Top.Mail.Ru
19 сентября 2012 10:55
Моя история

Поезд до Москвы и тётя Майя

Многие из нас ездили в поездах на близкие и дальние расстояния. Каждый раз в поезде обязательно встречаешь и общаешься с человеком в синей униформе. 

Моя история

Многие из нас ездили в поездах на близкие и дальние расстояния. Каждый раз в поезде обязательно встречаешь и общаешься с человеком в синей униформе. Обычно это женщина, много реже — мужчина. Как правило, это общение сводится к проверке билетов на входе, выдаче белья, ну и, может быть, при покупке чая.

Но, как и в любом правиле, здесь встречаются редкие исключения. Исключения эти  могут быть вызваны очень разными причинами: тут и желание реализовать свои нерастраченные организаторские способности, и прирожденный артистизм, и одиночество, но чаще - желание продать, и я имею ввиду не время и личную жизнь, а банальное обогащение за счет пассажиров.

Однако желание продать чаще основано не на личном желании, а на штатном требовании трудового договора. Многие ли знают, что отправляя поезд в путь, проводникам выдают кулинарную,  и не только, продукцию, примерной стоимостью минимум 20 рублей на пассажира, это примерно на 54*20=1080 рублей. Весь этот объем выдается безвозвратно, то есть примут обратно только деньги и в обязательном порядке. Куда проводник денет товар, не имеет значения. Кроме того, с недавних пор требуют продавать еще и лотерейные билеты РЖД. Какая тут норма, сказать не могу,  не узнавал.

В общем, это лирика, ну, или исходные данные, кому как  больше нравится.

Хочется мне сегодня рассказать историю о том, как в соответствии с требованиями сильнейших тренингов продаж, сама того не зная, одна скромная проводница ведет свой подпольный «бизнес».

Итак. Давеча, с группой товарищей мы добирались до Москвы поездом, который раньше назывался «Набережные Челны - Москва». Поезд этот из категории «совсем не фирменный» со старыми вагонами и туалетами, которые на остановках закрываются. Садились в Агрызе. Встречала у вагона женщина в годах, которая с шутками и прибаутками укорила нас, что поезд стоит и только нас дожидается, а мы опаздываем. Ну ладно, мало ли какие проводники бывают. Не успели мы распаковать и разложить вещи, как она подходит и просит о помощи. Оказывается, для того чтобы в вагоне было тепло, его недостаточно просто топить, надо еще и прокачивать давление в системе отопления с помощью рычага в маленьком отделении вагона. Хорошо. Я вызвался помочь. Пока проводница мне объясняла, что и как дергать, я спросил, почему, собственно, она этого сделать не может. В ответ она показала на пустое ведро из-под угля и сказала, что пойдет по вагонам искать уголь, так как его сейчас не дают в нужном количестве, потому что еще теплое время года (холодное наступает после 10 октября), а ей очень важно, чтобы пассажиры не замерзли. Ну вот, пока я работал с рычагом, а Рома Вахитов стоял рядом и изгалялся, наша проводница нашла где-то уголь и взяв два ведра, а с ними и Макса Копысова, куда-то исчезла.

Через какое-то время они принесли два полных ведра угля, и меня освободили от почетной обязанности двигать рычагом во имя спасения пассажиров вагона. Вернулись в купе (ехали с Романом в первом отсеке), разложились. Через какое-то время пришла проводница и начала знакомиться. Представилась как тетя Майя, Рома, соответственно, назвался дядей Ромой, Макс - дядей Максимом, я - просто Александром. И тут началось. С частотой примерно раз в полчаса, а то и чаще, тетя Майя заходила к нам и что-то рассказывала, потом начала нас знакомить с людьми в вагоне, сперва со всеми подряд, потом настойчивее с девушками, конечно, не для всякого непотребства, а только для общения, чтобы в пути не было скучно. Ну а если уж общение перерастет во что-то большее, то тетя Майя с радостью могла бы предложить свое купе для более тесного знакомства за отдельную (очень скромную, по ее словам) плату.

Тетя Майя, оказалась женщиной очень энергичной и целеустремленной. Своими набегами, беседами и еще больше — своей неуемной энергией она довольно быстро сколотила небольшую теплую компашку в нашем купе, которая все-таки сдалась под ее напором и таки выкупила у нее весь запас коньяка (благо, его было немного) и половину шоколада. Ну и, конечно, стаканы постоянно наполнялись чаем. В общем, и атмосферу создала, и перезнакомила всех, и план по продажам выполнила. Лотерейные билеты не предлагала.

Вообще, поезд этот пользуется своеобразной славой на этом железнодорожном направлении. Бригада проводников - сестры и братья мусульмане из Дагестана (сами так говорят), которые постоянно что-то продают (мне это напомнило Турцию, ну или рынок), продают незаконно, но навязчиво. Кроме широкого ассортимента алкоголя могут предложить свое купе (сами перебираются в вагон на свободное место), могут в пустое купе из соседнего вагона, в общем, живут (выживают) как могут.

Сама тетя Майя, по ее рассказам, кем только не была. Потеряв мужа во время первой чеченской войны, перебралась в Москву, там устроилась проводником и вот уже 17 лет в летний период работает в поездах. Зимой она перебирается на торговые корабли и работает там коком, посещая различные страны (попутно приторговывая, конечно, чем-то). Еще у нее есть дочери, живущие в Москве, еще у нее есть пасека и фермерское хозяйство где-то в Дагестане, еще … всего уже и не помню. Ну и главная строчка в биографии - была когда-то актрисой.

Я считаю, что нам повезло с проводницей и желаю пережить и вам, дорогие читатели, такой напор энергии, обаяния и заботы (об этом забыл написать, но уже не буду).

Ну и с чего начал — вот вам пример технологии продаж продукта, создания нового рынка там, где его не было.

Оригинал блога здесь.

Вопрос от редакции: расскажите о других примерах вынужденного «бизнеса», свидетелем которых вы становились по независимым от вас причинам. Выскажите свое мнение по этому поводу.

 Материалы рубрики "Давайте обсудим!" являются авторской точкой зрения и могут не совпадать с мнением редакции.  Хотите тоже стать автором? Пишите нам.