В последнее время СМИ буквально захлестнула волна сообщений об ужасных ДТП с наездом на пешеходов. Это и сбитая насмерть беременная девушка, переходившая дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, и оказавшийся под колесами автобуса пограничник, и многие-многие другие. Не думаю, что раньше их было сильно меньше. Но нынешний общественный резонанс выносит на поверхность массу способов решения проблемы, самый желаемый из которых - увеличение сроков заключения за ДТП с летальным исходом. Но все молчат о главном.
Одна из основных причин ДТП с участием пешеходов - это порочная отечественная практика избыточного создания нерегулируемых пешеходных переходов, а теперь еще и цветных. Та самая «зебра» (регулируемый переход к ней не относим), которую рисуют на школьных тетрадях и портфелях и про которую рассказывают детям «тети-милиционеры» и есть главный виновник несчастий. Люди виноваты в гораздо меньшей степени.
Причина распространения «зебр» понятна: они предельно дешевы, а человеческая жизнь у нас не ценилась никогда.
Порочность «зебр» очевидна:
- «зебра» не содержит в явном виде никаких запрещающих сигналов ни для водителя, ни для пешехода (забор, шлагбаум или хотя бы красный свет мотивируют к остановке гораздо больше, чем мифические пункты ПДД);
- «зебра» часто плохо освещена или не размечена, плохо освещены и обочины дорог, в результате чего в темное время суток на дорогу «вываливаются тени»;
- зимой к этому добавляется проблема неубранного снега: люди либо выныривают из-за сугробов, либо в принципе вынуждены скакать по ним;
- часто перед «зебрами» встречаются повороты или иные затрудняющие видимость препятствия;
- на многополосной дороге полная видимость на «зебре» недоступна ни для водителей, ни для пешеходов;
- в условиях пробки ситуация на «зебре» неуправляема;
- «зебры» любят велосипедисты - участники дорожного движения, которые ими пользоваться не должны;
- и, самое главное, - «зебра» оставляет и водителю, и пешеходу многовариантность принятия решения, а, следовательно, возможность неверно друг друга понять. Среди ижевчан как-то обсуждались варианты перехода зебре только после поднятия руки. При всей комичности, в этом есть резон.
Переход прямого участка неширокой дороги с умеренным трафиком в дневное время суток в «неположенном» месте не более опасен, чем переход широкой загруженной магистрали по «зебре»: в первом случае вас хотя бы видят.
Из известных альтернатив «зебре» наиболее популярны две - подземные/надземные переходы и «кнопочные» светофоры. Не стоит пренебрегать и вариантом простого сокращения «зебр» и, с помощью забора, предложения населению пройти сто метров до ближайшего светофора.
Единственное, что может оправдать высокие штрафы за «пешеходов», - это если деньги от них пойдут на сокращение числа нерегулируемых переходов.
Если у вас есть дети, разумно научить их при любой возможности не пользоваться «зеброй», а самой «зебры» опасаться так же, как и проезжей части вообще. Все факты говорят о том, что белые полоски никого не защищают. Они - убивают.
Напоследок, ижевским читателям предлагаю набросать варианты самых невменяемых городских «зебр», которые следовало бы закрыть как можно скорее. Мне, исходя из моих маршрутов по городу, видятся такие варианты:
- Переход через 10 лет Октября у БЦ «Эльгрин»/«Омега»: заменить на надземный/подземный. Попутно перенести остановку транспорта от «Эльгрина» дальше к общежитием. Что, кстати, власти города пообещали сделать в 2012 году.
- Переход на Центральной площади у аптеки «Фармакон»: заменить на кнопочный.
- Серия одинаково чумных неосвещаемых частых переходов на 10 лет Октября и Холмогорова между Удмуртской и Пушкинской: половину закрыть, на половине оставить кнопки. Вообще, такая логика «понатыканья зебр» встречается в городе на многих улицах. На ее фоне приятно выглядят вкрапления кнопочных светофоров, например, на Щорса: ведь могут же, когда захотят.
- Кольцо у к/т «Октябрь» (если ты едешь там в пробке с Ворошилова на 10 лет Октября, то есть сразу две попытки задавить пешехода): нужно сносить все кольцо.
- Есть неадекватный для всех участников движения перекресток Ленина-К.Маркса, но противники установки светофоров говорят, что «там и так всем все понятно». Хорошо бы предварительно глянуть статистику аварийности.
- «Зебра» у магазина «Столичный» на Кирова (у лога) - бессмысленная и беспощадная к пешеходам. Не нужна.
- «Зебра» у «школы-интерната». Уверен, одна из самых аварийных в Ижевске. По-хорошему, там надо раньше заворачивать трамвайные пути и стыковать остановку со светофорами.
Какая-то часть «зебр», естественно, должна остаться, но только при соблюдении условий хорошей видимости, разметки, освещенности.
Теперь и я готов выслушать ваши мысли по поводу того, жить или не жить «зебрам» в Ижевске. Если нет, то каким, где и почему.
Материалы рубрики "Давайте обсудим!" являются авторской точкой зрения и могут не совпадать с мнением редакции.
Хотите тоже стать автором? Пишите нам.