Top.Mail.Ru
27 сентября 2018 10:50
Культура

Есть вопрос: почему симфонический оркестр Удмуртии теперь дает концерты в филармонии?

Отвечаем на вопросы читателей

предоставлено филармонией
предоставлено филармонией

Государственный симфонический оркестр Удмуртии в новом концертном сезоне меняет площадку: теперь музыканты будут исполнять классику со сцены Удмуртской государственной филармонии. IZHLIFE узнал, каковы причины переезда и как это отразится на звучании.

Живое звучание

Одно из важных качеств любого симфонического оркестра – живой звук. Если в театре оперы и балета оркестру приходилось использовать микрофоны, то в зале филармонии такой необходимости нет.

– Мы много думали, решали, взвешивали за и против и остановились на одном из самых главных вопросов – хорошем звуке. Послушав симфонический оркестр в нашем зале, я понимаю, что это живой звук даже при нехватке контрабасов – у нас их три, а нужно хотя бы пять. Да, здесь можно говорить про неудобство для зрителей: в театре оперы и балета условия были другими, но в то же время в филармонии хорошие условия для того, чтобы получить заряд живой музыки, – отметил директор Удмуртской государственной филармонии Алексей Фомин.

Сейчас концертный зал претерпевает небольшие изменения, чтобы музыканты чувствовали себя комфортно на сцене, а зрители могли насладиться качественным звуком. Новшества появятся уже к первому концерту симфонического оркестра, который состоится 6 октября.

– На сцене уберут задник, благодаря чему увеличится пространство, отодвинут кулисы. То есть задник будет висеть вдоль стены, что было изначально. Сбоку появится подиум как продолжение концертной площадки, чтобы все музыканты поместились на сцене. За счет этого симфонический оркестр в полной мере получит комфортные условия, – добавил Алексей Фомин.

Кроме сцены меняется и сам зал. Так, на стенах появились выступы для улучшения акустики зала, спрятаны батареи, которые добавляли эхо.

Занятость залов и экономия средств

Еще одна из причин переезда – занятость сцены театра оперы и балета. Другие учреждения культуры тоже не смогли принять музыкантов.

– Мы разговаривали с другими площадками, понимая всю серьезность проблемы, – это прежде всего отсутствие хорошего зала. Мы обращались в три театра, но в силу огромной занятости они нам отказали. Единственный был вариант – Удмуртский национальный театр, но, во-первых, мы проигрываем по местам, а во-вторых, две даты из восьми выпадали, а абонемент все-таки предполагает, что все концерты проходят в одном месте. И поэтому после последних переговоров коллегиально принято решение оставаться в филармонии, – объяснил директор концертной площадки.

А еще это решение позволит сэкономить средства.

– Если бы мы проводили концерты в ДК «Металлург», из-за отсутствия акустической аппаратуры, которую бы пришлось компоновать там, мы теряли бы 120-140 тысяч рублей. Если умножить на 8 концертов, это порядка миллиона рублей. Но сейчас у нас остро стоит проблема с гобоем, он стоит 700 000 рублей. Мы ушли в сторону звука и экономии, чтобы решать какие-то материальные вопросы симфонического оркестра. Уже сейчас отремонтированы литавры, 3 флейты, 2 кларнета и английский рожок; куплены струны для скрипок и виолончели на 90 тысяч рублей; также решается вопрос о приобретении колоколов, бас-кларнета, контрафагота, на которые необходимо 2 млн рублей, – подытожил Алексей Фомин.

Конечно, когда мы планировали программу – мы ее планируем практически за год до начала сезона, – мы рассчитывали на другой зал. Ориентировались на большой просторный зал, большую сцену театра оперы и балета, потому что «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова требуют большого состава оркестра: расширенный состав деревянных духовых, бас-кларнет, колокола, английский рожок, три трубы, два рояля. Но если мы сейчас работаем в филармонии, значит, мы можем это делать. Сейчас максимально адаптируемся под эту акустику, максимально пытаемся адаптировать сцену для оркестра. Вместе с тем у нас нет необходимости делать подзвучку, что самое нежелательное для симфонического оркестра. Когда мы камерным составом играли здесь музыку Моцарта, никаких микрофонов не надо было: и хор было слышно, и оркестр.
Андрей Гордеев,  художественный руководитель и главный режиссер симфонического оркестра Удмуртии