Top.Mail.Ru
9 октября 2015 18:10
Культура

Оперная певица Мария Пахарь: Любовь к музыке заложили в Ижевске

Ученица Галины Вишневской рассказала о том, как у нее случайно обнаружили голос <фото>

Ивана Ширманова
Ивана Ширманова

Новый сезон в театре оперы и балета Ижевска стартует премьерой оперы «Аида». Главную партию в ней исполнит Мария Пахарь – оперная певица, солистка Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. 

«Любовь к музыке заложили в Ижевске!»

Мария – обладательница красивого сопрано. Самое удивительное, что она долгое время даже и не догадывалась о своих вокальных данных. Родилась и выросла в Ижевске в семье инженеров-физиков и никогда не мечтала стать певицей.

- Мои родители не музыканты, но всегда хорошо относились к музыке. Мама, что бы ни делала дома, любила напевать, - рассказывает Мария. - Когда мне было пять лет, они купили мне пианино. Я от него ни на шаг не отходила, так оно мне нравилось. Потом меня отдали в музыкальную школу – в наше время так было принято. Помню, платили 23 рубля и все ходили: кто на фортепиано, кто на аккордеон. Многие бросали, но самые стойкие оставались, как я с моими подругами. У нас в хоре были замечательные солистки. Одна из них сейчас прокурор, а другая – солистка Михайловского хора.

Оперная певица Мария Пахарь: Любовь к музыке заложили в Ижевске

Мария подчеркивает – ее любовь к музыке заложили в детстве.

- Во многом мое желание заниматься музыкой сформировали учителя в музыкальной школе города Ижевска. Я училась в школе №5. Пела в детском хоре «Удмуртия», которым до сих пор руководит Татьяна Рюриковна Сычева. Моя первая учительница по фортепиано – Раиса Наумовна Глазман. Это люди, которые болеют музыкой, которые заразили нас ею. Мы все время ездили куда-то, на конкурсы, в Москву, участвовали в фестивалях. Нас водили в театр, на концерты хороших пианистов. Мы впитывали это, даже не понимая чего-то. И занятия музыкой были радостью, какой-то отдушиной в серой жизни. 

«Хочешь сделать из ребенка певца? Не дави!»

Мария Пахарь уверена, что талант – это в первую очередь великая трудоспособность.

- Ребенка нужно отдать в хорошие руки и не давить. Чтобы педагог не мучал, а «зажигал». А родители должны быть помощниками. Меня, конечно, заставляли заниматься. Сложно усидеть, когда нет координации, когда левая рука не совпадает с правой. Поэтому папа сидел рядом и отстукивал мне ритм. Когда хочется, думаешь, что все просто и быстро. И только потом понимаешь, что нужно заниматься, нужно трудиться. 

Неожиданный голос

Голос у Марии обнаружили совершенно случайно, на последних курсах учебы в Казанской государственной консерватории. Студентке, которая занималась вокалом, понадобился ученик для педпрактики, Мария согласилась. Они начали распеваться – тогда то и выяснилось, что у Марии есть голос.

- Я начала заниматься, но голос не слушался. Это так же, как освоить новый инструмент. Ты знаешь законы музыки, но не можешь ничего из него извлечь. Я привыкла работать пальцами на рояли, а тут инструмент в тебе. Совершенно другие механизмы работают: ты понимаешь, что он есть, но сделать его красивым, а тембр округлым, технически сложно. Поэтому пришлось поступить еще в одну консерваторию, на вокальный факультет.

После окончания консерватории Мария уехала в Москву и сразу поступила в Центр оперного пения Галины Вишневской. В одном из интервью телеканалу «Культура» http://tvkultura.ru Вишневская назвала Марию настоящим профессионалом: «У нее не бывает случайностей. Не бывает фальшивого пения, чтобы она сорвалась на высокой ноте. Она всегда на определенном уровне, ниже которого не спускается. Это очень ценное качество».

Оперная певица Мария Пахарь: Любовь к музыке заложили в Ижевске

Столь кардинальную смену профессии родители Марии не восприняли серьезно.

- Когда только встала на этот путь, они очень переживали. Не особо верили в то, что что-то получится. У меня же была другая профессия. Я работала концертмейстером, была пианисткой. И они не могли воспринять меня, как певицу. А сейчас, конечно же, гордятся, стараются приезжать ко мне в Москву, на премьеры. Дома висят мои фотографии. Рассказывают про меня и знакомым и друзьям. 

Новый театр с акустически приятным залом

Отреставрированный театр оперы и балета Марии очень понравился. Маленькой она часто здесь бывала, смотрела «Евгения Онегина». Позже пела на сцене.

- Я пела и в том зале. Мне не сложно было, но сейчас действительно стало лучше. Акустически очень приятный зал, совершенно другие ощущения. Те же стены, но все такое нарядное, праздничное. Сюда хочется приходить. Я надеюсь, что теперь в театр с удовольствием будут ездить известные артисты, музыканты и дирижеры. Я думаю, оперная и балетная жизнь должна забурлить.

Кстати, Мария несколько раз выступала в родном городе. Но в основном в Филармонии.

- Я рада петь в родном городе, это не часто бывает. Надеюсь, что это станет хорошей традицией в будущем. Говорят, в Филармонии сделали ремонт. На мой взгляд, ДК «Ижмаш» был бы идеальным зданием для певцов и музыкантов. Акустически он идеальный зал. Мне очень жалко, что его отдали театру Короленко. Это, конечно, не моего ума дело, но я расстроилась. 

Оперная певица Мария Пахарь: Любовь к музыке заложили в Ижевске

Мандраж перед выходом на сцену и классическая «Аида»

Впервые в ижевском театре «Аиду» показывали в 2012 году. И уже тогда постановка поразила зрителей своей зрелищностью. Грандиозные декорации, воссоздающие атмосферу Древнего Египта, красивые костюмы – на все про все театр тогда потратил около 4 млн рублей.

Опера исполняется на итальянском языке, сопровождается синхронными титрами на русском языке.

- Постановка классическая. Действие происходит не в лифте, не в колонии, не в детском саду. Это действительно будет Египет, будут красивые декорации и настоящие костюмы, - говорит Мария. - Мы среди статичных сфинксов постараемся сыграть какую-то человеческую историю. Постараемся быть живыми людьми. Чтобы эта история любви стала понятна современным людям и молодежи в том числе. Постараемся, чтобы этот спектакль стал знаковым событием для истории города.

Оперная певица Мария Пахарь: Любовь к музыке заложили в Ижевске

Певица подчеркивает: работа над голосом продолжается до сих пор, каждый день.

- Выход в такой серьезной роли как Аида – это событие. Никогда не знаешь, в каком ты сегодня состоянии, справится ли голос, справишься ли с эмоциями. Это требует большой исполнительской школы и эмоциональной отдачи. Но иногда эмоции захлестывают, ты перестаешь контролировать технический процесс. Мандраж бывает всегда. И неважно, сколько раз ты выходил на сцену. Ты каждый раз идешь так, как будто покоряешь Эверест. Ты не знаешь, получится или нет. Особенно тогда, когда тебе в этой роли уже рукоплескали. Каждый раз ты должен доказывать, что можешь повторить предыдущий успех и не упасть в грязь лицом. Это очень сложно.

Чтобы раскрыть голос, Мария согревает его чаем с имбирем или лимоном, распевает его мычанием и не боится есть орехи.

- Некоторые считают, что если съесть горсть орехов, то голос сядет. Еще виноград считается вредным для голоса – там есть дубильные вещества, которые его подсаживают. Но я за собой такого не замечала. Помню, где-то на гастролях была голодная и у девчонок попросила орехи. Они очень удивились. А я съела и ничего страшного не произошло. Главное, быть здоровым и выспавшимся.