Покайтесь, оккупанты!

Автор: Алексей Чулков, главный редактор "МК в Ижевске" | | Комментариев: 75 | Просмотров: 8227

Я узнал, что являюсь, по сути, оккупантом. Впрочем, не я один. Нас таких в Удмуртии около 900 тысяч на полтора миллиона населения. И вот уже черт знает сколько лет мы приносим горе и страдания удмуртскому народу, не собираясь каяться за грехи.

Я узнал, что являюсь, по сути, оккупантом. Впрочем, не я один. Нас таких в Удмуртии около 900 тысяч на полтора миллиона населения. И вот уже черт знает сколько лет мы приносим горе и страдания удмуртскому народу, не собираясь каяться за грехи.

Все это выяснилось утром 25 февраля благодаря Обращению некоего Виктора Березина, услужливо доставленному на мою почту рассылкой Удмуртлык-иворъёс. Спасибо им, наконец-то просветили.

Но обо всем по порядку… Виктор Березин – не сосед Наполеона по больничной палате, как вы могли бы подумать. Он – малоизвестный предприниматель и настрадавшийся человек.

Страдал Березин всю сознательную жизнь. Но особенно сильно – в дни празднования 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства. О чем и поведал городу и миру, заявив как-то, что вторая половина XVI века – это «непрерывная череда истребительных, поистине карательных походов московских царей для усмирения/замирения «арских людей», вотяков».

- Целый народ в результате этого «добровольного присоединения» оказался буквально на грани выживания, мужчин почти вовсе не осталось в селениях. Одни вдовы… - поделился своими историческими догадками Березин.

В связи с этими догадками у коммерсанта возникла идея установки памятника удмуртской бабушке – «величественной и трагической» фигуре.

- И вот я подумал, - делился сокровенным Березин, - что такой монументальный памятник, установленный именно в Ижевске, в городе, который удмуртами исторически воспринимается как источник «зла», горя и несправедливости, такой памятник, по моему мнению, мог бы стать в какой-то мере моральной «компенсацией» моему народу…

Как только прозвучало слово «компенсация», идеи Березина немедленно получили самую горячую поддержку определенной части национальной интеллигенции. Та немедленно обогатила идею: по их мнению, памятник бабушке должен стоять не где-нибудь, а в сквере у Вечного Огня. И не какой-нибудь, а соразмерный фигуре Солдата, над этим огнем стоящего (то есть – метров 10 высотой).

Надо ли говорить, что оккупационный режим послал Березина в увлекательное эротическое путешествие. К самым, так сказать, первоосновам. Коммерсант в ответ затаил очередную (какую, интересно, по счету?) обиду. И разразился Обращением, текст которого целиком – ниже.

«На днях предполагается рассмотрение вопроса об установлении в Ижевске памятника бабушке и объявление конкурса по нему.

Предложения, что это должен быть «памятник всем бабушкам», считаю абсолютно неприемлемым. Вариант «интернационального» памятника может быть реализован в любом, скорее всего, не национальном регионе огромной России.

Ижевск же является столицей Удмуртии и памятник Удмуртской бабушке, женщине, а равно и всему многострадальному удмуртскому народу, может быть расположен только здесь.

Не допустимо лишать удмуртов этой возможности!

Расположение его на Карлудской площади на месте древнего Карлуда - рощи, луга при древнем удмуртском поселении, существовавшем на месте города уже в 3 - 5 веках, было бы одним из наиболее предпочтительных вариантов. Удмурты жили здесь ещё за много веков до того, как славяне ещё только появились на территории современной России.

Как два символа они совершенно не противоречили бы с монументом Вечного огня.

История не начинается с ВОВ. И историческое прошлое удмуртов и других народов, проживающих сегодня на территории Удмуртской республики, совершенно не одинаково. Если же взять русский период удмуртской истории, то судьба удмуртской бабушки, всего удмуртского народа неизмеримо трагичней.

Отрицать это бессмысленно.

Предлагаемый монумент явился бы ещё и актом покаяния за причинённые народу неисчислимые горе и страдания.

Обращение к руководству республики было продиктовано в надежде на признание им вышеуказанного, понимание важности этой идеи и на возможность её более быстрой и достойной реализации.

Если же это не будет воспринято, то просим республиканские власти более не беспокоиться по этому вопросу, равно как и «Удмурт кенеш» в лице назначенных очередной раз его руководителей. Самое лучшее, что может быть ими сделано при возникновении такой ситуации, это забыть вообще про этот проект.

Удмурты, понимающих его значение, и без них в состоянии сделать достойный памятник своим предкам в образе своих терпеливых, добрых, умелых, узнаваемых теперь всем миром бабушек или другой, не уступающий ему.

Сразу же отвергаю утверждения, что Ижевск не удмуртский город. Этот город-завод стоит на удмуртской земле и изначально устроен принудительным, каторжным трудом удмуртов. Его последующие достижения во многом результат и их героического труда». (Оригинальная орфография сохранена. - Прим. ред.)

Право слово, это что-то новое: оказывается, «русский период судьба удмуртского народа неизмеримо трагичней» судьбы других народов России. Видимо, горькие слезы застили березинские глаза, и прочитать о народах, почти исчезнувших с лица земли, он оказался не в состоянии.

Лучший абзац этого текста, безусловно, касается покаяния «за причиненные народу неисчислимые горе и страдания». Из Обращения следует, что каяться должны русские оккупанты (назовем вещи своими именами, господин Березин!), но ни слова не говорится, например, о татарах, «крышевавших» удмуртов до прихода Ивана IV.

Впрочем, хорош весь текст, которому, на мой взгляд, место не в новостной рассылке, а в медицинской карте пациента. И я надеюсь, что следующий визит господина Березина на историческую родину (да, я забыл сказать, что Березин, очевидно, не выдержав перенесенных страданий, переехал на ПМЖ в Германию) закончится для него экстренным вызовом неотложки с дюжими санитарами на борту. Кто знает, какие еще исторические новости он раздобудет к этому времени…

Оригинал блога здесь.

Вопрос от редакции: На ваш взгляд, достаточно ли в Ижевске представлена история удмуртского народа? И что нужно сделать для ее популяризации?

Материалы рубрики "Давайте обсудим!" являются авторской точкой зрения и могут не совпадать с мнением редакции.  Хотите тоже стать автором? Пишите нам

 


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • По документам на реке Иж у казанского мурзы Багиша Яуша, позднее у мурзы Кутлу Мухаммеда Тевкеля удмурты не проживали, а жила некая анонимная и безсловесная \"чуваша, зовемая отяки\". Кто это? Татары или удмурты? Неизвестно. А раз по документам на реке Иж удмуртов не было, значит Ижевск нужно причислить к пригороду Агрыза и вообще к Казани. И поставить памятник не удмуртской бабушке, а татрскому батыру князю Яушу. В Елабуге уже поставили памятник тарарскому всаднику-батыру, в Агрызе ожидается. И в Ижевске будет - у кафе Сабантуй или на Татарбазаре, пока по поводу чертовой бабушки дерутся. Смешно все это...

  • Ау, администрация сайта, где мой комментарий для Justice? Там про грамоту и сарказм, уже нельзя?

  • \"Грех смеяться над больным человеком\" - так говорят про таких... Ещё жёстче говорят: \"В семье не без урода\"

  • Именуйте тогда вещи своими именами, удмурты в ту пору страдать не могли т.к. они появились в 1932 году, а до этого были разрозненные племена под брэндом  \"чуть отецкая\", \"вотяки\" и тд... вот эти реально страдали, и памятник надо назвать их именем!

  • Интересно,а возбудят ли дело против этого Березина по разжиганию ненависти к русскому народу? скорее всего нет,он же в храме не плясал...

  • \"И вот уже черт знает сколько лет мы приносим горе и страдания удмуртскому народу, не собираясь каяться за грехи\" - мания величия автора берет реванш над манией преследования коммерсанта.  Ваши грехи (как , впрочем, и подвиги), Алексей, удмуртский народ даже не заметил, поверьте!

  • Цитата: Наталя
    \"И вот уже черт знает сколько лет мы приносим горе и страдания удмуртскому народу, не собираясь каяться за грехи\" - мания величия автора берет реванш над манией преследования коммерсанта.  Ваши грехи (как , впрочем, и подвиги), Алексей, удмуртский народ даже не заметил, поверьте!

    Вы русский язык знаете, Наталя? Или за вашими плечами скверно усвоенный факультатив? Множественное число от единственного отличить не способны? Или так хочется высказать свое \"фи\", что ничего лучше не придумали? Купите себе букварь.
  • То, что Березину надо лечиться - факт неоспоримый. 
    По поводу памятника бабушке - совсем не против идеи его существования в Ижевске. И важность бабушек прекрасно понимаю, но давайте уже не будем его  возносить до размеров и важности солдат, погибших во время ВОВ.
    А автору, за его здоровый сарказм - зачет.

  • А я считаю, герой нацсобраний в Прибалтике и Венгрии, человек, живущий на акции \"Удмуртнефти\" в Германии,папа дочи, вышедшей замуж за иностранца (будем толерантны - чернокожего афро..кого -то там) Виктор Афанасьевич Березин имеет право на национальную гордость больше чем кто либо. Любить родину издалека как модно и патриотично!!!

  • представила 10-метровую бабушку у вечного огня, рядом с неизвестным солдатом.... жесть какая! совсем ку-ку чтоль ребята?!

  •  буря в стакане воды! оба- Наполеоны и оба страдают от \"ущемления\".одно могу сказать -450 лет назад Удмуртия никак не могла \" добровольно\"  войти в состав России. просто потому, что в то время не существовало такого национально- территориального образования. подозреваю, что автор ничего больше по существу дела не скажет, а в каждом неудобном ему комменте будет выискивать стилистические, грамматические, орфографические и исторические неточности и ошибки.

    Цитата: Автор
    Вы русский язык знаете, Наталя?
    - звучит высокомерно, оскорбительно и совершенно не в тему!!!
  • к обоим Наполеонам: не стоит ворошить осиное гнездо!

  •  

    Цитата: Автор
    Множественное число от единственного отличить не способны?
    Именно факультатив подсказывает мне, что мания величия единственного в своем роде автора не позволяет ему идти вместе, в едином строю и множественном числе  даже с кающимися грешниками, они же -  оккупанты. Поверьте, Алексей, Ваш личный грех в единственном числе и удмуртская, по какому-то до сих пор неясному недоразумению, прописка тем более не помеха удмуртскому народу, его прошлому, настоящему и будущему. Вы в единственном числе, что есть-то есть.
  •  Возможно, господин Березин и экстремист, но вотяков жалко! Прослезился!

     

  • Алексей, зачем сочиняете про десятиметровый памятник удмуртской бабушке у Вечного огня? Где Вы это прочитали? У Березина? Или услышали у других сторонников установки памятника удмуртской бабушке на Карлутской площади? А среди этих сторонников - и русские (архитектор Макаров, культуролог Кобзев) и удмурты (архитектор Галифанов, этнограф Владыкин, историк Гришкина). Нами, да и Березиным тоже, предполагается памятник бабушке в комплексе с часовней во имя Георгия Победносца  (покровителя Г.Верещагина) на улице Лихвинцева - напротив Вечного огня. Тема бабушки (\"большой матери\" на многих языках) нам представляется сакральной, а не развлекательной. Пример этого см., например, в творчестве замечательного русского художника В.Попкова.

  • Цитата: Наталя
    Именно факультатив подсказывает мне, что мания величия единственного в своем роде автора не позволяет ему идти вместе, в едином строю и множественном числе  даже с кающимися грешниками, они же -  оккупанты. Поверьте, Алексей, Ваш личный грех в единственном числе и удмуртская, по какому-то до сих пор неясному недоразумению, прописка тем более не помеха удмуртскому народу, его прошлому, настоящему и будущему. Вы в единственном числе, что есть-то есть.


    В том-то и дело, что факультатив. И, похоже, не из лучших, если уж вы всерьез считаете русское население Удмуртии оккупантами.
    Аптека за углом для вас открыта всегда.
  • Цитата: Кобзев
    Алексей, зачем сочиняете про десятиметровый памятник удмуртской бабушке у Вечного огня? Где Вы это прочитали? У Березина? Или услышали у других сторонников установки памятника удмуртской бабушке на Карлутской площади?

    Чего ради мне что-то сочинять? Вряд ли администрация одобрит здесь публикацию ссылки, так что лучше вам найти статью в известной оппозиционной газете под заголовком \"Чужая бабушка\", и почитать. Именно оттуда - про статую.
  • Относительно веселого, кукловодского или серьезного — у Карлутской площади — памятника удмуртской бабушке. Вот мнение ученых.
    «Новые аспекты и методы рассмотрения этнической психологии удмуртов предлагают С.Ф.Васильев и В.Л.Шибанов [см. Васильев, Шибанов. 1997.
    Т.1. с. 98,129 и т.д.]. По мнению авторов, неотъемлемой частью удмуртского национального сознания являлся утопизм; мышление же современных удмуртов пронизано катастрофизмом настолько, что есть основания предполагать, что сегодняшний подъем национального сознания вызван полученной этносом травмой, связанной с разрушением мифоутопического сознания. В сознании удмуртского этноса господствует этико-психическое противоречие с одной стороны — стремление обезличиться, раствориться в общей массе, сознательный отказ от лидерства, социальная вялость и апатия, уход в мечты — своеобразный социальный мазохизм, с другой — сознание внутреннего превосходства над окружающим миром, зачатую приводящее к гипертрофированному самомнению; трагедийность стала осмысляться нормой.»

  • Цитата: vitaly
    одно могу сказать -450 лет назад Удмуртия никак не могла \" добровольно\"  войти в состав России. просто потому, что в то время не существовало такого национально- территориального образования.

    Вами сделано большое историческое открытие, Виталий. Спасибо, что наконец-то просветили. Без вас я бы точно не разобрался в том, существовала Удмуртия в качестве национально-территориального образования 450 лет назад или нет)))
    Я только одного не могу понять - к чему эти, что называется, \"общие места\"? Кто-то, где-то, когда-то утверждал, что существовала? Или, быть может, кто-то уверял, что удмурты добровольно куда-то вошли? Какое вообще отношение к делу имеют ваши глубокомысленные заключения? Поясните, будьте так добры...
  • Факт в том,что удмурты с его менталитетом,народ подавленный и забитый. чья в этом вина,наверно никто однозначно не скажет, может быть русские.....во всяком случае на бытовом уровне это было всегда. 

  • Ставить памятник удмуртской бабушке  в Ижевске - это национализм.  Вот поставить памятник татрским бабушке и дедушке перед кафе \"Сабантуй\" на улице Коммунаров в Ижевске - это другое дело. Тут никто и слова не скажет.

  • Гражданин Березин добился своего - о нём услышали, о нем узнали!

    Да тьфу на него! Как узнали так и забыли! 

    Собака лает, а караван идет ...

  • Цитата: Автор
    Аптека за углом для вас открыта всегда.

     - потомственная аптека в Вашей голове не позволяет Вам осознать, что смешнее всего люди, которые не понимают, почему они смешны.  Прочитав за утренним туалетом сообщение на \"мою почту\", глуповато для взрослого гражданина (хотела написать-мужчины) видеть в этом  повод для столь дутого в своей напыщенности и претензии на былое и думы самодеятельного трактата о национальном вопросе, текст и авторские аргументы полемики вокруг которого сосредоточены на медицине и препаратах, что показательно. [бан] 

  • Действительно, Березин - только лишь иллюстрация полученной удмуртами травмы (за псоледние 20 лет численность удмуртов в Удмуртии сократилась на треть, а это, безусловно, трагедия, трагедия безмолвная, не видимая). Так что, если в Ижевске появится еще одни банальный памятник удмуртке в национальном костюме и с ребенком ( в Якшур-Бодье такой уже поставил нефтяной бизнесмен В.Хорошавцев), то будет уже не оригинально, да и несерьезно - все же трагедия, неуклонное исчезновение народа. А по поводу 10-метровой скульптуры нескромной и обнаглевшей  Удмуртской бабушке, это Вы, Алексей, все же сочинили. В статье Надежды Гладыш этого нет.

  • Цитата: vitaly
    Цитата: Автор Вы русский язык знаете, Наталя? - звучит высокомерно, оскорбительно и совершенно не в тему!!!
    Vitaly, Вы не волнуйтесь, у меня в тексте нет ошибок. Просто автор - видимо, автор букваря для самодеятельных журналистов, который смешно не только покупать, но и читать - вот и сердится.
  • Цитата: vitaly
    к обоим Наполеонам: не стоит ворошить осиное гнездо!
    ты его и ворошишь виталик, мля...
  • Цитата: Автор
    и не мне в нем участвовать, а людям компетентным

     - молодец, пятерка!

     

    Цитата: Автор
    \"Композиция должна быть соразмерна фигуре Солдата\". Я специально не уточнял, но он где-то метров 10 в высоту (или сколько?)

     -домашнее задание: значение слова Соразмерный по Ожегову:
    Соразмерный - Соответсвующий какой-нибудь мере, соответственный чему-нибудь - запомните, уважаемый, соответствующий, а не равный по размеру.

     -купите словарь! Можно в аптеке. Напротив Президентского дворца.

  • Алексей, причем тут Березин? Задолго до Березина поэт Кузебай Герд в своих стихах называет Ижевск чудовищем, которое удмурты ненавидели и от которого прятались по лесам. А Герд - классик. Пругайте лучше классика, это труднее.

  • Цитата: оккупант Кобзев
    Действительно, Березин - только лишь иллюстрация полученной удмуртами травмы (за псоледние 20 лет численность удмуртов в Удмуртии сократилась на треть, а это, безусловно, трагедия, трагедия безмолвная, не видимая). Так что, если в Ижевске появится еще одни банальный памятник удмуртке в национальном костюме и с ребенком ( в Якшур-Бодье такой уже поставил нефтяной бизнесмен В.Хорошавцев), то будет уже не оригинально, да и несерьезно - все же трагедия, неуклонное исчезновение народа. А по поводу 10-метровой скульптуры нескромной и обнаглевшей  Удмуртской бабушке, это Вы, Алексей, все же сочинили. В статье Надежды Гладыш этого нет.

    Игорь, прочтите еще раз, внимательнеею Для того, чтобы обнаружить фразу \"Композиция должна быть соразмерна фигуре Солдата\". Я специально не уточнял, но он где-то метров 10 в высоту (или сколько?)

    Что касается всего остального, то я говорил не о трагедии народа (она - предмет разговора на совершенно другом уровне, и не мне в нем участвовать, а людям компетентным), а о том, что творится в головах пострадавших, обвиняющих всех, кроме себя в \"горе и страданиях\" народа. И о том, какие, на мой взгляд, глупые рецепты они предлагают для того, чтобы хоть как-то \"горе и страдания\" преодолеть.

  • Цитата: justice
    Бумеранг
    Justice, привет! Прочтите мой комментарий для Vitaly, там ответ. Кроме того, Ваш возросший после некоторых занятных упражнений уровень грамотности теперь позволяет самостоятельно оценить отсутствие грамматических и орфографических ошибок в моих и других текстах. Вот, а здесь-то все тоньше, уж простите за наставничество: автор как бы ненавязчиво намекает на то, что текст \"...Нас таких в Удмуртии около 900 тысяч на полтора миллиона населения. И вот уже черт знает сколько лет мы приносим горе и страдания удмуртскому народу, не собираясь каяться за грехи...\" на самом деле своим множественным числом к нему , единственному, лично не относится. А я, тупка такая, будто бы это не поняла. Вот так, Justice, выглядит местный сарказм. Видите, как все тонко у них, у журналистов-то? А Вы думали - бумеранг в 10 метров! 
  • Кто-нибудь наберите для Наташи 03!

  • Автор если ты узнал,что ты оккупант,тогда возьми и [бан].мы тебя поймем и простим)))))))

  •  А почему у нас не возникло местной культуры, впитавшей в себя весь наш многонациональный колорит? Ну мы же такой \"плавильный котёл\" наций...а удмуртскую нашу часть, как то отторгаем, или в лучшем случае иронизируем над ней. Вот,\"вотяк\"- это всё ещё ругательство, или уже нет?  

  • И смех, и грех, но  церковь в Бураново легендарные бабушки на свои деньги строят по проекту уже осуществленной ижевской церкви на Хохряковском кладбище (архитектор Е.Чугуевская). А рядом  с кладбищенской церковью - могилы военно-промышленных генералов Чугуевского и Белобородова, конструктора снайперской винтвоки Драгунова, конструктора автомата Никонова, героя Советского Союза Томиловского, командующего ПВО г. Ижевска Шелудько, сбившего в 1961-м над Свердловском из секретного оружия американского летчика Пауэрса ... А вобщем-то спасибо, Алексей, за Ваши материалы, читаю с большим интересом, все же коллеги-историки, работаем вместе над одним и тем же, да и Вашего отца с внуком вижу часто в соседнем доме, видимо, рядом живем...

  • До чего у русских развиты шовинистические настроения к малым народам, трусость к кавказцам. В мире всегда русских ассоциируют с водкой, проститутками, нефтью и коррупцией. Строго говоря, чисто русское население, которое еще не вымерло  на северо-западе России, давно уж спилось. А остальной сброд лишь разговаривает на русском.

  • Цитата: Игорь
    До чего у русских развиты шовинистические настроения к малым народам, трусость к кавказцам. В мире всегда русских ассоциируют с водкой, проститутками, нефтью и коррупцией. Строго говоря, чисто русское население, которое еще не вымерло на северо-западе России, давно уж спилось. А остальной сброд лишь разговаривает на русском

    \"- Вот человек говорит на русском, думает на русском, живет по русским обычаям. Так кто он?
    -  Русский?
    - Конечно! А то, что он Рабинович, так это не его вина.\"  (С)
  • И кто тут пернул в сторону Российской Федерации? Или ты, [бан] хочешь   развала страны по национальным республикам? Скажи спасибо что еще есть упоминание каких-то неизвестных во всем мире  племен в названиях субьектов Федерации!!! Давно пора территорию округов на квадраты поделить и забыть провесь этот атовизм!

  • Ау-ау, администрация сайта, еще раз вопрос - ну где же мой комментарий для Justice про грамоту и бумеранг?

  • Сколько ж бреда-то понаписано. И погавкаться успели половина комментирующих. И даже автор сумел...
    Это полярная лиса. Песец то бишь.
    Во-первых, чтобы было понятно, я русский. Ну нет у меня удмуртов в родственниках. И в ближайших 3-4 поколениях не было.
    Во- вторых, по поводу памятника \"бабушке\" или \"удмуртской бабушке\". Ну а почему нет? Вроде само по себе и неплохо. Вот только \"соразмерный\" памятник относительно стоящего у вечного огня... Я прям не знаю. Может сразу Церетели пригласим? Он изваяет БАБУШКУ, стоящую на набережной, выше Михайловского собора. Зачем этот совершенно никому не нужный пафос? Бррр, ощущение, что речь не о пямятнике, так сказать в благодарность бабушке, как собирательному образу, а тупая пиар-акция с целью покурослесить и, бог даст, что-нибудь \"РОСпилить\".
    В-третьих, о самих удмуртах. Ребята, а что ж вы такие оккупируемые-то? Татар вон долго били и они нас били и завоевывали Казань и еще много всякого кровавого и нелицепритяного и что? Я не видел и не слышал, чтоб татары под это дело ставили памятники \"бабушкам\". Они ставят памятники бабушке (кафе Сабантуй в том числе) или дедушке или еще кому-то в знак благодарности!!!!! И работают дальше, чтобы не быть такими зависимыми.
    Делайте выводы. Хотя можно еще сходить поныть.

  • Спасибо, админиcnрация сайта! Justice, еще раз привет!

  • Цитата: иванко
    И кто тут пернул в сторону Российской Федерации? Или ты, [бан] хочешь развала страны по национальным республикам? Скажи спасибо что еще есть упоминание каких-то неизвестных во всем мире племен в названиях субьектов Федерации!!! Давно пора территорию округов на квадраты поделить и забыть провесь этот атовизм!

    Ну существуют еще особи, которые смотрят только Первый канал и ТНТ))) Соглашусь, чем больше таких горе-патриотов, тем быстрее разделят территорию росии на квадраты.  Западной столицей будет Москвабад в самой высокой мечетью. За Уралом будут расположены новые провинции Поднебесной. Ну и племена в лесу, разговаривающие на русском.

     

  • По поводу березинских слов о том, что в «русский период судьба удмуртского народа неизмеримо трагичней», котрые вызвали возмущение Алексея Чулкова. Что тут необычного? Это же не раз говорили и русские интеллигенты - от Герцена, который сравнивал судьбу сброшенных на обочину истоии удмуртов с индейцами, загнанными испанскими завоевателями в джунгли, до Б.Ахмадуллиной, писавшей, что удмурты вызывают у нее жалость и желание чем-нибудь помочь этим бедняжкам. Это же говорили и русские этнографы: \"Наружность вотяка носит на себе отпечаток бессилия. В сравнении с русскими и татарами вотяк роста ниже среднего телосложения слабого, худ и невзрачен на вид, сутуловат и с кривыми ногами. Вотяк предсталяет себя существом слабым и беззащитным. Русский крестьянин, в сравнении с вотяком, просто герой, да и тот гнется под тяжелым гнетом обстановки, а положение вотяка еще хуже.\" (Бехтерев В. Вотяки. Вестник Европы, С-Пб., 1880). Что тут приходилось делать \"бедному вотяку\"? Чаще всего обрусевать (при татарах отатариваться), бежать от проклятого Ижевска в глушь. Или огрызаться и выть - как Березин с его очень русской фамилией, уже обрусевшими дочерьми и онемечивающимися внуками.

  • Цитата: Igicher
    Возможно, господин Березин и экстремист, но вотяков жалко! Прослезился!

    зачёт)))

  • Резкий контраст индустриального и архаичного в наибольшей степени характерен именно для Ижевска - единственного города-завода среди национальных столиц России (другие уральские города-заводы, возникшие на земле вогулов, уже воспринимаются как полностью обрусевшие регионы). В этом и причины более резкого обрусения титульной нации по сравнению с другими национальными республиками, почти тотального неприятия населением Ижевска монументов типа Мать-Мордовия перед Вечным огнем в Саранске или Мать-Чувашия в  Чебоксарах, национальной архитектры, как театр и музей в Саранске в виде женского головного мордовского убора и негативного отношения удмуртской интеллигенции к мертвому городу-станку, живущему только последним автоматным срезом культуры, а не всей ее толщей. Поэтому творческое соединние двух крайностей в механическом Ижевске, если случится, то будет оригинальным. Этого хотелось бы и от памятника Удмуртской бабушке, но пока этого не видно. Творческие объекты удачны, если противоречивы и спорны, а не банальны и одномерны.

  • Геноцид славян во всю идет по стране..! Мы, славяне, принесшие грамотность и науку в ряды удмуртов, оказывается, сделали им очень плохо..

  • Спосибо Г. березину за ..окупантов..  А лудший паметник Бабушкам это адекватные внуки  но БАБУШКЕ Г.березина видимо не повезло ЧТО-БЫ обвинять в геноциде надо хотя-бы знать историю НАРОДА от имяни которого ты ПЫТАЕШСЯ выступить. С УВАЖЕНИЕМ РУССКИЙ ОПТИМИСТ. 

  • В Ижевске между русскими и удмуртами традиционно был мир. Удмурты никогда не выражали своего недовольства, что в открытом в честь добровольного присоединия Иваном Грозным Удмуртии к России гос. зоопарке УР центральным объектом является именно стилизованная удмуртская деревня, на Кавказе сочли бы это за издевательство. Что в Монументе дружбы русских и удмуртов главным связующим звеном этой дружбы является только лишь тема кузницы, арсенала оружия, а, скажем, не скользкая и спорная тема Ивана Грозного или участия удмуртов в многочисленых восстаниях поволжских народов после их добровольного присоединения (сравните с памятником повстанцу Салавату Юлаеву в Уфе, отраженному даже в гербе Башкирии). Что главой Удмуртии никогда не был удмурт и едва ли будет. Так что же плохого в таких прекрасных качествах удмуртов, как терпение и миролюбие? И в чем, собственно, заключается национализм удмуртов, предложивших поставить знаковый памятник многонациональной и терпеливой земле в виде Матери-Удмуртии в образе терпеливой бабушки (разумеется не церетеллиевского размера, это ложь, это просто не в характере удмуртской матери и народа) у храма в сакральном месте города и самих удмуртов - Карлутской площади, на фоне дворца Президента УР? Пора оставить в покое нетерпеливого Березина, дело не в нем, а в памятнике многонациональной матери-земле Удмуртии, но в небанальном памятнике - в образе бабушки у храма. Где еще есть такой памятник матери-земле (см. столичные памятники в знаковых и сакральных местах Матери-Украине, Матери-Грузии,Матрери-Армении, Матери-Мордовии, Матери-Чувашии, часто с мечом, в детородном возврасте, нетерпеливых и брутальных)? А так получается, что главное у проживших нелегкую жизнь бубушек не храм, а победа в Евровидении - больше не о чем не думают. Или выступления в цирке-зоопарке. И вспомним, наконец, что на гербе Удмуртии изображена именоо Великая Мать, Мать-Удмуртия в виде утки-лебедя, оберегающая всю многонациональную землю Удмуртии своими крыльями.

  • Цитата: justice
    А написал я к тому, что также, как Вы можете указывать на некоторые грамматические или другие ошибки другим, в то же время Вам могут указывать на некоторые Ваши ошибки, по мнению другого. Либо стилистика, либо еще что. А ведь было видно, как Вас задело.
      -  Justice, если Вам нужны мои оправдания, то вот так - посмотрите внимательно, я  про отсуствие у меня ошибок в письменной речи отреагировала комментарием только тогда, когда в мою защиту выступил другой человек - предложила ему не волноваться, т.к. ошибок нет. Ну их правда там нет, как бы Вам не хотелось обратного. А Алексей просто так неуклюже проявлял свой аптечный сарказм, еще раз Вам говорю. Это правила игры такие, усваивайте, усваивайте! 

    Цитата: justice
    Редкий случай, когда Вы с кем-то соглашаетесь ( хотя я этого не замечал).
    - так все-таки да или нет?:)))
  • \"...Последние потерпели серьезное поражение. После этого Морозов еще в течение 10 дней проводил карательные мероприятия: «...все арские места повоевал, побил много людей, полоном вывел безчисленно много, женки да робята, а мужиков всех побивали». Таким образом, производилась «зачистка» непокорной Арской стороны. В июне подобные мероприятия повторились. Арские и побережные повстанцы к осени 1556 г. сложили оружие... Невосполнимый урон понесла верхушка иерархической структуры южно-удмуртского общества. «Мало живых осташася во всей земле Казанской, разве простых черных людей и худых, и немощных и убозех земледелец», – восклицает автор «Казанской истории».

    Таким образом, присоединение юга Удмуртии в составе всего Среднего Поволжья завершилось лишь к 1557 г. в ходе беспощадной борьбы с восстаниями народов Казанского края.\"

     

    давайте учить историю не только по немецким летописям

  • Если бы не автомат Калашникова, об удмурдах никто бы не знал. Автоматов Калашникова более ста миллионов - по автомату на каждого пятого жителя Земли. А вот удмурдов - кот наплакал, к тому же они вымирают сами, их никто не истребляет, как индейцев, но кто виноват что они сами хотят быть русскими и стесняются своего происхождения? Так что же реально скрепляет дружбу удмурдов и русских? Автомат Калашникова. А потому нужен памятник старушке, перепоясанной пулеметными лентами, с АК. Это и будет реальный синтез Ижевска и матери-земли, на которой он возник.

     

    давайте учить историю не по мифам, а по статистике.

  • Цитата: Ковбой Джо
    стесняются своего происхождения

    Я, честно говоря, не знаю ни одного удмурта, который бы стеснялся своей национальности. Хотя, быть божет, мне на пути попадались лишь достойные представители? Вывод: я - счастливый человек. А чтобы не портить себе карму, забью ка я на это обсуждение, ибо от изначального вопроса ускакали далеко, а к здравому смыслу так и не приблизились.
    Засим откланиваюсь. Удачи.
  • Острог тот старый, называемый Арским, построен словно укрепленный город: и с башнями, и с бойницами, и людей живет в нем много, и хорошо его охраняют. И не был он ни разу взят — ни в одном бою. Стоит же он от Казани в шестидесяти верстах в труднодоступных местах — непроходимых оврагах и болотах, и можно лишь одним путем подойти к нему и вернуться назад.

    С каких пор у Вотяков появились городища, они по жизни в тайге жили, и по долгу на месте не сидели, смотрите фильм Тень Алангасара, тем более 60 вёрст от Казани, очевидно, что Арские князья к Вотякам никакого отношения ни имеют. 
    Там же в казанской истории есть упоминание об Отяках и поясняется, что это ростовская чернь сбежавшая от крещения. Отяки это Вотяки или Вятичи не понятно.
    Если просто в интернет заглянуть, 
    После присоединения вятских городов к Москве, в конце XV века, Московское государство имело дело исключительно с вятичами, т. е. русскими поселенцами, арскими князьями из татар и коринскими мурзами; в грамотах и других актах этого времени В. трактовались как подданные этих последних. Даже в грамотах XVII в. В. в глазах администрации сливались с татарами; бессермянские и вотяцкие дворы назывались в них общим именем татарских. В каком подчинении у татар находились В., видно из вотяцких легенд, изданных г-ном Первухиным, в которых рассказывается, что когда татарин садился на коня, В. должен был становиться на четверинки, а вотяцкая девушка не могла выйти замуж иначе, как пробыв несколько дней наложницей у татарина. Несмотря на падение Казанского царства, упрочившее русское господство в крае, коринские мурзы продолжали \"ведать и судить беляков, вотяков и чуваш и пошлину с них имать\". Только при царе Феодоре Ивановиче (в 1587 г.) была уничтожена эта зависимость и В. обложены оброком, который они должны были на своих подводах возить в Москву. От других сборов, кроме городовых, мостовых и тюремных работ, В. были освобождены (из грамот 1637 г. видно, что В. несли в 7 раз меньше повинностей, чем русские). Царь Алексей Михайлович, подтверждая прежде данные В. льготы, предписывал властям: вотяков во всем от русских людей оберегать, чтобы им никаких обид и налогов чинимо не было. 
          

  • Цитата: Ковбой Джо
    давайте учить историю не по мифам, а по статистике.
    ? Уговорили, а еще лучше по фактам. Потому как есть ложь, есть правда, и есть статистика, знаете?
  • Цитата: DenSmoke
    очень сомневаюсь, что автор вообще учился в школе
    Главным редакторам не обязательно. Зато он знает куда и как посылать. На историческом факультете научили. Или в аптеке.
  •  

    Цитата: vitaly
    буря в стакане воды! оба- Наполеоны и оба страдают от \"ущемления\".одно могу сказать -450 лет назад Удмуртия никак не могла \" добровольно\" войти в состав России. просто потому, что в то время не существовало такого национально- территориального образования. подозреваю, что автор ничего больше по существу дела не скажет, а в каждом неудобном ему комменте будет выискивать стилистические, грамматические, орфографические и исторические неточности и ошибки

    Полностью согласен. я смотрю тут собралось дофига экспертов русско удмуртской истории.
    Цитата: алексанро
    Именуйте тогда вещи своими именами, удмурты в ту пору страдать не могли т.к. они появились в 1932 году, а до этого были разрозненные племена под брэндом \"чуть отецкая\", \"вотяки\" и тд... вот эти реально страдали, и памятник надо назвать их именем!


    я не думал что люди с таким атрофированным мозгом умеют заходить в инернет
     
  • очень сомневаюсь, что автор вообще учился в школе. научные труды по удмуртской истории видимо тоже для него не существуют. придираться к какой-то там орфографии - ну это уж простите совсем манера детская

  • Арск был  и есть город татарский, тем более при татарах, Ижевск же - русский всегда, тем более при его возниковновении. Удмуртов там не было и в помине. Точнее, их никто не заметил, когда их присоединять пошли - татары к Казани, Иван Грозный - к Москве,  не важно. Потому как - мимикрия: одного кличут по-татарски и он привыкает, другого - по-русски. То ли мусульмане, то ли православные, попробуй разберись. История удмуртов - безмолвная, анонимная, лесная, партизанская, встретишь в лесу туземцев, по виду не поймешь кто они - молчат, стоят скопом в куче, если вообще не прячутся в кустах. Где они - удмурты-то? Это Березин-то  удмурт? Живет в Германии, фамилия русская, дети обрусели, разбогател на нефти. Это Ижевск-то  удмуртский? А почему ижевские земли при Иване Грозном казанскому мурзе Кутлу Мухаммеду Тевкелеву принадлежали? Почему Татарбазар, а не Удмуртбазар? И почему в Ижевске речь татарская слышна, а удмуртская - на узел завязана? Не было удмуртов раньше, нет теперь и не будет во веки веков. Потому - мимикрия. Защитная окраска то есть. Вывод для обрусевшего удмурта из лесных як-бодьинских Чернушек Лёлика Чулкова с его мимикрией (он же \"полярная лиса, то бишь писец\"): в Ижевске нужен памятник Индейцам.

  •    У нас у школе № 56 на улице Удмуртской учился мальчик - стопроцентрный удмурт Корепанов, родившийся в Ижевске. Он был воинственный, как Березин, всех детей вокруг обзывал \"вотяками\". На ижевском детском языке \"вотяк\" - это нехороший человек, вобщем - жид, редиска. Как-то раз нашей классной руководительнице потребовалось заполнять некие документы со слов учеников, в том числе графу \"национальность\". Корепанов сказал, что он русский, а не вотяк.  А классная - в сердцах: \"У тебя папа - \"вотяк\", мама - \"вотяк\", бабушка-дедушка - \"вотяк\", почему же ты - русский\".

        Это мне напомнило ситуацию с Лёликом Чулковым - русским оккупантом с удмуртскими корнями, которые он то признает, то их стесняется. Сдается мне, что Чулков и Березин - блезницы-братья. В обоих сидят оккупанты, то есть люди, не принявшие чужой, а значит и своей культуры. Ведь культура одна, она не делится, это достояние всех людей. Если Березин борется с русскими оккупантами в далекой Германии, то почему он до сих пор носит русскую фамилию? Если Лёлик Чулков русский оккупант, то почему его отдали на воспитание в деревню к теткам - стопроцентным удмурткам?

  •    А если убрать второстепенные и чрезмерно раздуваемые детали шума вокруг памятника (споры о том, кто лучше знает русскую орфографию или историю походов Ивана Грозного, надо ли каяться или не надо по поводу того, что было или не было полтысячелетия тому назад).

       И вернуться к главной теме простых удмуртских бабушек, совсем невоинственных и далеких от всего этого и именно с Ижевска, задолго до успеха на Евровидении впервые начавших собирать деньги на разрушенный бурановский храм. В котором до разрушения священником был основоположник удмуртской литературы этнограф Г.Верещагин, переехавший из Бураново в Ижевск.

       Считаете ли вы возможным установку часовенки и небольшого (хватит пугать размерами) памятника Удмуртской бабушке с внуками у входа в храм-игрушку на Карлутской площади - единственном месте в центре Ижевска, носящем удмуртское название? \"Карлуд\", согласно переводу профессора В.Напольских, - \"священная роща, где был город\", точнее два укрепленных стеной городища 5 века н.э.

     

        Нам с архитектором С.А.Макровым на южной стороне Карлутской площади (вдоль ул. Лихвинцева, а не прямо против Вечного огня) представляется миниатюрная белая часовенка в виде пограничного для княжеской столицы владимирского Покрова-на-Нерли с ее удивительным зверинным стилем на стенах (по археологическим данным Л.Д.Макрова первыми русскими на территории удмуртских земель - по реке Вятке были не летописные новгородцы, а выходцы их Ростово-Суздальской земли). А у входа в часовню - пожилая женщина в национальном костюме, с крыльями-оберегами (см. герб Удмуртии), покрывающими детишек. Установка этих объектов не повредит ни одному дереву - сходите на место сами и посмотрите.

  • Пока одни удмуртские историки выдумывают себе легенды, другие видимо более грамотные пишут, что удмурты, это совсем недавно оделившиеся от пермяков этнос.
    Пермяки себя русскими теперь считают, а вотяки имея  гены мало чем отличающиеся от русских, причисляют к аборигенам. 
    Ушли в тайгу, заблудились, там одичали, язык забыли, вот вам и этнос. 

     

  • tag

    Цитата: Наталя
    Главным редакторам не обязательно. Зато он знает куда и как посылать. На историческом факультете научили. Или в аптеке.


    вот именно) полностью согласна. это он еще наезжает на журфаки) 
    вообще очень непрофессиональный текст... да еще эти оскорбления! обвиняя Березина в использовании слова \"оккупанты\", ведет себя просто по-свински! можно подавать в суд за клевету. [бан] фу)
  • Цитата: культуролог Кобзев
    Считаете ли вы возможным установку часовенки и небольшого (хватит пугать размерами) памятника Удмуртской бабушке с внуками у входа в храм-игрушку на Карлутской площади - единственном месте в центре Ижевска, носящем удмуртское название? \"Карлуд\"
    Уважаемый Игорь Иванович! Вот прекрасное начало для статьи и опроса на тему памятника Удмуртской бабушке. Будьте добры, как мудрый, авторитетный человек, не оставляйте труда по продвижению этого проекта!
  •    Наталя, спасибо за добрые слова. Но...

       Мои статьи, тем более в прошлом веке написанную культурологическую книгу по Ижевску \"Деревенский Петербург. О сходстве несходного\", не публикуют. Так что высказываться особо негде.

       Опрос по месту памятника УБ уже был (в КП) и не в пользу Карлутской площади. Министерство культуры, которому Волков поручил разобраться с памятником УБ, выбрало для него место перед театром кукол, видимо, потому, что министр заядлый театрал и большой любитель цирка, другие вещи в области култьтуры его волнуют, кажется, гораздо меньше.

       Президент Волков в интренет вряд ли заходит, а пресс-секретарь Волкова, он же отец Алексея Чулкова, скорее всего, о дискуссии вокруг памятника шефу не доложит. Или доложит по-своему, нн исключено, что как о вылазке махрового националиста Березина против  Бронзового Солдата.

       А чем, собственно, плох для Волкова вариант у Вечного огня? Ведь это зона  правительственно-государственная и сакральная, самая чистая и приличная в городе, спокойная, без навязчивой рекламы, ею распоряжается не город, а именно УР. Вот приедет Путин, обещавший встретится с ББ. Выйдет из Президентского дворца к Вечному огню, а рядом свечку можно поставить в храме покровителя русского воинства Георгия Победоносца. И памятник УБ, вытерпевшей все невзгоды нашей общей истории, увидеть. И с живыми ББ встретиться, - если в Бураново ехать не будет времени. Неужели вариант у кукольного театра, окруженного со всех сторон унылыми хрущёбами, показывать Путину и российскому ТВ для Волкова приличнее?

       Каков же вывод из всего этого на сегодняшний момент? Я искренно благодарен своему коллеге-историку Алексею Чулкову за возможность высказаться. Спасибо и ему.

     

  • Последние откровения более продвинутых и грамотных наших ученых - археологов, этнографов, летописцев Ижевска (кафедра археологии УдГУ, ученики профессора В.Напольских, доктор исторических наук Е.Шумилов) свидетельствуют, что Иднакар - коми-пермяцкий, Арск - татарский, а Ижевск - русский города, не оставляя удмуртам ничего существенного в истории.

    Больше всего из отрицания удмуртских следов в большой истории России на землях, где жили и еще живут удмурты, мне понравилась ссылка на русского летописца \"Казанской истории\", что арские люди - это не удмурты и даже не татары, а \"ростовская чернь\", бежавшая от крещения из Ростовско-Суздальской земли.

    Реакция на новые исторические выводы о том, что удмурты почти всю свою историю фактически не выходили из леса, отразилась в том, что и выразили так эмоционально Березин с Чулковым.

    Так что никто из них не виноват, это отражение того, что есть, в скрытой ли, откровенной ли форме. Было бы легче наказать Чулкова - снять с работы из редакторов МК, или возненавидеть недоступного Березина. Чтобы закрыть тему прорвавшегося скандала, возникшего будто бы из ничего - там, где этого конфликта никто и никогда не видел.

    Но с памятником-то  Удмуртской бабушке, вскрывшем все эти противоречия, надо теперь что-то делать. Так хватит ли нашему самому \"главному удмурту\"  государственной мудрости для этого? Ведь вырос он только на чтении \"Брянского рабочего\" и \"Советского спорта\".

  • Цитата: Историк
    Но с памятником-то Удмуртской бабушке, вскрывшем все эти противоречия, надо теперь что-то делать.
      - заявление от физического лица или группы граждан на проведение публичных слушаний в Администрацию г.Ижевска (если земельный участок под предполагаемый памятник относится к муниципальной собственности), ориентируясь на Решение Городской думы г.Ижевска от 22.12.2005 г. № 35 \"Об утверждении положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании \"Город Ижевск\".
  • Последние события вполне подтверждают отмеченнные здесь исторические исследования местных ученых о том, что существование удмуртского народа - это не более как мираж, фикция, либо мимикрия.

    По указанию Президента УР Президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш» И.Семенов 12 февраля сего года торжественно отчитался, что все как один удмурты единогласно и безоговорочно выступили против националистического памятника так называемой удмуртской бабушке «за интернациональный образ памятника всем бабушкам, чтобы русским и татарам было не обидно».

    В поддержку данного решения некоторые районы привезли решения районных отделений УК, в которых фигурировала формулировка \"согласиться с интернациональным\" образом памятника бабушкам.

    Теперь следует ожидать какого-то логического конца означенных мероприятий, «чтобы русским и татарам было не обидно». Может быть, официального отнесения удмуртов к этнографической группе русских или татар. Может быть, раздела фиктивной УР между ТР и ПК, ведь в Президентском дворце все равно никто не говорит на мертвом языке.

  • tag

    Цитата: Обозреватель
    на мертвом языке.


    Цитата: Обозреватель
    существование удмуртского народа - это не более как мираж, фикция, либо мимикрия.
     

    секундочку) вы смеете спорить и утверждать, что удмуртов как национальности НЕТ? жаляса верано, сые шузи адямиос уло асьме плын ик. мне искренне жаль вас за отсутствие мозгов.
  • Кое кто тут пишет про геноцид, про оккупантов. В моих письмах по поводу памятника, попавших в интернет, нет ничего про это. Однако, если уж на то пошло, как можно оценить свидетельства русского историка Карамзина :\"Пять лет жгли и резали, не опуская рук...пока не загнали с полей привольных и богатых в непроходимые леса и болота\", массу архивных документов и исследований на эту тему, оставшиеся в памяти народа воспоминания об отношении к удмуртам, сегодняшнюю действительность.

    О том, как ары(удмурты) жили в середине 16 века, пораженный увиденным Курбский писал:\"...в земле той поля великие и зело преизобильные,...дворцы...их зело прекрасны и воистину удивлению достойны. И сёла часты, хлебов же всяких такое множество, воистину вере ко исповеданию неподобно,--аки наподобие звёзд небесных! Также и скотов различных стад бесчисленные множества... А мало за тем далей -- соболей множество, такожде и медов, не вем, где бы под солнцем болши было!\"

    (Сёла часты... А при переписи начала 18 века через почти 200 лет! старательным царским переписчикам удалось зафиксировать всего лишь 953 удмуртских двора).

    Эти и последовавшие за этим события нанесли удмуртскому народу не просто травму, как пишут связанные привычной удмуртской скромностью исследователи, народу было нанесено страшное увечие.

    Власти же при безусловной поддержке далёкого от понимания данного факта некоренного населения вместо того, чтобы пытаться исцелять его последствия, всеми путями стараются это состояние лишь усугубить.

    Очень многих оскорбило упоминание о покаянии.

    Уж чего чего, а поводов для этого в истории России предостаточно. Страна потому и не может веками выкарабкаться, что в ней никогда и никто ни в чём не кается.

    Покаяние это не унижение, как кому то тут представляется, а очищение и возвышение.

    Некий издатель, претендующий на принадлежность к высококультурной элите, размахивая своими по его же словам \"ссаными тряпками\", позволяет себе безудержно открыто глумиться надо мной и нашим народом.

    Не он один, удмуртам, к сожалению, к этому не привыкать.

    Вопрос только до каких пор это может продолжаться!?

    Из созвучных высказываний его очень приближённого к удмуртской власти папаши понятно, что сынок вряд ли мог быть другим.

    Надо быть честным перед своим прошлым. В этом ключ возможного светлого будущего России. К сожалению, даже нынешний пример показывает, что шансов на это немного.

    Удмуртский народ никогда ничем себя не запятнал, на нём нет зла, нет невинной крови. От своих предков нам достались в наследство чистые руки и чистая совесть.

    Да, я всегда страдал и страдаю от отношения к удмуртам на их же земле, нигде удмурт не чуствует себя таким бесправным и беззащитным, как в Удмуртии и в \"своей\" столице, именно поэтому так важен в Ижевске памятник-монумент Удмуртской бабушке, именно поэтому так важно место, где он будет установлен.

    Призыв к покаянию может возмутить только тех, кому действительно есть в чём каяться.
     

    В.Березин 02. 03. 2013 г.

  • tag

    и еще: собаки лают - караван идет, так что плевать, что вы тут думаете, удмуртская культура и язык прекрасно проживут и без ваших тявканий)

  • Цитата: tag
    дмуртская культура и язык прекрасно проживут и без ваших тявканий)
    - совершенно верно, с самого начала дискуссии -
    Цитата: Наталя
    Ваши грехи (как , впрочем, и подвиги), Алексей, удмуртский народ даже не заметил, поверьте!

    Вы знаете, активное сопротивление навязанной воле всегда вызывает сильную ответную реакцию. Удмурт по своему менталитету самодостаточен и делает ровно наоборот  - проживает свою обычную ежедневную жизнь, несмотря ни на какие выкрутасы внешнего мира -  и в этом его ответ. Поэтому он спокоен и насчет памятников, и насчет оккупантов, и насчет места в истории, а также покаяний и забитости. Что, к сожалению, вызывает еще бОльшее раздражение со стороны некоторых неугомонных. Просто дайте людям спокойно жить.

  • Напрасно обижаетесь по поводу мертвого удмуртского языка. По большому счету, чем положение удмуртского языка в Ижевске отличается от положения старославянского, древнееврейского или латыни?

    В городском пространстве все мертвые языки живут в очень узких, замкнутых рамках церквей, библиотек, изданий, филфаков. Их не услышишь в массовом виде на улице, в офицальных органах власти, не увидишь на уличных вывесках и табличках. Значит, они мертвы.

    Не навязываю собственной позиции, но со стороны вот смотрю и думаю... А с  самоиронией удмуртам (характер - горячий лед!) было бы куда легче выбрасывать некопившийся взрывоопасный пар!

    Заметьте, самоирония помогла выжить в иноязычной атмосфере евреям, армянам с трагедиями их национальной истории (кульутра анекдотов). Раввинские былички породили феномен русского анекдота, такого феномена нет в западной культуре, свидетельствуют специалисты. Еврейские былички устанавливали диалог с русскими, не навязывая русским покаяния, всяческих претензий, но и не уходя от щекотливых моментов межнациональных отношений. Так еврейские анекдоты, выйдя из замкутых местечек, стали русским феноменом.

    Нужен какой-то русско-удмуртский синтез и в Ижевске. И давно пора перестать друг на друга обижаться, обсуждая серьезные вопросы. Ведь нам суждено жить вместе. Или воевать?

     

     

     

  • Цитата: Историк
    Больше всего из отрицания удмуртских следов в большой истории России на землях, где жили и еще живут удмурты, мне понравилась ссылка на русского летописца \"Казанской истории\", что арские люди - это не удмурты и даже не татары, а \"ростовская чернь\", бежавшая от крещения из Ростовско-Суздальской земли.


    И говорила эта \"ростовская чернь\", если, конечно, верить \"измышлениям\" князя Курбского, на чистейшем  \"воитецком або арском языке\". Или воитецкий это не удмуртский? Не удивлюсь, если и это напишут
  • Удмуртская культура прекрасно проживет и в своей замкнутой скорлупе, гордо отказавшись от памятника удмуртской бабушке. Который, наверное, поставят русские.

  • tag

    Цитата: Серафима Юрьевна я
    Удмуртская культура прекрасно проживет и в своей замкнутой скорлупе, гордо отказавшись от памятника удмуртской бабушке. Который, наверное, поставят русские.


    Дорогая Серафима Юрьевна)
    если бы мы, удмурты, действительно жили в своей \"замкнутой скорлупе\", то мы бы с вами сейчас не спорили. потому что не зависели бы от русских и всех, кто к ним себя причисляет. знаете что я услышала сегодня от подруги? \"Ты видела, Мисс России  какая-то нерусская выиграла\"
    а ничего, что на Евровидение поедет татарка? а до этого удмурты ездили? Билан - не русский. Алсу - не русская. Подольская - и та не русская.
    может быть, я неправильно поняла ваш комментарий. была ли в нем ирония, и если да, то почему?
  • Самоирония народа есть, когда в нем проявляется рефлексия. А она бывает лишь в случае отчуждения личности от массы.

    Это в какойто степени выразил еще Кузебай Герд. Он, кажется, и ввел в русский язык удмуртское слово \"удмурт\", но он же и говорил про своих соплеменников, что \"все эти Первозчиковы ужасно мелочны, как мелочны вообще все вотяки \" и что надо бежать от них подальше (письмо жене Наде).

    Любопытно вообще существование полярных слов для самоназвания удмуртов в обыденной речи современных интеллигентов из удмуртов, в частности, молодых историков-удмуртов, в значении \"плохой удмурт\" (старое название из русского языка, употребляется с самоиронией) и хороший удмурт (уважительное название из родного языка). Об этом подробно говориться где-то в интернете, не помню где, кажется в марковском форуме, поищите сами.

    Думаю, что отстраненный для удмуртов Ижевск уникален и тем, что именно здесь зарождается спасительная самоирония удмуртов - у творческих людей, разумеется. Пусть даже чаще всего у обрусевших удмуртов. Но, кажется, это начало...

    Пример - премия \"Почетный удмурт\" (рыжеволосый балезинец, выросший среди удмуртов Э.Касимов и стопроцентный удмурт С.Орлов). Еще пример - творчество Джона Семеновича Кукумбера (известного педагога из Гуманитарного Лицея С.С.Дерендяева) - обрусевшего удмурта из Карсовая.

    Вот пример его исторической самоиронии, судя по всему, о добровольном присоединении Удмуртии к Русскому государству - отрывок \"Сержант\" из В.Шекспира.

    СЕРЖАНТ: \"Безжалостный властитель Дондыкара с отрядом карсовайских удальцов и наглых амазонок Пиньбашура форсировал внезапно Игерман. Но выстояли храбрые алнашцы. В подмогу им великий Кызя-Боня мувырских горцев вовремя прислал. Да тут-то, вишь, меня и зацепило. Врача бы мне... Что ж вы молчите? Вы откуда, хлопцы? Да где же врач? Уста слабеют, но скажу я слово. Пусть эту местность бестолковых дрязг покроют основательные волны невесть откуда взявшегося моря!!! А эта горка, где искал врача, да не нашёл, пусть эта горка будет вшивой!!! А вас,эшъёс, однажды посетит и самыми очами в душу глянет Макмыр из Колтомы!!! Врача! Врача!\" 

    ФЕРШАЛЛ: \"Иду, иду. Эх, ёпыть, не успел! Сержанта пусть со сцены унесут четыре санитара. Спи спокойно\".

    Источник: Дж.Кукумбер. Кука с макой, или Документ эпохи. Издательство \"Монпоражён\", Ижевск, 2011.

    Уточнение: Вшивая горка - народное название холма на склоне Ижевского пруда, в устье Подборенки, где был могильник 5 века н.э., современный Карлутским городищам, от которых происходит название площади с Вечным огнем. Именно там Березин и хочет поставить памятник, непременно чтоб для покаяния русских оккупантов перед удмуртами.

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus