Top.Mail.Ru
5 апреля 2016 12:24
Культура

Хабенский в Ижевске: Мы приехали на фестиваль Чайковского честно отработать и не испортить его

Актер вместе с «Солистами Москвы» и дирижером Юрием Башметом открыли фестиваль «На родине Чайковского» <фото>

Сергей Грачев
Сергей Грачев

2 апреля в Ижевске стартовал 59 по счету фестиваль классической музыки «На родине П. И. Чайковского». Открыли его актер Константин Хабенский и дирижер Юрий Башмет с камерным ансамблем «Солисты Москвы».



В первом отделении были исполнены «Смерть и девушка» Франца Шуберта (в переложении Густава Малера для струнного оркестра) и сцены из пьесы «Калигула» Альбера Камю. Во втором отделении прозвучала «зоологическая сюита» французского композитора Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».


Перед выступлением актер и музыкант дали многочисленным журналистам небольшое интервью – расскажем, что интересного удалось узнать.

Продолжение «Калигулы»

Идея совместить «Калигулу» с музыкой Франца Шуберта возникла у Константина Хабенского, который 10 лет играл римского императора в одноименном спектакле в Театре имени Ленсовета. Премьера программы состоялась в 2011 году в Перми, затем она прозвучала в Москве, Санкт-Петербурге, Хельсинки и других городах.



- Это продолжение работы над спектаклем, продолжение размышлений по поводу этого персонажа, темы этой пьесы, - говорит Константин Хабенский, у которого на груди значок «Меня нет в соцсетях». – Все меняется, как и мы, как и наша жизнь. В какую сторону – это уже вам судить. Понимание текста и музыки с 2011 года достаточно сильно изменились. Это можно рассматривать миллиметрами, можно метрами – у каждого свои градации, но они меняются.


- Я с удовольствием слушаю импровизации Кости… Константина, - подхватывает Юрий Башмет. - Потому что он всегда по-разному читает, да и мы играем по-разному. Скелет, конечно, у нас есть – что, за чем, как. Это живой процесс. Также как слово, интонация, нота. Это нечто, что рождается в данный момент. Вы все являетесь участниками нашей импровизации, потому что при вас рождается звук во времени, слово во времени. Поэтому вы не купили записи, чтобы слушать дома, а пришли сюда, на концерт. 

С Константином приятно, а Бродский самый музыкальный

По словам Юрия Башмета, с Хабенским очень приятно работается.

- Мне вообще с ним приятно. Во всем. Константин прекрасно знает Шуберта, он очень музыкальный, поэтому у нас и паузы и динамика – все совпадает.

 

- Тексты каких авторов музыкальны?

- Это зависит от Константина, - шутливо отвечает великий дирижер.

- Для меня, наверное, Бродский, - говорит Константин. - Но он сам по себе музыкален и самодостаточен. Музыка – если она мешает, то она мешает. А если помогает – дыханию, настроению, мысли, то она важна, без нее невозможно. На самом деле, если есть правильное содержание, то можно найти под это содержание содержательную музыку.


«Если легко, то и работать не интересно»

Российская ассоциация продюсеров кино и телевидения назвала Константина Хабенского лучшим актером 2015 года за сериал «Метод». Возможно, роль Калигулы помогла ему сыграть Меглина в этом сериале – ведь и там и там персонажи – «маленечко странные».

- Да все мы маленечко странные, - усмехнулся Хабенский. - Я так вам скажу: если легко, то и работать не интересно. Это все равно багаж, работа, которая пройдена. Ты понимаешь и проверяешь свои возможности на перегрузках… Спектакль «Калигула» 10 лет подряд игрался. И в 2008 году он закончил свое существование на сценических подмостках. Мы просто с Юрием Абрамовичем перешли в другую форму этого же спектакля. А телевизионная работа «Метод» была не так давно. Это другой подход и другая база.


«В Ижевске с чем-то серьезным впервые»

В Ижевске Константин Хабенский уже во второй раз. В 2008 году он приезжал на открытие нового зала в кинотеатре «Ижсталь» и представлял фильм «Особо опасен», где он снялся вместе с голливудской актрисой Анжелиной Джоли.

Об этой поездке Константин забыл – о ней ему напомнили журналисты.

- А… Это был, наверное, такой «фьу-фьу». Я имею в виду, что с чем-то серьезным первый раз. И, конечно, мне интересно, какой зритель у вас.


- А какие у вас ощущения от участия в фестивале?

- У меня также спрашивают: «Какие ощущения в связи с тем, что вы служите в Московском художественном театре? Как вы чувствуете на себе давление тех, кто…?». Да никак я не чувствую! Прихожу и работаю. Потому что, если я еще буду чувствовать давление на сцене тех, кто был уже на ней, то я ничего не смогу сделать. Поэтому мы приехали сюда честно отработать, помочь и попробовать не испортить этот фестиваль!

«Петр Ильич – это наше все!»

- Скажите, а есть ли у вас любимое произведение Чайковского и какое? – вопрос о композиторе не мог не прозвучать на фестивале, посвященном нашему гениальному соотечественнику.

- Я в стиле Константина отвечу – у меня есть любимые произведения. Чайковским написано много и на века! – уверенно заявил Юрий Башмет. - Я считаю, что Чайковский – это такое наше достояние, что весь мир облизывается… Если бы он родился не в России, наверняка у него не было бы той базы, на которой он вырос. Видно, что он потрясающий профессионал, что у него все выверено.


- Есть ли любимые произведения? Да все, к чему он прикоснулся. Особо мне нравится, когда он крутится вокруг одной ноты. У него даже есть в дневниках записи: «Чувствую, что заболеваю. Чувствую, что заболеваю. Заболеваю». На вторые сутки опять повторяется запись. И, наконец, на 3 день он пишет: «Ура! Заболел!». Что значило заболеть? Это значит не суметь еще сформулировать то, что уже есть. Болезнь – это значит, что он начал сочинять. И этих гениальных мелодий у него миллионы. Это то, чем мы должны гордится. Не политическими или другими достижениями, а всегда Чайковским. Петр Ильич – это наше все!


Фестиваль продолжается

Уже 8 апреля на сцене Филармонии выступят виолончелист Дмитрий Илларионов и гитарист Борис Андрианов с музыкальным путешествием от Доуленда к Пьяццолле. В программе: произведения Дж. Дауленда, А. Пьяццоллы, М. де Фалья, Н. Паганини, а также русские романсы и молдавская народная музыка.

Программу фестиваля и оставшиеся билеты можно посмотреть в новости или на сайте Филармонии.