Top.Mail.Ru
6 февраля 2018 16:29
Моя история

Ижевский учитель о том, как учителя и ученики стали заложниками системы

Честная колонка о том, почему отчеты не отражают реального положения дел в сфере образования.

Моя история

Думаю, неэффективность образовательного процесса в особых доказательствах не нуждается. Школа давно не справляется со своей задачей, но сегодня школа – это театр абсурда. Я сейчас говорю об общеобразовательных школах и оставлю за рамками лицеи, гимназии, хотя и там далеко не все благополучно.

Максимум половина учащихся может считаться успешно осваивающими образовательную программу. Другая половина на выходе дает практически нулевой результат. Нет не только представления о системе предмета, как того требует программа, но и отсутствуют элементарные знания и умения. Весь подразумевающийся мыслительный процесс, все то, что должно развивать, остается вне зоны досягаемости. У школы одна задача: выпустить с аттестатом.

Когда же начинается разрыв между тем, кто способен освоить программу, и тем, кто не способен?

Любой опытный учитель начальной школы спрогнозирует дальнейшую успешность или неуспешность ученика. В пятом классе явные неуспевающие уже очевидны для всех: дети не удерживают информацию, не владеют элементарными навыками учебного труда. Попытки наверстать не дают должного результата. А в классе седьмом такие дети перестают учиться вообще. Содержание образования не рассчитано ни на развитие ребенка, ни на элементарное усвоение большинством школьников. Оно так и не стало деятельностным. Идея нового федерального стандарта зависла в воздухе и осела пылью на отчетах. Нет никаких индивидуальных траекторий, отсутствует разноуровневое обучение и сами инструменты, позволяющие по-разному подходить к обучению и воспитанию детей с неодинаковыми возможностями и интересами. Школа погружена в методический хаос: она не руководствуется естественной потребностью детей, реальным уровнем их развития, а выполняет указы сверху.

У нас нет гибкой системы: она вся построена на подчинении, на подавлении. Когда нет свободы выбора, тогда не может быть ответственности за свой труд. А у нас ученик не только ничего не выбирает, он еще зачастую и не может делать то, что ему приказано, поэтому сама система вызывает отторжение и противоречит здравому смыслу. В итоге неуспевающие дети или раздавленные, или озверевшие.

Дети развиваются по-разному. Безусловно, им нужен индивидуальный подход, нужна своевременная помощь, чтобы не запускать учебный материал. Какими ресурсами располагает здесь школа, если сегодня она выживает в условиях жесточайшего кадрового голода? 40 учебных часов в неделю вместо 18-ти – существующая реальность для многих учителей. Добавим к этому классы, где находится около 30-40 учеников. Вот на этом месте надо вообще забыть о качестве и перестать заниматься лицемерием: в таких условиях качества быть не может.

Я не знаю, чего больше – цинизма или наивности – у тех, кто утверждает, что от профессионального выгорания спасает творческий труд. В условиях 40 часов не спасает ничего. Разве что равнодушие спасает от сумасшествия.

Сегодня системе не нужен хороший учитель, ей нужен учитель удобный. Мы учим поверх голов, «выдаем программу». Что проверяет Рособрнадзор? Выполнение программы. Программа пройдена – это главное. А то, что она успешно прошла мимо сознания, – это в отчетах не отражается. И на этом фоне, когда в школе работать некому, сегодня внедряется профстандарт педагога. Нас снова ожидает шквал липовой отчетности.

А она у нас потрясающая. Там никогда нельзя показывать реальную картину. Там всегда должны быть показатели соответствия госзаказу: «освоили», «внедрили», «успешно выполнили». Есть некие «позорные» цифры, которые надо изживать. Позорные цифры из отчетов благополучно исчезают, а вот проблемы остаются. Их никто не решает.

Главная задача всей школы сегодня – не «зажечь звезду», а «дотянуть до аттестата» и избавиться от неугодных детей в переполненных классах. Но, подстегнутая гонкой за местом в рейтингах, школа изображает в отчетах «всестороннее развитие и повышение качества образования». Парализованная уродливым управлением, система продолжает поставлять обществу педагогически изуродованных детей. Она катком проехалась по всем нам, ибо мы все – дети, родители, учителя – оказываемся ее заложниками.

Пора перестать лгать. Вот тогда можно будет решать главную задачу: искать тот путь, который будет не унижать, а приносить пользу и чувство удовлетворения всем участникам образовательного процесса. Школе нужна правда.

 

Анна Инютина, учитель русского языка и литературы (Ижевск)