29 октября 1994 года, 20 лет назад в Ижевске состоялась презентация первого полнометражного художественного фильма «Тень Алангасара».Фильм о жизни древних удмуртов-язычников сумели снять во времена бешеной инфляции «крутых» 90-х. На съемки ушло 1,5 года и около 1,5 миллионов рублей. Декорации –удмуртскую деревню языческого периода - построили за одно лето, много помогали жители окрестных деревень – Мувыр и Старый Пашур Шарканского района. Те же жители затем участвовали и в массовке.
Поляна, где снимался фильм привлекла съемочную группу одинокой, белой от мха елью, стоявшей посередине пруда. Увидев ее во время поисков, группа даже не сомневалась, где снимать фильм. Да и сама по себе поляна была хороша – вид с пригорка, за которым она находится - сказочный. Мы поехали туда, чтобы своими глазами увидеть «деревню» древних удмуртов. Удивительно, что именно в этот день после долгих недель пасмурной погоды на небе сияло солнце. С нами на экскурсию отправилась Наталья Чиркова, участница массовки. По дороге она рассказала нам свои впечатления и воспоминания о съемках.
Наталья Чиркова,
участница массовки в фильме «Тень Алангасара»:
| |
Мы приехали в 6 вечера, а съемки начались в 4 утра. Я, тогда студентка театрального училища, была в восторге – попала туда, где снимают настоящее кино! Поляна и декорации были просто фантастическими – огненная дорога на воде, весь пруд в огнях… Это было настолько красиво и завораживающе – просто «пахло» язычеством, полный «эффект присутствия»! |
Костюмы героев - точная историческая реконструкция, частично основанная на раскопках с древнего городища Иднакар неподалеку от Глазова. Все делали вручную: и украшения, и одежду.
Кадр из фильма |
Научным консультантом фильма стал ученый-этнограф, профессор Владимир Владыкин - большой знаток истории удмуртского народа. К фильму написана очень красивая и атмосферная музыка, ее автор - бывший министр культуры Удмуртии и директор цирка Дмитрий Иванов.
А Наталья Чиркова проводила на площадке почти все время, приезжала даже когда был не ее съемочный день, привозила подруг. Однажды произошел курьезный случай: «Как-то утром все меня искали: «Где Наташа? Где Наташа?», а я под шкурой сплю. Кто-то показывает, говорит: «Вот она!», а ему кричат: «Да это мешок, это не Наташа!». И тут я встаю из-под шкуры», - смеется Наталья.
Стоя у ворот на пригорке и глядя спустя 20 лет на место съемок она сказала: «Смотрю на это, и ощущения - как в «Титанике» у главной героини. Оживают в памяти картины и воспоминания…»
Ворота - вход на съемочную площадку. Наталья Чиркова фотографирует поляну сверху. |
Съемочная группа, кстати, жила в землянках. Сейчас от них почти ничего не осталось.
Появление НЛО и исчезнувший пруд
Режиссер фильма Аркадий Черниенко кино сейчас не снимает – после «Тени Алангасара» работ в большом кино по разным причинам у него больше не было. Сегодня Аркадий Юрьевич занимается заказными документальными съемками.
Аркадий Черниенко,
режиссер и автор идеи фильма «Тень Алангасара»:
| |
Была темная глухая ночь, съемок не было, и где-то часа в два на площадке воцарилась абсолютная тишина, а на небе появилась странная точка. Она быстро разрасталась и мгновенно наступил рассвет. Увидев это, пьяные протрезвели, а трезвые опьянели. Вот такой был эффект. Ахат Хисамутдинов, который делал фотосессию к фильму, все это снимал, но пленка оказалась абсолютно пустой… Через некоторое время это явление повторилось вновь. |
На этом мистика не закончилась – на следующий год после съемок белая ель, стоявшая посередине пруда, упала, а пруд полностью исчез, высох. Много попыток предпринимали, чтобы вода вернулась, но безуспешно. И лишь несколько лет назад пруд наполнился вновь.
Пруд сейчас |
Чудесные явления связаны и с полем по дороге к площадке: лет 150-200 назад здесь стояла деревня, а после поле заросло бурьяном. Когда же для съемок была построена куала – молельный дом – на следующее лето поле заколосилось злаками.
Награды и несостоявшийся показ в Африке
Фильм принимал участие во многих кинофестивалях и получил хорошую оценку критиков. На фестивале «Золотой Кинос» он получил награду за лучшую режиссуру, а на фестивале «Созвездие-95» - награду за лучшую женскую роль (Марина Яковлева). Гонорары актеры получили не только деньгами, но и вещами: Марина Яковлева получила грузовой москвич «каблучок», кто-то получил дорогую дрель с насадками.
В Москве презентация состоялась 10 ноября 1994 года в Доме Кино, фильм приняли очень хорошо. Потом картина «поехала» в Венгрию, где ее тоже приняли «на ура». А вот удмурты из общественной организации «Кенеш» отреагировали на картину весьма ревностно, посчитав, что это вмешательство в их историю.
- Фильм привезли даже в Африку, в Тунис, - рассказывает Аркадий Черниенко. - Но здесь его показ не состоялся– он пришелся как раз на день начала чеченской войны и арабы не приняли нас.
Кстати, «Тень Алангасара» - второй фильм в России, который вышел в формате DolbyStereo (первый – «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова), благодаря этому в фильме очень качественный звук.
На месте съемок планировали сделать туристический комплекс
- В рамках программы Фонда Ролана Быкова «Будущее – дети» я предложил Александру Волкову, который возглавлял тогда республику, создать на месте съемок национальный туристический комплекс, - вспоминает режиссер. - Идею он поддержал, но потом как-то остыл. А я гордый был, один раз предложил, второй. И больше не стал. В 1995 году здесь проходил национальный удмуртский праздник «Гербер». Собрались все официальные лица. Произносили тосты и говорили: «Мы никогда не забываем места, где проходил Гербер».
Но… место сегодня заброшено. Ехать туда Аркадий Юрьевич не хочет: «Мне больно смотреть на то, что было нами когда-то с любовью создано, а теперь разрушено…»
Дорогу к месту съемок указывает табличка «Фестиваль» - иногда здесь проводят районные праздники.
На фото слева - костюмерная, справа - баня на другом берегу пруда |
Продолжение «Тени Алангасара»снимать не планировалось, однако съемочная группа и весь творческий коллектив фильма мечтали о дальнейшей совместной работе. Было много серьезных задумок – «Мултанское дело», «Мятеж» и многие другие - рассчитанные на государственное финансирование, они так и не воплотились в жизнь.
Куала полна особых деревьев и необычно изогнутых веток. Постройки вообще во множестве украшены диковинными корягами:
Сюжет фильма
В кинокартине объединены в одну сюжетную линию несколько обрядов – здесь и жертвоприношения, и молитвы богам, и обряд инициации - посвящения в жены. Ролан Быков, чей фонд спонсировал съемки, так сказал Аркадию Черниенко о фильме: «Тебе удалось создать новый жанр – «этнический кордебалет».
Сценарий фильма написан по мотивам повести Кузьмы Куликова «Сэдык», в основе которой лежит удмуртская легенда о прекрасной белой лебеди Тедьи-Юсь. Охотники зимой подстреливают священную птицу. Прорицатель Туно предупреждал их, что это дурной знак: «Боги не простят нам этой охоты!». А следующим летом на землю пришел Дунай,сын белой лебеди– посмотреть, чем живут люди, узнать и понять их. Но люди не приняли «чужеземца», и он покинул их. От Дуная по легенде пошли Алангасары – герои удмуртской мифологии.
В сюжете есть и романтическая линия – на одном из обрядов, за которым наблюдал Дунай, его замечает Дыдык – героиня Марины Яковлевой. И влюбляется в красивого «чужеземца», хотя муж ей уже был предопределен. Дунай, казалось бы, отвечает взаимностью, но уходит. А озлобленный жених пытается убить Дуная копьем, однако тот ловит летящее копье рукой. Поняв, что Дунай обладает неведомыми ему возможностями, парень в ужасе убегает. Дыдык же обращается за помощью к колдунье, чтобы приворожить возлюбленного. Однако колдовство не помогает ей и Дунай, поднявшись на холм, исчезает.
Для справки
Фильм снят киностудией «Кайрос».
Продолжительность – 1 час 24 минуты.
В массовке, в частности при съемках эпизода с огненной дорогой, было задействовано около 300-400 человек.
Актеров начинали подбирать в Удмуртии, но в итоге состав получился «50 на 50».
Главную мужскую роль (Дунай) сыграл Вячеслав Горшунов из Новосибирска, сменивший во время съемок фамилию на творческий псевдоним – Росс.
Автор сценария Вячеслав Ар-Серги, художник-постановщик Валентин Белых, главный оператор Валерий Севастьянов, композитор Дмитрий Иванов, художник по костюмам Людмила Молчанова, монтажер Любовь Филькина.