка, ни на элементарное усвоение большинством школьников. Оно так и не стало деятельностным. Идея нового федерального стандарта зависла в воздухе и осела пылью на отчетах. Нет никаких индивидуальных траекторий, отсутствует разноуровневое обучение и сами инструменты, позволяющие по-разному подходить к обучению и воспитанию детей с неодинаковыми возможностями и интересами. Школа погружена в методический хаос: она не руководствуется естественной потребностью детей, реальным уровнем их развития, а выполняет указы сверху.

У нас нет гибкой системы: она вся построена на подчинении, на подавлении. Когда нет свободы выбора, тогда не может быть ответственности за свой труд. А у нас ученик не только ничего не выбирает, он еще зачастую и не может делать то, что ему приказано, поэтому сама система вызывает отторжение и противоречит здравому смыслу. В итоге неуспевающие дети или раздавленные, или озверевшие.

Дети развиваются по-разному. Безусловно, им нужен индивидуальный подход, нужна своевременная помощь, чтобы не запускать учебный материал. Какими ресурсами располагает здесь школа, если сегодня она выживает в условиях жесточайшего кадрового голода? 40 учебных часов в неделю вместо 18-ти – существующая реальность для многих учителей. Добавим к этому классы, где находится около 30-40 учеников. Вот на этом месте надо вообще забыть о качестве и перестать заниматься лицемерием: в таких условиях качества быть не может.

Я не знаю, чего больше – цинизма или наивности – у тех, кто утверждает, что от профессионального выгорания спасает творческий труд. В условиях 40 часов не спасает ничего. Разве что равнодушие спасает от сумасшествия.

Сегодня системе не нужен хороший учитель, ей нужен учитель удобный. Мы учим поверх голов, «выдаем программу». Что проверяет Рособрнадзор? Выполнение программы. Программа пройдена – это главное. А то, что она успешно прошла мимо сознания, – это в отчетах не отражается. И на этом фоне, когда в школе работать некому, сегодня внедряется профстандарт педагога. Нас снова ожидает шквал липовой отчетности.

А она у нас потрясающая. Там никогда нельзя показывать реальную картину. Там всегда должны быть показатели соответствия госзаказу: «освоили», «внедрили», «успешно выполнили». Есть некие «позорные» цифры, которые надо изживать. Позорные цифры из отчетов благополучно исчезают, а вот проблемы остаются. Их никто не решает.

Главная задача всей школы сегодня – не «зажечь звезду», а «дотянуть до аттестата» и избавиться от неугодных детей в переполненных классах. Но, подстегнутая гонкой за местом в рейтингах, школа изображает в отчетах «всестороннее развитие и повышение качества образования». Парализованная уродливым управлением, система продолжает поставлять обществу педагогически изуродованных детей. Она катком проехалась по всем нам, ибо мы все – дети, родители, учителя – оказываемся ее заложниками.

Пора перестать лгать. Вот тогда можно будет решать главную задачу: искать тот путь, который будет не унижать, а приносить пользу и чувство удовлетворения всем участникам образовательного процесса. Школе нужна правда.

 

Анна Инютина, учитель русского языка и литературы (Ижевск)


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • Права, Анна. Пора уже давно отказаться от всеобщего среднего образования и не тянуть "за уши" тех, кто не желает учиться. Читать и писать научился и шуруй в дворники. Многие школы легко освободятся от "балласта".
  • Ух ты, неожиданно адекватная статья. Интересно, сколько времени она провесит на сайте? Выборы же скоро. Жалко только, что скорее всего большинство читателей пройдет мимо, т.к. неудобно воспринимать, что оказывается не одна школа виновата в низком уровне образования.
  • Полностью поддержу автора. Сама работаю в высшей школе, картина очень похожа. Куча красивых бумажек и отчетов, прикрывающих гниль российского образования. Решение проблемы? Добавить еще больше красивых бумажек и отчетов
  • Браво
  • Благодарю за правду и восхищаюсь Вашей смелостью! Но увы... Болезнь образования слишком далеко зашла и в этой системе ее не вылечить
  • Отчасти не согласна со статьей. Поясню на своем примере. У меня сын в школе учился ниже среднего, предлагали даже в спецшколу перевести. Рассказывать школьную эпопею не буду ,но 11 лет прошли, как в аду . Что сейчас имеем? Учится в магистратуре и идет на красный диплом!!! Не надо ставить крест на школьных неучах.
  • В точку каждое слово!!!
  • А в какой сфере у нас по другому? Где нет красивых цифр, нарисованных для отчетов и всякого рода докладов? Вся страна живет по статистике и отчетам хорошо, даже замечательно и те проблемы, которые у нас существуют, всякими возможными и невозможными способами изживаются. Год от года все сильнее развивается медицина (видимо в сторону оказания платных услуг)...Развивается у нас промышленность (когда везде и повсюду закрывается производство). Год от года улучшаются показатели в сельском хозяйстве (при том, что заброшенных полей хотя бы даже вокруг города становится все больше и больше)....Год от года, пятилетка к пятилетке....все развиваемся и развиваемся параллельно тупея на принятых к вооружению передовых достижениях Запада.
  • как раньше: три класса церковно-приходской...печально это все
  • Автору: "Браво!!!". Жаль, что ничем хорошим для Вас это, вероятнее всего, не обернется. Не любят правду у нас(((
  • Полностью согласна. Все правда.
  • Советская школа как решала проблему : тянешь физики-химии-математики идёшь в 9-10 класс и потом в ВУЗ, не тянешь - после 8 класса велкам получать профессию и плюсом 10-летка, поэтому учителя спокойно относились к разным способностям детей, к тому же сейчас на выходе ЕГЭ - достаточно объективный показатель. А вот нехватка учителей это серьёзно. Значит надо вернуть обязательную отработку - педвузы-то пока не позакрывали. Очень сумбурно написано откровение - столько всего в одну кучу, даже перечислить трудно.
  • Наконец-то что-то полезное появилось на этом сайте. Побольше бы таких статей. Действительно умственные и физические возможности различаются, всех же под одну гребенку гребут. Такие требования и условия образования может выставить лишь лицо, которому плевать на систему образования. Президент значит делает всё, чтобы женщины рожали, а какой-то непонятно кто в системе образования, сидит и своими программами ломает психику детей, которые в итоге становятся абсолютно безразличными к обучению. Мало того, те кого отсеяли в сторону слабаков, пытаются [удалено]. У ребенка должно быть Детство и время на Детство. А не понятные бесконечные образовательные программы, придуманные лицом "Горе от ума".
  • Браво!!! Всё по делу сказано.
  • тема [удалено] не раскрыта. местами написано что нужно менять, но не написано самого главного, КАК добиться результатов.
  • КАК добиться результатов автор сказала: "Надо перестать врать". Понятна мысль, что это лишь пол дела. Вторая половина дела - это посадить в тюрьму всех тех, кто заставляет россиян врать. Но об этой второй половине автор сказать не может, потому что это тут же будет расценено как призыв к насильственному свержению власти, и посадят саму авторшу.
  • Перестали строить коммунизм, перестали развивать людей. При этом страной правят в общем примерно те же, кто от развития и уходил. Ну а раз они сами от него ушли - то какой смысл ждать от позитивных изменений? Оно не про это. Система теперь основана на минимальном количестве туда-сюда элитного образования и основной массе низкой базы. Другое дело, что когда закончатся по старости все на данный момент взрослые учителя и преподаватели, то и элитное образование кончится. Кое-кто поедет забугор учиться, правда условным золотым это не факт, что поможет. Насколько можно судить, современная полит и бизнес элита даже своим детям не предоставляет хорошего, глубокого образования. В конечном итоге всё будет держаться на самородках, видимо.
Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus