Не все то «золото», что окупается…

Автор: Людмила Сабурова, доцент ИжГТУ, кандидат философских наук. | | Комментариев: 13 | Просмотров: 17130

В контексте неутихающих разоблачений и критических комментариев по поводу того, как распределяется бюджет в республике и за её пределами, вдруг (или – наконец-то?) настал черёд культуры. Общественность явно возбудилась предстоящими празднованиями юбилея П.И.Чайковского, а более самого юбилея - грядущими миллиардами, которые «неизвестно, как потратятся».

В контексте неутихающих разоблачений и критических комментариев по поводу того, как распределяется бюджет в республике и за её пределами, вдруг (или – наконец-то?) настал черёд культуры. Общественность явно возбудилась предстоящими празднованиями юбилея П.И.Чайковского, а более самого юбилея - грядущими миллиардами, которые «неизвестно, как потратятся».

Люди делятся догадками, версиями, оценками. И всё бы хорошо, но вот одна из версий меня повергла в полное замешательство. Её автор подозревает, что на грядущие миллиарды власти «закупят всякого хлама, называемого музыкальными инструментами и звуковым и световым оборудованием…», «создадут то, что впоследствии придется продолжать на 100% финансировать из бюджета»… Ну и далее называет эту стратегию созданием «иждивенческих моментов».

И тут я понимаю, что в сознании автора (а, скорее всего, он не одинок) культура – это то, что должно приносить доход. А ещё понимаю, что автор впитал все управленческие веяния последних лет, которые предполагают, что доход должны приносить все: учреждения образования, науки, здравоохранения… Сейчас на политическом языке это называется «оптимизацией». Типа: зачем покупать дорогостоящее оборудование в больницу? Ну, конечно же, затем, чтобы оказывать дорогостоящие платные услуги! Не народ же лечить… И в школах какое-то сплошное «иждивенчество» - то им компьютеры, то им доски новые…

Я далека от мысли, что из бюджета надо финансировать все культурные инициативы, учреждения и начинания. Более того – убеждена, что огромные пласты культурной жизни не просто не нуждаются в государственной поддержке, а, напротив, государственная поддержка им даже противопоказана. И культурная жизнь Ижевска, со всем её многообразием, как раз демонстрирует, что любое подлинное, настоящее, творческое начинание всегда найдёт свою аудиторию, свой способ выживания и развития. Со всей ответственностью социолога могу сказать, что удовлетворённость культурно-досуговой сферой среди горожан достаточно высока, выше, чем во многих других городах. И гастрольная афиша радует горожан всеми жанрами, и местные коллективы, и группы имеют собственных поклонников, и частные галереи балуют новинками... Здесь и правда всё в порядке… Тот слой горожан, который можно назвать «культурным», не в обиде.

Но есть то, что принято называть «академической культурой». То, что всегда дорого с точки зрения себестоимости, и никогда не окупится через кассу. Это – симфонические оркестры, классические оперные театры, филармонии, школы искусств, библиотеки, музеи. Во всём мире эти учреждения финансируются сразу из трёх источников – и из бюджета, и из «кассы», и из частных благотворительных фондов, спонсорских целевых взносов. И La Scala, и Covent-Garden, и Большой театр – это те самые «иждивенцы»… И это – при баснословных ценах на билеты!

Конечно, наш Театр оперы и балета – не Covent-Garden. Но уже и не тот «Музыкальный театр», который был в советские времена. Оркестр звучит лучше, хор крепнет, постановки радуют яркостью и профессионализмом, вокал – не из худших. Не каждый областной театр, например, поставит «Норму», в которой сложнейшая партия «сопрано». И именно в такой театр не стыдно приглашать солистов мирового уровня, что театр с успехом и делает.

А без бюджетного финансирования школ искусств (пусть даже и не особенно щедрой), без «детских абонементов» на симфонические концерты, без нормальных инструментов в этом самом оркестре не было бы у нас ни интеллигентных и умных детей, ни тех «подвижников», на которых держится культурная жизнь города – от выставок живописи и самодеятельных театров до традиционных «хоровых соборов» под колокольный звон.

Так что – пусть будут и серебряные флейты, и английские рожки… Пусть даже золотыми будут! А ещё бы неплохо, чтобы была, наконец, настоящая филармония, а не бывший «дом политпросвещения, без акустики, но с явственным духом «партактива». И пусть будет академическая школа балета... И пусть будет настоящая большая площадка «open air» для всех жанров музыки… И пусть всё это будет – из бюджета.

А все разговоры о «брендинге республики» под флагом юбилея Петра Ильича – тоже пустое. Чайковский не может быть «брендом». Он может быть только воздухом. Для тех, кому в жизни надо что-то ещё, помимо «окупаемости». Красота, например, добро, любовь. Хорошо бы, если бы люди помнили, что, «не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества» (Н.Бердяев). Какие флейты – такая и жизнь :)

 Материалы рубрики "Давайте обсудим!" являются авторской точкой зрения и могут не совпадать с мнением редакции.  Хотите тоже стать автором? Пишите нам.

Вопрос от редакции: Как вы считаете – какие учреждения культуры нашей республики заслуживают особого внимания и требуют больше финансовых вливаний? Как по-вашему, насколько грядущее празднование юбилея П.И.Чайковского поможет развитию культурного уровня нашего региона?


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  • В искусство надо вкладываться - это не обсуждается! Иначе с чем мы останемся? С торговыми центрами? В кого мы превратимся без нормального культурного досуга??? В театры надо больше денег вкладывать конкретно - чтобы это стало необъемлемой частью семейного досуга. Чтобы туда хотелось идти и тратить на это честно заработанный семейный бюджет.

  • Вот такие статья я уважаю! Автор молодец!
    Вот такие статьи тут должны быть чаще, а не бред ненормальных. Которые всем недовольны, солнце им не яркое, и снег не белый))
    Давай думать начнём - а потом писать и говорить. 

  • Все по делу и абсолютно правильно написано. \"Классика\" должна быть датируемой, это совершенно нормально.
    Упомянутый автор заигрался в \"брендирование\" и сам не знает толком, чего хочет. У него \"бренд\" - самоцель, а не инструмент.

  • 234

    Людмила! Спасибо Вам огромное. Не умею красиво писать, но вы за меня сделали то, что я думаю и чувствую. 

  • Благодарю Вас. Как истина, помирившая все наши правды. Спасибо за вербализацию всего того, что есть в нас всех, но либо невозможно выразить, либо осознать. Как и моя попытка возразить указанному Вами автору красотой природы Удмуртии, способной иллюстрировать Времена года Чайковского. Именно в октябре у всех нас в душе звучит Осенняя песня.

  • \"какие учреждения культуры нашей республики заслуживают особого внимания и требуют больше финансовых вливаний?\"

     Спортивные клубы и дома творчества для детей и подростков. Благодаря их развитию решится та самая проблема с детской преступностью на улицах, и кто знает сколько судеб сложится совсем по другому, сколько неожиданных талантов проявят себя. 
      Думаю Чайковский был бы за!  

  • Cовременная молодежь с гораздо большим рвением посещает торговые центры, в купе с клубами и развлекательными центрами. В городе гораздо чаще увидеть афиши массовой культуры (полуголых звезд). Считаю, что финансировать нужно не только спортклубы и прочие творческие заведения узкой направленности, но и общеобразовательные школы и гимназии, КОТОРЫЕ в первую очередь должны прививать тягу к прекрасному у подрастающего поколения. Не каждый родитель способен объяснить чаду о всех прекрасах оперы, балета и прочего (может быть и хочет, но и сам не силен в восприятии))). 

    Автору спасибо!)

  • Я абсолютно согласна, что культура и искусство требуют вложений, но мне также кажется, что людей волнует как именно потратятся деньги, выделенные на празднование. Честно говоря, я не знаю сколько стоят музыкальные интрументы и прочее оборудование, но мне почему-то кажется, что не все из 6 млрд пойдет во благо культуры и искусства... Закупят как всегда все самое дешевое, а остальное - в карман... Вот это больше  всего и расстраивает...

  • Я согласен с тем что культуру надо финансировать, особенно классическую. Но надо воспитать потребность в человеке к восприятию этой культуры, ее понимание.Вот это первоочередная и повседневная задача. А то что потратят на фестиваль миллиарды,что это принесет людям.Для власти это будет очередная халява и возможность показать себя ценителями прекрасного и все забудется после фуршета и так до следующей даты.Не забывайте до людей это практически не дойдет и никакого культурного воздействия на их жизнь не будет.Культура начинается с того момента когда маленький человечек начинает видеть и слышать,вот с этого момента и формируется национальная культура, да и любая культура.А вот здесьпрактически  нет воспитания. Вот с этого надо начинать.А миллирды распилить,в этом проблем у нас нет.

  • Уважаемые редакторы портала! Вы видите реакцию людей  на содержательные, профессиональные, грамотные тексты? Вам это нравится? Нам тоже. Поэтому большая просьба: продолжать и дальше публиковать настоящих авторов, не опускаясь до уровня начальников штабов, маркетологов-ювелиров и прочих. А автору браво!

     

  • Умно. Точно. Справедливо. Согласнен абсолютно - нет ничего более страшнгого для общества, чем его культурная дебилизация. Юбилей Чайковского слегка притормозит этот процесс. 

  • Цитата: Наталя
    Уважаемые редакторы портала! Вы видите реакцию людей  на содержательные, профессиональные, грамотные тексты? Вам это нравится? Нам тоже.
    Поддерживаю Наталю! Пора переходить на качество
  • всегда считал,что главное-это культура! и не только на уровне понимания музыки,театра...,не только на уровне межчеловеческого общения,но и на уровне производства,с/х,управления,бизнеса и тд. не оченьлюблю Чайковского (но горжусь,что он родился у нас!), зато не представляю своей жизни без Баха,Моцарта,Вивальди имногих других композиторов (и писателей).не люблю, когда Чайковского называют нашим \"брендом\",но гордиться этим и афишировать это надо!

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus