Top.Mail.Ru
13 декабря 2018 11:57
Культура

Куратор московского фонда V-A-C: «Культурной среде Ижевска не хватает поддержки»

Анна Ильченко рассказала ижевчанам об искусстве

Диля Ахмадишина
Диля Ахмадишина

Выставка современного искусства «Трагедия в углу» за полтора месяца стала для ижевчан местом притяжения. И не только из-за необычайно интересных работ художников из 14 регионов России, но и благодаря творческим встречам, лекциям и мастер-классам. В начале декабря мероприятия образовательного лектория продолжила лекция «Искусство в нехудожественном музее» от куратора фонда  V-A-C* Анны Ильченко.

IZHLIFE  пообщался с Анной и узнал, чего не хватает Ижевску и можно ли исправить эту ситуацию.

Фонд, производящий искусство

Фонд «Виктория – искусство быть современным» (V-A-C)* поддерживает профессиональных российских художников, кураторов и исследователей, выводя их на мировой уровень.

– Наш фонд существует с 2009 года и работает по четырем основным направлениям. Это выставочная деятельность, издательская, образовательная и перформативная деятельности. Под последним подразумеваются музыкальные концерты, перфомансы и другие формы нестатичного искусства, – рассказывает Анна. – В 2009 году казалось целесообразным поддерживать российскую культуру и искусство за рубежом. Отсюда появилась возможность делать выставки в Венеции. Там в течение пяти лет мы делали выставки с российскими художниками – групповые или парные, где мы пытались создать диалог между российским и зарубежным художником. Все это было необходимо, чтобы, с одной стороны, развенчать стереотип о русском искусстве, которые существовали на западе.

«Идея производства знания, производства искусства всегда была в ДНК фонда V-A-C»

Своя площадка у V-A-C пока только одна – в Венеции, сейчас ведется работа над открытием второй площадки.

– С недавних пор мы решили перестать быть кочевниками и уже на протяжении двух лет работаем над созданием нового культурного центра Москвы. Там появятся мастерские для художников, что является необходимостью для местной среды. Это не просто какие-то студии. Это мастерские – по ткани, по керамике, резьбе, – продолжает Анна.

Фото: Диля Ахмадишина

Искусству не хватает поддержки

– Какие проблемы есть у местных представителей культуры?

– Исходя из разговоров с представителями местной культурной среды, я понимаю, что здесь проблема, с которыми сталкиваются очень многие регионы, – отсутствие кадров, отсутствие поддержки современной культуры. А поддержка молодых деятелей культуры необычайно важна, потому что эти люди будут агентами влияния на местную среду и региональную. Но это не значит, что любые проблемы можно решить большим капиталом, потому что здесь многое зависит от людей, многое можно делать, имея желание и энергию. И мне кажется, здесь есть люди, которые готовы поменять ситуацию коренным образом, просто нужно время.

– Можно ли перенести опыт фонда V-A-C на наш регион? Помог бы фонд решить проблемы?

– Я думаю, что полностью скопировать фонд, который уже существует, было бы не совсем правильным, потому что ситуации не одинаковы во всех регионах. В каждом регионе нужно что-то свое. Понимать, что в данный момент необходимо, – это задача местного культурного сообщества. Кому-то нужны площадки, кому-то не хватает кадров для того, чтобы сделать или организовать какое-то культурное событие. То есть перенести на регион модель фонда можно, но модель с изменениями, адаптированными под местную среду и местные нужды.

Фото: Диля Ахмадишина

«У каждого художника есть шанс попасть в наши проекты»

– Как происходит отбор художников для ваших проектов? Кто в них попадает?

– У нас нет какого-то отбора, нет так называемого open call*, когда мы объявляем, что планируется проект или программа, и собираем заявки. Сейчас любой может прислать заявку, и мы можем впоследствии ее рассмотреть. А сегодня мы осуществляем исследовательские поездки не только по России, но и по миру, чтобы найти этих художников. Потому что даже для России они довольно разные – у каждого есть своя специфика, свои особенности.

Многие художники верят, что если они попадут в международный проект, их карьера взлетит. Нет, это не всегда так. Но, так или иначе, стремиться к этому необходимо. Но это задача не одного человека, это задача для целой системы культуры и искусства, которая должна поддерживать такие инициативы.

– А можно ли назвать выставку «Трагедия в углу» своеобразной поддержкой для художников?

– Конечно! Люди, которые создали этот проект, по сути, дают возможность обратить внимание на многих региональных художников, которых какие-то структуры могли пропустить, или они просто не попадали в поле зрения.

Фото: Диля Ахмадишина

– А на международном уровне такая выставка имеет место?

– Безусловно. Единственный вопрос: как позиционировать этот проект. Если видеть ценность только в том, что эти художники из регионов, то в некотором смысле мы подаем экзотику: вот региональные жемчужины, которые были найдены, представлены на ваше обозрение. И это может быть не совсем правильно, потому что тогда мы торгуем национальностью, а не той ценностью, которую каждая из работ имеет. Поэтому позиционирование очень важно. А далее – место, где она выставляется, список тех, кто представлен, кому она адресована.

– Подходит ли место для выставки «Трагедия в углу»?

– Это опять же проблема площадки в регионе, здесь нет другого места для такой объемной выставки. Тем не менее, мне кажется, в целом выставка коррелирует (взаимосвязана. – Прим. ред.) с тем, что происходит здесь.

Фото: Диля Ахмадишина

«Хочется выработать новый выставочный формат»

– Почему Вы решили связать свою жизнь с искусством?

– В детстве я хотела стать джазовым музыкантом, но в силу разных обстоятельств этого не получилось. Я окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Искусствоведение». Это хорошее базовое образование в плане истории искусства. И если бы я хотела продолжить карьеру музейщика, это было бы, наверное, идеальным образованием. Но под конец обучения я поняла, что это не то, чем я хотела бы заниматься. Поэтому я поступила в Голдсмитский колледж и получила мастера по теории современного искусства. Это как раз то, чего не хватало в РГГУ. Этот курс позволял смотреть на все формы визуальной культуры: кино, театр, сериалы. Это искусство в самом широком смысле этого слова. Это было таким полезным продолжением моего образования.

– Есть какой-то проект, над которым вы хотите поработать?

– Мне хотелось бы выработать какой-то новый выставочный формат, который позволил бы сместить статичное искусство – когда все висит на стенках и стоит на подиумах. Мне хотелось бы, чтобы элемент времени и элемент нестатичных художественных форм действительно был привнесен в выставочное пространство и мог жить своей жизнью. То есть не быть при этом каким-то дополнением к существующей структуре, а быть ее активатором. Это было бы идеальным.

Напомним, выставка «Трагедия в углу», которая открылась в новом ЖК «Колизей» и объединила 34 работы молодых художников из 14 регионов России, впервые проходит в пространстве жилого комплекса. Пространство с высокими потолками позволило удачно представить объемные инсталляции, фотографии, картины и другие арт-объекты уникальной экспозиции.

12+

*ВиЭйСи, оупен колл