Top.Mail.Ru
8 сентября 2014 15:18
Моя история

Заставлять ли детей ходить в кружки?

Я отдала сына в хоккей, когда ему было 3 года с парой месяцев плюсом. Вот такая у меня мечта. Люблю я высоких и сильных мужчин, умеющих и в шлем дать, и клюшкой узоры на льду выписывать. Это моя личная прихоть. Мои мужчины приняли ее со всей ответственностью. И вот уже три года мы - хоккеисты. За это время только ленивый не сказал нам, что мы губим детство нашему сыну. <а вас в детстве родители заставляли ходить в кружки и секции?>

Моя история

Быть родителем - сложная и утомительная работа, лишенная всякой романтики. Каждый день - это поиск пути. Идешь вслепую и по приборам. За свой небольшой шестилетний опыт быть мамой я научилась тому, что ты можешь принять детей такими, какие они есть, и, пользуясь своим личным авторитетом, создавать им расписание жизни. 

Как и все, я желаю своим детям лучшего. Чтобы они были успешнее нас. В чем заключается успех? Как минимум - в том, чтобы ребенок не «жил в трущобах городских и добрых слов там не слыхал». Очевидно, что нами движет страх неудач. Поэтому начинается работа над сопротивлением этому страху. Сюда идеально вписываются многочисленные кружки, секции и прочее, как инструмент преодоления страха.

Моя подруга Настя в один прекрасный момент решила, что ее дочь должна учить английский, потому что «без языка никуда». И записала малышку на языковые курсы в 4 года. А что? Молодец. Приняла решение и записала. Ну, не дочь же спрашивать, на самом деле. Настя - умная. Настя однажды работу потеряла, потому что знания языка не хватило.

- Ну, это же ее личное убеждение! При чем тут ребенок? Зачем его нагружать языками в 4 года? - воскликнут многие.

Послушайте, а чем же тогда напрягать, как не знаниями? Вообще, формулировка «личное убеждение» - это такой особый пунктик стороннего человека. Все вокруг твердят: «Нельзя ребенку навязывать свое». Ну, конечно, можно у дяди Васи-соседа спросить - пусть он свое навяжет вашему ребенку. Вот мечтал он стать танцором, пусть ваш Гриша или ваша Даша балетом займутся, потому что плохо это - свое навязывать. 

Мы своего парня отдали на хоккей, когда ему было 3 года с парой месяцев плюсом. Вот такая у меня мечта. Люблю я высоких и сильных мужчин, умеющих и в шлем дать, и клюшкой узоры на льду выписывать. Это моя личная прихоть. Мои мужчины приняли ее со всей ответственностью. И вот уже три года мы - хоккеисты. За это время только ленивый не сказал нам, что мы губим детство нашему сыну. Мне просто интересно, неужели гибель детства заключается в том, чтобы овладеть техникой катания на льду, научиться дисциплине, расширить круг знакомых, держать свое тело в тонусе, улучшить социальные навыки и научиться принимать решение без контроля родителей в доверенной сфере ответственности? Помимо всего перечисленного, задача тренировок в спорте, длительных занятий в кружках - показать, что любое красивое действие на сцене достигается немыслимым трудом и упорством. Дети учатся отсекать лишнее по пути к достижению цели, а родители предоставляют эту возможность. 

Прошу здесь не путать понятия «мама» и «родитель». Мама - это милый, умеющий любить без условий своего самого родного и самого лучшего в мире ребенка. Родитель - это человек, показывающий на своем примере отношение к жизни, формулирующий это отношение и авторитетно управляющий эмоциями ребенка. В образовательном процессе самое сложное - это разделить эти две роли. Мы поставили ребенка на лед в три года, мы запретили ему оттуда уходить, мы не разрешили ему плакать и закатывать истерики, будучи родителями на тренировках. Я вытирала сыну слезинки, когда он жаловался, что какой-то мальчик его подрезал на льду, я обнимала его, когда он говорил, что не справляется и боится быть неудачником, я говорила ему теплые слова, когда он выглядел уставшим после тренировки, будучи мамой. 

За эти годы укрепилось желание дальше заниматься спортом - мы видим результат. Даже не спортивный, нет. Это вторично. Самое главное, что наш сын научился находиться в коллективе. Дома этому не научишь. Я не смогу при всем своем желании показать иерархию отношений внутри коллектива, потому что наш ребенок дома всегда вне конкуренции. Коллектив учит понимать роль каждого в нем, а наша задача - объяснить ребенку: принимать эту роль или нет. Я не знаю, каким бы он был, если бы мы не пошли на хоккей. Но это мой ребенок, и на нем такие эксперименты я ставить не буду. 

Мой друг Олег, еще только собирающийся обзавестись ребенком, решил - пусть он сам делает выбор и решает, куда пойти заниматься. Олег не хочет принуждать ребенка к занятиям. Он планирует дождаться момента, когда малыш скажет - я хочу в планетарий, в бассейн, рисовать, петь (нужное подчеркнуть).

Интересно, каким образом можно будет услышать от ребенка, чего он хочет, не предоставив ему возможность узнать предмет потенциального желания?

Детство - это прекрасный период жизни, когда у тебя есть масса возможностей для пробы себя. Кружок ИЗО или фотографии, каратэ или футбол, спортивные танцы или пение. А можно всем и сразу. Поверьте, у ребенка есть на это время. Ребенок - это еще пластилиновый человек, который может научиться быть незаурядным. 

Я не буду давить на сына, когда он вырастет и примет решение, что не будет больше заниматься хоккеем. Но в этом случае он должен будет выбрать себе иную деятельность. И если я его не научу принимать решение и совершать выбор, то я не справилась со своей задачей быть родителем. 

Вопрос от редакции: Должны ли родители сами выбирать кружки и секции для своего ребенка и настаивать на том, чтобы он туда ходил?

А вас в детстве родители заставляли ходить в кружки и секции?

Благодарны ли вы им сейчас за это? Или считаете, что это испортило вам жизнь?