Top.Mail.Ru
21 ноября 2012 21:14
Моя история

Не все то «золото», что окупается…

В контексте неутихающих разоблачений и критических комментариев по поводу того, как распределяется бюджет в республике и за её пределами, вдруг (или – наконец-то?) настал черёд культуры. Общественность явно возбудилась предстоящими празднованиями юбилея П.И.Чайковского, а более самого юбилея - грядущими миллиардами, которые «неизвестно, как потратятся».

Моя история

В контексте неутихающих разоблачений и критических комментариев по поводу того, как распределяется бюджет в республике и за её пределами, вдруг (или – наконец-то?) настал черёд культуры. Общественность явно возбудилась предстоящими празднованиями юбилея П.И.Чайковского, а более самого юбилея - грядущими миллиардами, которые «неизвестно, как потратятся».

Люди делятся догадками, версиями, оценками. И всё бы хорошо, но вот одна из версий меня повергла в полное замешательство. Её автор подозревает, что на грядущие миллиарды власти «закупят всякого хлама, называемого музыкальными инструментами и звуковым и световым оборудованием…», «создадут то, что впоследствии придется продолжать на 100% финансировать из бюджета»… Ну и далее называет эту стратегию созданием «иждивенческих моментов».

И тут я понимаю, что в сознании автора (а, скорее всего, он не одинок) культура – это то, что должно приносить доход. А ещё понимаю, что автор впитал все управленческие веяния последних лет, которые предполагают, что доход должны приносить все: учреждения образования, науки, здравоохранения… Сейчас на политическом языке это называется «оптимизацией». Типа: зачем покупать дорогостоящее оборудование в больницу? Ну, конечно же, затем, чтобы оказывать дорогостоящие платные услуги! Не народ же лечить… И в школах какое-то сплошное «иждивенчество» - то им компьютеры, то им доски новые…

Я далека от мысли, что из бюджета надо финансировать все культурные инициативы, учреждения и начинания. Более того – убеждена, что огромные пласты культурной жизни не просто не нуждаются в государственной поддержке, а, напротив, государственная поддержка им даже противопоказана. И культурная жизнь Ижевска, со всем её многообразием, как раз демонстрирует, что любое подлинное, настоящее, творческое начинание всегда найдёт свою аудиторию, свой способ выживания и развития. Со всей ответственностью социолога могу сказать, что удовлетворённость культурно-досуговой сферой среди горожан достаточно высока, выше, чем во многих других городах. И гастрольная афиша радует горожан всеми жанрами, и местные коллективы, и группы имеют собственных поклонников, и частные галереи балуют новинками... Здесь и правда всё в порядке… Тот слой горожан, который можно назвать «культурным», не в обиде.

Но есть то, что принято называть «академической культурой». То, что всегда дорого с точки зрения себестоимости, и никогда не окупится через кассу. Это – симфонические оркестры, классические оперные театры, филармонии, школы искусств, библиотеки, музеи. Во всём мире эти учреждения финансируются сразу из трёх источников – и из бюджета, и из «кассы», и из частных благотворительных фондов, спонсорских целевых взносов. И La Scala, и Covent-Garden, и Большой театр – это те самые «иждивенцы»… И это – при баснословных ценах на билеты!

Конечно, наш Театр оперы и балета – не Covent-Garden. Но уже и не тот «Музыкальный театр», который был в советские времена. Оркестр звучит лучше, хор крепнет, постановки радуют яркостью и профессионализмом, вокал – не из худших. Не каждый областной театр, например, поставит «Норму», в которой сложнейшая партия «сопрано». И именно в такой театр не стыдно приглашать солистов мирового уровня, что театр с успехом и делает.

А без бюджетного финансирования школ искусств (пусть даже и не особенно щедрой), без «детских абонементов» на симфонические концерты, без нормальных инструментов в этом самом оркестре не было бы у нас ни интеллигентных и умных детей, ни тех «подвижников», на которых держится культурная жизнь города – от выставок живописи и самодеятельных театров до традиционных «хоровых соборов» под колокольный звон.

Так что – пусть будут и серебряные флейты, и английские рожки… Пусть даже золотыми будут! А ещё бы неплохо, чтобы была, наконец, настоящая филармония, а не бывший «дом политпросвещения, без акустики, но с явственным духом «партактива». И пусть будет академическая школа балета... И пусть будет настоящая большая площадка «open air» для всех жанров музыки… И пусть всё это будет – из бюджета.

А все разговоры о «брендинге республики» под флагом юбилея Петра Ильича – тоже пустое. Чайковский не может быть «брендом». Он может быть только воздухом. Для тех, кому в жизни надо что-то ещё, помимо «окупаемости». Красота, например, добро, любовь. Хорошо бы, если бы люди помнили, что, «не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества» (Н.Бердяев). Какие флейты – такая и жизнь :)

 Материалы рубрики "Давайте обсудим!" являются авторской точкой зрения и могут не совпадать с мнением редакции.  Хотите тоже стать автором? Пишите нам.

Вопрос от редакции: Как вы считаете – какие учреждения культуры нашей республики заслуживают особого внимания и требуют больше финансовых вливаний? Как по-вашему, насколько грядущее празднование юбилея П.И.Чайковского поможет развитию культурного уровня нашего региона?