Top.Mail.Ru
15 апреля 2013 14:10
Моя история

Вначале было слово…

Активная полемика последних дней, связанная с обсуждением необходимости запрета матерной лексики в СМИ, да и вообще, запрета мата, как повседневного социального явления, не обошли стороной и мое внимание, заставив поразмышлять на эту тему.

Моя история

Активная полемика последних дней, связанная с обсуждением необходимости запрета матерной лексики в СМИ, да и вообще, запрета мата, как повседневного социального явления, не обошли стороной и мое внимание, заставив поразмышлять на эту тему. Вообще, я не сторонник запретов, любому запрету я всегда предпочту просвещение и грамотное объяснение отрицательных сторон обозначенного явления. Если коротко, я за то, чтобы просвещать, а не запрещать.

Согласитесь, как и многие другие проявления русской натуры, мат, по природе своей, имеет разные стороны своего влияния на окружающий мир. С одной стороны, мат нам строить и жить помогает, с другой стороны, является мощнейшим оружием вербального разрушения и даже саморазрушения. В подтверждение этого факта, для начала мне хотелось бы привести пример небольшого исследования, которое приписывается неизвестным мне военным историкам. Так вот, эти самые историки, при анализе Второй мировой войны, обнаружили довольно интересный факт, а именно… При внезапном столкновении с силами японцев американцы, как правило, гораздо быстрее принимали решения и, как следствие, побеждали даже превосходящие силы противника. Исследовав данную закономерность, ученые пришли к выводу, что средняя длина слова у американцев составляет 5,2 символа, тогда как у японцев 10,8 и, следовательно, на отдачу приказов уходит на 56% меньше времени, что в коротком бою играет немаловажную роль. Анализу подвергли и русскую речь, и оказалось, что длина слова в русском языке составляет 7,2 символа на слово (в среднем), однако при критических ситуациях русскоязычный командный состав переходит на ненормативную лексику и длина слова сокращается до… 3,2 символа в слове, что позволяет значительно увеличить эффективность боевых действий и добиваться победы. Это связано с тем, что некоторые словосочетания и даже фразы заменяются именно теми самыми короткими и универсальными словами, условно относимыми филологами к обсценной лексике.

К чему я это? Да собственно к тому, что мат, безусловно, имеет не только свою сакральную силу, заложенную в его содержание, и в определенных ситуациях может выступать в качестве эффективного инструмента воздействия на личность, от которой исход этой ситуации зависит. Но все же подчеркну, эффективно это оружие может быть только в тех устах, которые расположены в светлой голове.

Частенько, прогуливаясь по улицам города, я обращаю внимание на диалоги проходящих мимо компаний, некоторые представители которых используют в своих беседах исключительно определенный набор из пяти слов, это может звучать примерно так: «Я, б**дь, еб***й в рот, ох**л просто от этих вые***ов». Если начать вдаваться в сказанное проходящим мимо кудесником слова, то сразу становится понятно, почему он выглядит, как пережеванная групповым методом жевательная резинка со вкусом гудрона и буквально на ходу разлагается, как мобильный покойник из фильмов Джорджа Ромеро. По сути, парень публично заявляет своему окружению, что он давно встал на путь торговли своим телом, по причине чего вынужден заниматься нетрадиционным и очень разнообразным сексом и что количество функционирующих гениталий, увиденных им за последнее время, деструктивно влияет на его мировосприятие. Как мне кажется, окружающий мир, да и организм в пространстве этого мира не так уж и прост. Известно, что вначале было слово, слово, которое, с точки зрения схоластов, предшествовало сотворению мира, а значит, слово - это инструмент, способный убивать, вылетая подобно злобному воробью из чертогов нашего сознания.

Еще пара фактов из исследований мата, как мне кажется, могли бы помочь этому славному пареньку восстановить потрепанную многочисленными лексическими актами карму.

Не так давно, Геннадий Чеурин, руководитель Екатеринбургского центра экологического выживания и безопасности, высказал гипотезу о пагубном влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов. Он утверждал, что матерные слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя всё живое. Эту гипотезу проверяли несколько научно-исследовательских институтов. И вот что выяснилось... Зёрна, поливавшиеся водой, которую ругали «трехэтажной» бранью, проросли лишь на 49%. Вода, наслушавшаяся «вялого» мата, показала результат получше — 53% проросшей пшеницы. Зато вода, над которой читали молитвы, подняла всхожесть семян до 96%! Результат исследований поразительный, хотя только и подтвердил народную мудрость, известную всем дачникам: если сквернословить при посадке, урожая не будет. А собираясь печь пироги, хозяйка поостережётся ругаться матом, иначе тесто не поднимется.

Есть над чем задуматься? А вот еще кое-что: в древности мат считали святыми словами. Русские мужчины применяли их во время обрядов и ритуалов для «вызова родовой силы». Употреблять эти слова можно было всего 16 дней в году, а потом они были под строжайшим запретом.

Вообще, этнопсихологи обнаружили, что по сочетанию звуков русский мат во многом схож с древнешумерскими шаманизмами. То есть шумерские шаманы во время камлания выкрикивали определённые сочетания звуков для привлечения злых духов. Не знаю, насколько последний факт является правдой, но для меня очевидной правдой является то, что от людей, чей словарный запас основательно нагружен матом, а порой и представляет собой исключительно матосложение, как правило, веет чем-то гнилым и опасным для здоровья, да и сами эти люди предстают перед тобой как говорящие тела с зачахшим духом.

Но при всем при этом, как я уже обозначил в начале своего повествования, я не сторонник повсеместного запрета мата. Я знаю, что мат - это уникальный по своей структуре и функциям лингвистический инструмент, который в устах хорошего филолога, писателя или собеседника предстает как прекрасный и затейливый лингвостимулятор мысли, раздражитель сфер и погонщик эмоций. Я всегда поражался умению некоторых людей превращать сущую похабщину в калейдоскоп светлостей и юмора, умилялся тому, как ловко запущенное трехбуквие мужских гениталий, пронесшиеся над столом, способно освежить диалог кучки зазнаек и умников. Я с удовольствием подпитываю свои мысли матовывертами Юза Алешковского, внемлю непотребным шуткам Татьяны Толстой, радуюсь подштанным находкам в текстах Гоголя, Пушкина, Ерофеева, да что уж там, радуюсь незатейливым песенкам тусовки под названием «Х** забей». Ибо просвещать, а не запрещать! И тогда злые духи, ползущие на зов матерных заклинаний, просто таки сами ох***т от того, как им здесь светло и не по себе от позитива и праведности матерщинного словосложения.

И, кстати, врачами установлено, что при полной потере памяти (то бишь, при амнезии), последнее, что человек еще в состоянии вспомнить — это ругательства на родном языке. Именно по ним врачи могут, например, определить национальность пациента. Это так, вдруг кому поможет;)

Оригинал блога здесь.

Вопрос от редакции: По-вашему, насколько реально представить Ижевск без мата? В каких случаях вы все-таки считаете оправданным его употребление?

Материалы рубрики "Давайте обсудим!" являются авторской точкой зрения и могут не совпадать с мнением редакции.  Хотите тоже стать автором? Пишите нам