Top.Mail.Ru
14 июля 2016 16:17
Культура

Фильм режиссера из Ижевска выйдет в широкий прокат в сентябре

Режиссер фильма «Тэли и Толи», который выйдет в прокат в сентябре, рассказывает о съемках, мечтах и, конечно, любимом городе.

editorsguild.ru
editorsguild.ru

На прошедшем Московском международном кинофестивале одной из работ, выбранной устроителями для спецпоказа, стал фильм ижевчанина Александра Амирова «Тэли и Толи» - наивная комедия, снятая в духе советского кино. И зрители, и критики не просто очень тепло приняли дебютную картину режиссера, что на фестивале бывает редко, теперь Александру поступило несколько предложений для дальнейшей работы.

IZHLIFE поговорил с Александром Амировым о его дебютном фильме, съемках и, конечно, об Ижевске.

Досье

  • Александр Амиров.
  • Монтажер, режиссер.
  • Работы (монтаж): Человек из будущего (2016), Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее (2016), Одноклассницы (2016), Герой (2016), Память осени (2015), Неуловимые: Последний герой (2015), Приличные люди (2015), Две женщины (2014), 22 минуты (2014), Дом (2011), Переселенец (2009), Непобедимый (2008).
  • Работы (режиссер): Тэли и Толи (2015).

 

Фильм «Тэли и Толи»

Эта житейская история, происходящая в горах Северного Кавказа на границе двух деревень — осетинского Толи и грузинского Тэли, рассказывает нам о простых и наивных людях, которые, вопреки тому, что их пытаются разделить официальной границей, хотят жить в мире и согласии, не взирая на национальности и реалии времени — так, как сотни лет жили их деды и прадеды, привыкшие все конфликты решать мирным путем и по обычаям Кавказа — за большим столом с вином и песнями…

В ролях: Кахи Кавсадзе, Дагун Омаев, Анатолий Дзиваев, Нанули Сараджишвили, Риналь Мухаметов, Нуца Хабулава, Сослан Фидаров, Ник Шония, Сергей Погосян, Иван Дубровский, Казбек Кибизов

«Давайте что-нибудь снимем, я же режиссер, а не просто режиссер монтажа!»

 Александр, с чего вы начали производство «Тэли и Толи» и много ли ушло времени?

 Этот сценарий лежал в «Хорошо продашен» уже достаточно долго. Продюсеры хотели за него хотели взяться, но никак не могли найти финансирование. Так совпало, что в «Хорошо» я монтировал фильм Веры Глаголевой «Две женщины». Я намекал продюсерам: «Давайте что-нибудь снимем, я же режиссер, а не просто режиссер монтажа!». Они дали мне прочесть сценарий Владимира Гутнова «Тэли и Толи». Эта история мне очень понравилась и всё так удачно вышло: сценарий попал в конкурс Госкино  тематика подошла и нам выделили финансирование. С Ольгой Погодиной-Кузьминой, автором сценария «Двух женщин», мы начали доработку истории – были пожелания и с нашей стороны, и со стороны продюсеров. На это у нас было немного времени — пара месяцев, потому что требовалось начать подготовку к съемкам. Параллельно мы выбирали натуру, искали актеров. И приступили к съемкам. Съемки тоже прошли довольно быстро – 1,5 месяца. Были ограничены во времени, потому что потом начинались осенние дожди, которые не прекращались неделями. А дальше уже по мере поступления дополнительных финансов  мы монтировали и ждали дальнейших этапов, потому что не всегда хватало денег уже на всё остальное. Можно считать что на производство ушло 2 года.

 Между грузинами и осетинами в вашем фильме есть некий конфликт. Вас эта тема заинтересовала на фоне накалившейся политической обстановки?

– Мы старались дистанцироваться от политических событий. Намеренно не старались делать актуальную историю. Потому что делать кино только про сегодняшний день – это не совсем благодарная вещь. В смысле реагировать на какие-то события, которые историей ещё никак не осмыслены. Интересней взять модель: вот село, вот речка, которая проводит границу, и вот что-то с людьми происходит в этом маленьком мире. Мне кажется, это гораздо интереснее. Такая универсальная история, в которой многие найдут свой смысл.

Автор: kino-teatr.ru

– Чтобы снимать правдивое кино, следует отталкиваться от собственного эмоционального опыта. Вам близка эта тема?

– Думаю, очень многим близка эта тема. Мне тоже – как человеку, который родился в Узбекистане и долгое время прожил в Ижевске. Многие родственники, абсолютно разные по национальности, остались в другой стране. Там, ещё во времена СССР, произошли очень тревожные события – разожглись межнациональные конфликты, и потом родственники, уже после развала Союза, переезжали в Россию. Дедушка, например, долгое время ещё жил в Узбекистане, а потом с трудом получал российское гражданство. Тема границы очень для меня близка и при этом болезненна. В сценарии эта проблема заложена, но, что самое важное, – в фильме есть та легкость, когда мы о какой-то серьезной проблеме рассказываем с прищуром, и видим в этом какую-то возможность для решения вопроса. Чтобы люди, глядящие на экран, не унывали, а скорее воодушевлялись тем, что там происходит.

«Мы одни из первых после съемочной группы Бодрова были в Кармадонском ущелье»

– Узнали ли что-то для себя интересное, изучая традиции и работая с актерами?

– Множество открытий, там столько всего интересного. Костюмы, в которые одеты главные герои, мы срисовали с конкретных людей, когда гуляли по селу в поисках натуры. Это какой-то своеобразный мир – старики там одеты в одежду 50-х годов. То ли кто-то её шьёт, то ли что-то сохранилось. Личное открытие – я впервые услышал грузинское многоголосье от людей, которые это очень круто умеют делать. Мы записывали в Тбилиси песни, где Кахи Кавсадзе, великий актер, поёт с группой очень хороших певцов. Это удивительное ощущение, когда ты стоишь в студии и вокруг тебя мощные голоса и они начинают импровизировать. Так что фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы услышать песни в исполнении самого Кахи Кавсадзе.

– У вас была многонациональная съемочная группа. Возникали ли какие-то трудности в работе?

– Только радость испытывал от работы с многонациональной группой, потому что всегда были рядом люди, которые могли что-то подсказать. Водитель-осетин, брат автора сценария, подсказывал нам какие-то вещи, связанные с традициями осетин. Один из звукорежиссеров был грузин, он очень помогал с переводом. Я начинал говорить какие-то сложные вещи Кахи Кавсадзе, а он всё-таки в России давно не был и какие-то речевые обороты ему сложно понять, и звукорежиссер ему очень быстро переводил. Эта многонациональность только помогала где-то договориться, понять, замечать мелочи. Атмосфера была потрясающая.

«Мы записывали в Тбилиси песни, где Кахи Кавсадзе, великий актер, поёт с группой очень хороших певцов. Это удивительное ощущение, когда ты стоишь в студии и вокруг тебя мощные голоса и они начинают импровизировать»

– Съемки проходили в горах, и это подразумевает множество испытаний…

– Мы снимали в селе Горная Саниба, и самый короткий путь туда пролегал через Кармадонское ущелье. Мы были там одними из первых со съемочной группой после трагической смерти Сергея Бодрова-младшего. Очень страшное место – всё завалено какой-то ледниковой породой, грязью. Вообще горы очень непростая штука. Начиная с того, что ты весь день стоишь на поверхности, которая находится под углом. Старикам было тяжело, допустим, от места, где может остановиться машина, подняться к месту съемки. Один раз у нас чуть автомобиль не съехал с обрыва. Наконец, был случай - установили камеру для съемок общих планов, чтобы снять виды села. Включили её и ждали, когда станет ещё чуть-чуть темнее. Уже стало достаточно темно, и мы сняли почти всё то, что нам нужно. И тут оператор поскользнулся и покатился с горы вместе с камерой. Слава богу, укатился он недалеко. 20-килограмовую камеру поймал на себя.

«Я хочу, чтобы моё кино видели миллионы»

– Само производство фильма – это рамки, в которых режиссер вынужден существовать. Много ли вырезанных сцен?

– У нас было хорошее взаимопонимание с продюсерами, и во многих вещах они давали мне свободу, я им за это благодарен. Но во время первого монтажа мы посмотрели фильм со сценаристами, и осетинский автор предложил от некоторых сцен отказаться. Например, от сцен в городе, которые разрушали этот маленький мир, в котором всё так камерно происходит. Вообще, процесс борьбы с собой - самое страшное. Я как режиссер монтажа во многом вижу, как мучаются режиссеры, пытаясь спасти то, что не получилось, и как им больно отказываться от этого. На этот раз я испытал это на себе. Рад, что у меня был замечательный режиссер монтажа – Александр Иванов – тоже наш земляк, и вечный партнер в монтажной работе. Он без стеснения может мне сказать: «Тут какая-то ерунда».

Автор: sputnik-georgia.ru

– Вы планируете снимать кино, которое уйдет в массы? Или вам интереснее работать для определенной аудитории?

– Мне кажется, что люди, которые хотят снимать для какой-то определенной аудитории, немножко лукавят. Кино – такое искусство, которое само собой просит, чтобы его видели и понимали миллионы. Все лучшие классические фильмы – в них понятно, про что они, что внутри, видны переживания человека. Мне кажется любой режиссер в глубине души хочет, чтобы фильм увидело, как можно больше людей. Я точно хочу.

«Нужно взять и начать снимать. Снимать, снимать, снимать. Даже если нет опыта, что-то сделать, посмотреть свежим взглядом»

– Как вы вообще решили стать режиссером?

– А случайно. Я валялся на диване, и папа сказал мне: «Ты такой ленивый, тебе надо быть режиссером. За него все всё делают». В детстве эта мысль так запала, что я подумал: «А почему бы и нет». Со временем стало понятно, что это не так. Но это потрясающее ощущение, когда за тобой команда, вырастают огромные крылья.

«Ижевск, как любимый человек, на морщины которого не обращаешь внимания»

– Привезете фильм в Ижевск?

–- Я очень хочу привезти в Ижевск. У продюсеров и прокатчиков фильма есть определенная стратегия проката. Они собираются показывать этот фильм в сентябре. Я очень надеюсь, что среди экранов будет и Ижевск.

Автор: editorsguild.ru

– Как давно в последний раз были в Ижевске? Сильно ли изменился город?

– Давно, больше года, наверное. Я видел, что дороги становятся хуже. А так, это мой любимый город. Он, как любимый человек, на морщины которого не обращаешь внимания.

– Что бы вы поменяли в городе?

– Я хочу, чтобы в Ижевске появился полноценный киноклуб, и Андрей Смирнов, наверное самый известный в городе киноэнтузиаст, не мыкался по разным местам. Чтобы ему дали место, и никто его там не трогал, и он показывал, что хочет, и приглашал больших режиссеров и хороших экспертов. Вот что было бы очень классно!

– Хотели бы снять фильм об Ижевске или приехать на съемки?

– Была такая мысль, но она требует проработки на уровне истории. Можно снять большой фильм, например мистический триллер. И собрать все лучшие и самые интересные вещи в Ижевске и вообще Удмуртии. Начиная с археологических раскопок в Ныргынде и заканчивая цехами завода Ижмаш.