Top.Mail.Ru
24 июня 2013 18:44
Моя история

В кредите отказано

Вчера родилась яркая психологическая метафора. Наше общение можно сравнить с деньгами. Они - универсальный эквивалент, и общение также несет с собой очень много: информацию, эмоции, отношения. Люди общаются-обмениваются, удовлетворяя свои потребности, приобретая ресурсы для достижения своих целей. <обсуждаем ценность отношений>

Моя история

Вчера родилась яркая психологическая метафора. Наше общение можно сравнить с деньгами. Они - универсальный эквивалент, и общение также несет с собой очень много: информацию, эмоции, отношения. Люди общаются-обмениваются, удовлетворяя свои потребности, приобретая ресурсы для достижения своих целей.

Мы все - коммерческие банки. Мы стремимся привлечь как можно больше вкладчиков, а также выдать побольше кредитов. Мешают конкурирующие банки: с более яркими вывесками, более агрессивной рекламой, более комфортными зонами обслуживания клиентов. Банки, не выдержавшие напряжения этой конкурентной борьбы, сваливаются на задворки рынка и остаются там в одиночестве и запустении.

У каждого из нас - своя валюта со своим обменным курсом. Полуулыбка одного человека может стоить дороже, чем бурное проявление эмоций от другого. Понимание своего и чужого курса - способ избежать дополнительных стрессов, чувства несправедливости и обманутости. Не всякий банк примет вашу валюту, в разных местах предлагают разные условия.

Любой из нас подвержен инфляции. По мере того, как масса нашего общения становится больше массы существующих в обороте "товаров", его ценность падает. Вроде и деньги есть, а прилавки пусты. Есть валюты, обеспеченные золотым запасом, а есть - резаная бумага.

Соответственно, существуют различные режимы, в каких банки взаимодействуют с клиентами:

1. Традиционный кредит. Мы выдаем кому-то свои "деньги", рассчитывая получить их обратно с процентами. Пока регулярно идут платежи, мы довольны клиентом. Если вдруг что-то происходит - в отношениях появляются приставы. Клиенты обретают кредитную историю: с этим общаться можно, с этим - не стоит. У кого история хорошая - с легкостью получают новые кредиты. Остальным в кредите может быть с той же легкостью отказано.

2. Беспроцентный кредит / подарок от банка. Есть клиенты, получить от которых проценты мы даже не надеемся. Заведомо небогатые. Но банки иногда работают и с такими, как минимум, это хорошо для имиджа. Если есть, кому выдать традиционный кредит, в сторону этих недоклиентов банк даже не посмотрит. Но в свободное время, от скуки или в рекламных целых, может проявить великодушие.

3. Пенсия. Есть люди, которые когда-то были близки и дороги. Сейчас они уже не в состоянии что-то предложить, но мы уважаем их за то, чем они когда-то были. В отличие от получателей беспроцентных кредитов, пенсионеры вправе рассчитывать на свои деньги при любых обстоятельствах. Платить пенсию - обязанность, нравится это банку или нет.

Раскручивать эту метафору можно бесконечно. Что мне в ней нравится - это возможность представить неосязаемые вещи, типа ценности общения, в предельно предметных образах. Мало кто из нас задумывается о том, как устроено общение и как оно работает. Представьте, что это своеобразный обмен денежными потоками, что здесь тоже существуют вклады и кредиты, возможны инфляция и дефолт - и, возможно, общение станет для кого-то ценнее. И совершенно точно - понятнее. 

Оригинал блога здесь

Вопрос от редакции: с чем у вас ассоциируются человеческие отношения? Какую ценность им придаете вы? Какие еще аналогии можете привести?

Материалы рубрики "Давайте обсудим!" являются авторской точкой зрения и могут не совпадать с мнением редакции.  Хотите тоже стать автором? Пишите нам.