Top.Mail.Ru
26 февраля 2013 12:28
Моя история

Покайтесь, оккупанты!

Я узнал, что являюсь, по сути, оккупантом. Впрочем, не я один. Нас таких в Удмуртии около 900 тысяч на полтора миллиона населения. И вот уже черт знает сколько лет мы приносим горе и страдания удмуртскому народу, не собираясь каяться за грехи.

Моя история

Я узнал, что являюсь, по сути, оккупантом. Впрочем, не я один. Нас таких в Удмуртии около 900 тысяч на полтора миллиона населения. И вот уже черт знает сколько лет мы приносим горе и страдания удмуртскому народу, не собираясь каяться за грехи.

Все это выяснилось утром 25 февраля благодаря Обращению некоего Виктора Березина, услужливо доставленному на мою почту рассылкой Удмуртлык-иворъёс. Спасибо им, наконец-то просветили.

Но обо всем по порядку… Виктор Березин – не сосед Наполеона по больничной палате, как вы могли бы подумать. Он – малоизвестный предприниматель и настрадавшийся человек.

Страдал Березин всю сознательную жизнь. Но особенно сильно – в дни празднования 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства. О чем и поведал городу и миру, заявив как-то, что вторая половина XVI века – это «непрерывная череда истребительных, поистине карательных походов московских царей для усмирения/замирения «арских людей», вотяков».

- Целый народ в результате этого «добровольного присоединения» оказался буквально на грани выживания, мужчин почти вовсе не осталось в селениях. Одни вдовы… - поделился своими историческими догадками Березин.

В связи с этими догадками у коммерсанта возникла идея установки памятника удмуртской бабушке – «величественной и трагической» фигуре.

- И вот я подумал, - делился сокровенным Березин, - что такой монументальный памятник, установленный именно в Ижевске, в городе, который удмуртами исторически воспринимается как источник «зла», горя и несправедливости, такой памятник, по моему мнению, мог бы стать в какой-то мере моральной «компенсацией» моему народу…

Как только прозвучало слово «компенсация», идеи Березина немедленно получили самую горячую поддержку определенной части национальной интеллигенции. Та немедленно обогатила идею: по их мнению, памятник бабушке должен стоять не где-нибудь, а в сквере у Вечного Огня. И не какой-нибудь, а соразмерный фигуре Солдата, над этим огнем стоящего (то есть – метров 10 высотой).

Надо ли говорить, что оккупационный режим послал Березина в увлекательное эротическое путешествие. К самым, так сказать, первоосновам. Коммерсант в ответ затаил очередную (какую, интересно, по счету?) обиду. И разразился Обращением, текст которого целиком – ниже.

«На днях предполагается рассмотрение вопроса об установлении в Ижевске памятника бабушке и объявление конкурса по нему.

Предложения, что это должен быть «памятник всем бабушкам», считаю абсолютно неприемлемым. Вариант «интернационального» памятника может быть реализован в любом, скорее всего, не национальном регионе огромной России.

Ижевск же является столицей Удмуртии и памятник Удмуртской бабушке, женщине, а равно и всему многострадальному удмуртскому народу, может быть расположен только здесь.

Не допустимо лишать удмуртов этой возможности!

Расположение его на Карлудской площади на месте древнего Карлуда - рощи, луга при древнем удмуртском поселении, существовавшем на месте города уже в 3 - 5 веках, было бы одним из наиболее предпочтительных вариантов. Удмурты жили здесь ещё за много веков до того, как славяне ещё только появились на территории современной России.

Как два символа они совершенно не противоречили бы с монументом Вечного огня.

История не начинается с ВОВ. И историческое прошлое удмуртов и других народов, проживающих сегодня на территории Удмуртской республики, совершенно не одинаково. Если же взять русский период удмуртской истории, то судьба удмуртской бабушки, всего удмуртского народа неизмеримо трагичней.

Отрицать это бессмысленно.

Предлагаемый монумент явился бы ещё и актом покаяния за причинённые народу неисчислимые горе и страдания.

Обращение к руководству республики было продиктовано в надежде на признание им вышеуказанного, понимание важности этой идеи и на возможность её более быстрой и достойной реализации.

Если же это не будет воспринято, то просим республиканские власти более не беспокоиться по этому вопросу, равно как и «Удмурт кенеш» в лице назначенных очередной раз его руководителей. Самое лучшее, что может быть ими сделано при возникновении такой ситуации, это забыть вообще про этот проект.

Удмурты, понимающих его значение, и без них в состоянии сделать достойный памятник своим предкам в образе своих терпеливых, добрых, умелых, узнаваемых теперь всем миром бабушек или другой, не уступающий ему.

Сразу же отвергаю утверждения, что Ижевск не удмуртский город. Этот город-завод стоит на удмуртской земле и изначально устроен принудительным, каторжным трудом удмуртов. Его последующие достижения во многом результат и их героического труда». (Оригинальная орфография сохранена. - Прим. ред.)

Право слово, это что-то новое: оказывается, «русский период судьба удмуртского народа неизмеримо трагичней» судьбы других народов России. Видимо, горькие слезы застили березинские глаза, и прочитать о народах, почти исчезнувших с лица земли, он оказался не в состоянии.

Лучший абзац этого текста, безусловно, касается покаяния «за причиненные народу неисчислимые горе и страдания». Из Обращения следует, что каяться должны русские оккупанты (назовем вещи своими именами, господин Березин!), но ни слова не говорится, например, о татарах, «крышевавших» удмуртов до прихода Ивана IV.

Впрочем, хорош весь текст, которому, на мой взгляд, место не в новостной рассылке, а в медицинской карте пациента. И я надеюсь, что следующий визит господина Березина на историческую родину (да, я забыл сказать, что Березин, очевидно, не выдержав перенесенных страданий, переехал на ПМЖ в Германию) закончится для него экстренным вызовом неотложки с дюжими санитарами на борту. Кто знает, какие еще исторические новости он раздобудет к этому времени…

Оригинал блога здесь.

Вопрос от редакции: На ваш взгляд, достаточно ли в Ижевске представлена история удмуртского народа? И что нужно сделать для ее популяризации?

Материалы рубрики "Давайте обсудим!" являются авторской точкой зрения и могут не совпадать с мнением редакции.  Хотите тоже стать автором? Пишите нам