Парк железных скульптур в Ижевске: что означают «велосипедист», «корова» и «клещ»?
Фото: Анастасии Малышевой, Раи Ибрагимовой.

Парк железных скульптур в Ижевске: что означают «велосипедист», «корова» и «клещ»?

    Соавтор: Дарья Ломаева | | Комментариев: 9 | Просмотров: 22599

Мы поговорили о фигурах из металлолома и городских легендах с историком, кандидатом культурологии Игорем Кобзевым.

На набережной Ижевска появились скульптуры из металлолома. Всего 10 фигур. Изваяния велосипедиста с копьем, побеждающего змея, рыцаря, мотоцикла «Иж», коровы, клеща и др. Пока ижевчане обсуждают, насколько красиво поставить скульптуры из тазов, кастрюль и ложек на городскую набережную, мы решили узнать, что они означают. Ведь главная тема создания парка - легенды Ижевска.

- Легенд и реальных историй было очень много - о бобрах, которые основали Ижевск, о павлине, которого расстреляли чекисты, о полковнике, командире ижевских заводов Федоре Венцеле, которого казнили по приказу Пугачева, - рассказывает историк Игорь Кобзев. - Каждый скульптор за основу выбрал одну из историй и воплотил ее в своем произведении.

Велосипедист, побеждающий змея. Ижевск, оказывается, тесно связан со всем змеиным. Как рассказал Игорь Кобзев, в честь небесных покровителей, сражающихся со Змеем, раньше назывались главные храмы Ижевска. В XVIII веке в Ижевском поселке стоял храм в честь Ильи Пророка, который ассоциируется с мифическим Ильей Муромцем - победителем Змея Горыныча. А с середины XIX века - храм в честь Архангела Михаила, которого на иконах часто изображают побеждающим Змея.

А еще скульптура стала метким ответом на любовь ижевчан к велосипедам.

 Скульптуры собирали действительно из металлолома: лопат, кастрюль, ложек, вилок и таких, как на фото, «неопределенных» железяк.
Корова. В основу создания скульптуры легла реальная история ижевчанки, ветерана войны и труда Людмилы Павловны Батохиной, чью жизнь спасла корова.
Во время Великой Отечественной войны Людмила Павловна осталась совсем одна. Буренка давала ей молоко, помогала вспахивать огород и была единственной собеседницей.
Мотоцикл «Иж». Ижевск всегда славился своими мастерами. Здесь творили не только известные мастера оружейники, но и конструкторы мотоциклов. В 1929 году в Ижевске изготовили образцы первых «Ижей», чего не могли прежде сделать ни в Москве, ни в Риге.
 Кафтанщик или мастер-оружейник. Впервые из металлолома.
 Клещ. Удмуртия известна еще и тем, что является одним из самых «клещевых» регионов.
Абстрактная скульптура. Необычный арт-объект, покрашенный в разные цвета. Своим цветовым решением напоминает новый логотип Ижевска.

Идея - классная, но смысл не всегда понятен

Мы спросили ижевчан в нашей группе ВКонтакте, как им новый парк.

Мнения ижевчан разделились: кому-то скульптуры нравятся, кто-то считает их пустым металлоломом.

Гульназ Макина:
Идея классная - необычно и ярко! Очень понравилась буренка. Нигде еще такого не видела. Вроде, простые железяки, а у каждой своя история.

 

Мария Коновалова:
Здорово, что набережную украсили. Если бы часть скульптур поставили в другие места, тогда везде было бы красиво. Только вот смысл некоторых скульптур не совсем понятен.

 

Вадим Лунев:
Не место им на набережной, слишком их много, общий вид портится, да и изнашиваются такие скульптуры быстро.

Какие необычные скульптуры стоят на набережных других городов

Парк железных скульптур в Ижевске: что означают «велосипедист», «корова» и «клещ»?
Скульптура-памятник Чехову с надписью «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку» - на набережной Томска. Фото: img-fotki.yandex.ru
Парк железных скульптур в Ижевске: что означают «велосипедист», «корова» и «клещ»?
 «Счастье не за горами» в Перми. Фото: dr-ural.ru
 Скульптура «Григорий и Аксинья в лодке» (из романа Шолохова «Тихий Дон») в Ростове-на-Дону. Фото: blogrostova.ru

Уважаемые читатели! А как вам Парк железных скульптур на нашей набережной? Какие понравились, а какие не очень?


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
  •  

    Вот моё видение культуролога и историка города по поводу только что установленных на центральной набережной Ижевского пруда скульптурах на заявленную организаторами фестиваля тему «Мифы Ижевска», которые мне показались наиболее привлекательными для длительной, возможно, постоянной установки в данном месте города.

    Ижевская корова и мотоцикл Иж-1. Скульпторы: М. Соловатова и М. Сурнин. Ижевск сочетал в себе контрастное – деревню и  индустриализацию. Ижевск до революции был самым крупным в России населенным пунктом, не имеющим статуса города, хотя по численности населения он превосходил многие губернские города и даже европейские столицы, такие как столица  Финляндии Хельсинки.

    Мотоцикл Иж-1 – это первый опытный ижевский мотоцикл 1928 года, очень красивый по дизайну, созданный Можаровым. Конструктор-дворянин носился на опытных ижевских мотоциклах по ижевским лужам и буеракам, распугивая ижевских коров своим волчьим воем и скрежетом. Коровы и козы  свободно гуляли по улицам заводского Ижевска, несмотря на приказ №123 за 1924 год «О воспрещении пастьбы скота на улицах и площадях Ижевска», приказ был напечатан, как ультиматум, в «Ижевской правде».

    Коренной жительницей дореволюционного Ижевска была её величество Корова – символ всего домашнего, тёплого, молочного, детского, материнского и доброго. Она имелась в каждой коренной ижевской рабочей семье.

    Корова требовала много сена. Для этого на Ижевском заводе устраивали «уволку» - в июне завод останавливался, для того, чтобы рабочие запасись на зиму для своих бурёнок сеном на своих покосах.

    Молочных магазинов в Ижевске не было, молоко иногородние покупали только у ижевских рабочих. Между двумя первыми утренними гудками Ижевского оружейного завода (на «пробуд» и на начало работы) по улицам Ижевска важно шествовали с пастухами стада коров на окрестные пастбища. Мычание коров при этом смешивалось с заводскими гудками, даже в советское время. Об этом сообщает бытовая зарисовка в «Ижевской правде» за 15 августа 1926 года: «Загудел гудок. После второго гудка вниз, пошли один за другим заводские рабочие. Где-то далеко заиграл пастуший рожок. Замычали коровы. Начинается день».

    Коровы забирались хозяевами из стада от пастухов вечером. Есть фотография  конца 19 века плотины Ижевского завода с коровой, идущей по плотине в сторону так называемого Водопоя – места на набережной Ижевского пруда, где брали воду водовозы, и где поили лошадей и коров.  Водопой с родником и длинными деревянными мостками в пруд для прачек находился к югу от Бодалёвского завода, недалеко от соединения северного и южного взвозов, то есть подъемов на Гору.

    Мария Соловатова, скульптор Коровы: «Каждый представит свою трактовку этой темы. Однажды я услышала по радио, как бабушка предложила сделать памятник корове, потому что в войну именно они спасли от голода - лошадей на фронт забрали, а на коровах пахали. Они тогда жили в самом Ижевске и их, говорят, много было. Чем не легенда?!»

    Гефест с мечом или рыцарь Венцель. Скульптор: В. Лысцов. Севернее Водопоя, между Бодалёвским заводом и Индустриальным техникумом, находится Полковницкий ключ, названный так в память горного инженера-металлурга, русского дворянина из немцев - полковника Федора Венцеля, командира  Гороблагодатскими и Камскими заводами и казённого Пугачёвым в 1774 году. По ижевской легенде, опубликованной ещё в 19 веке, Венцель был похоронен на набережной, где он, видимо, прятался в камышах заводского пруда от разбойников, а именно у ключа, названного после его смерти населением Ижевского завода в честь Венцеля Полковницким ключом (вверху, на месте старого корпуса Механического института был дворянский особняк Венцеля, захваченный пугачёвцами). Во второй половине 19 века на Полковницком ключе купцом Бодалёвым был построен пивоваренный завод купца в кирпичном стиле крепостных сооружений замковой немецкой готики – с бойницами, узкими оконцами и зубчатыми крышами. Готика завода Бодалёва на Полковницком ключе тоже является памятью о немце Венцеле.

    ФамилияВенцель  образована от германского имени Wenzel – славянское Вацлав, Венцеслав, то есть рыцарь, увенчанный короной, венцом. В Европе существует рыцарская легенда о Венцелии — славном вожде рыцарей, спящих в горе-могиле. Венцель с мечом спит посреди других рыцарей в самой середине загробной пещеры. Но спит чутко, его можно не осторожно разбудить: когда кто-нибудь из смертных людей вдруг потревожит сон рыцарей в тайной могиле, покойный рыцарь Венцель на миг оживает, успокаивает проснувшихся в подземном царстве и велит опять заснуть мёртвым сном. Когда же наступит время, Венцель выведет своих рыцарей в последний бой против сил зла и тогда только вместе со своими рыцарями удалится на вечный покой.

    Змей и Змееборец.   Скульптор: А. Ханыков. Ижевск своим происхождением обязан обузданием плотиной и заводом водной стихии. Именно от имени Змея, лежащего на корнях потопа, происходит название реки Иж (водный поток, чудовище в образе змея или дракона, большого и страшного зверя).

    В честь небесных покровителей, сражающихся со Змеем, назывались и главные храмы Ижевска. В 18 веке – в честь Ильи Пророка (в славянской народной традиции – повелитель грома, небесного огня, «грозный святой»,  ассоциирующийся с Ильей Муромцем – победителем Змея Горыныча). А с середины 19 века – в честь Архангела Михаила - победителя Змея.

    В годы гражданской войны Ижевская дивизия была награждена Колчаком Георгиевским знаменем. Однако в большевистской газете «Ижевская правда» длиннополых и хвостатых рабочих-зелёнокафтанников называли «ижевскими крокодилами», а их жён - толстыми «крокодилицами», пьющими в захлеб молоко своих домашних коров, хотя в Петрограде дети пролетарские умирают с голоду с мольбой к тучным, как ижевские бурёнки, ижевским «крокодилицам»: «Тётенька, мне дай!», именно так и изображена местная «крокодилица» на карикатуре в той же «Ижевской правде».

    В то же время, к скульптуре «Змей и Змееборец», как и к гигантской, довольно  травмоопасной скульптуре вооруженного до зубов кафтанщика (скульпторы – коллектив граверов концерна «Калашников») у меня есть возражения. Эти скульптуры сомнительны по доминирующему размеру и недостаточно проработаны по эстетике.

    Граверы концерна «Калашников» мне говорили, что кафтанщика, если возникнут сомнения в установке его на набережной, они могут поставить перед самой дальней проходной концерна (за ТЭЦ-1).

    Что же касается Змея и Змееборца, то я бы посоветовал велосипедиста в образе Змееборца отделить от Змея и установить в другом месте города, можно где-нибудь на велодорожке или на ТВ-даче художника А.Ханыкова на речке Карлутке. Туда же, на творческую дачу переедут, как предполагает организатор фестиваля скульптур М.Соловатова, и другие те скульптуры, которые тоже выставлены на набережной, но о которых я здесь не говорил.

    Что же касается Змея, то (да простит мне это замечательный и очень талантливый художник Анфим Ханыков) на мой взгляд, этот Змей лучше выглядит без Змееборца на велосипеде. Может быть – в виде скамейки, с подрезанными лапами, как такса. Змею-крокодилу лучше быть незаметным, как скамейка или как те невысокие скульптуры, о которых я уже говорил выше.

  • Сравнение скульптур из металлолома с указанными в статье памятниками в других городах совершенно не корректно. Лучше сравнивать подобное с подобным. Например, скульптуры из металлолома у входа в музей искусств в Харькове или подобные же фестивальные скульптуры в Перми на бульваре Компроса. Очень важно также обязательно (!!!) отдать дань уважения авторам скульптур, сообщить их фамилии, поддержать их в дальнейших фестивалях городской администрацией и жителями. Самые талантливые из скульпторов данного фестиваля, это, безусловно, М.Сурнин, М.Соломатова, В.Лысцов. Скульптуры и их авторы с неба не падают. Между прочим.

  • Жуть! Плакучие ивы, декоративные яблони и соловьи гораздо приятнее были...

  • Цитата: gavrya
    Жуть! Плакучие ивы, декоративные яблони и соловьи гораздо приятнее были..
    А какие там были заросли из американских кленов и тополей. Ужас! Надо обязательно продолжить вырубки на плотине - тополя перекрывают прекрасную панораму на главный корпус Ижевского оружейного завода. Недавно  Л.Парфенов показал свой фильм по цветным фотографиям дореволюционых городов России и современным видом тех же мест. Результат был схожим с Ижевском - исторические доминанты россиийских городов (там, где они сохранились) аболютно повсюду перекрывают хаотические заросли деревьев, которые до революции вырубали, открывая панорамы. У нас в российских городах совершенно отсутствует панорамная коррекция городских доминант (кроме центра Москвы  и Петербурга). Пользуется популярностью абсолютно не профессиональная с точки зрения градостроительства близорукая концепция, не считающаяся с панорамами, рельефом, что чем больше и где попало насадить деревьев, тем лучше. Сколько панорам бездумно перекрываются саженцами и у нас в Ижевске (Михайловский собор, Эспланада, набережная, дворец пионеров).  Когда вырубили  заросли на набережной, такая панорама открылась отличная, почти как до революции. Но потом стали снова перекрывать набережную саженцами (склон Летниего сада и у панорамной площадки перед памятником оружейникам). Обидно за свой город, честное слово.
  • Жаль, что снимки плохие и что интерес во всех газетах проявлен в основном  к крупным габаритам и к скульптурам не самого хорошего качества. Итог: хорошую скульптуру мотоцикла Иж-1 уже поломали.

  • Цитата: Кобзев
    В то же время, к скульптуре «Змей и Змееборец», как и к гигантской, довольно травмоопасной скульптуре вооруженного до зубов кафтанщика (скульпторы – коллектив граверов концерна «Калашников») у меня есть возражения. Эти скульптуры сомнительны по доминирующему размеру и недостаточно проработаны по эстетике. Граверы концерна «Калашников» мне говорили, что кафтанщика, если возникнут сомнения в установке его на набережной, они могут поставить перед самой дальней проходной концерна (за ТЭЦ-1).

    Здравствуйте Игорь вот у меня возник вопрос а вы за свою жизнь хоть что нибудь создали \"эстетичного\" и достойного внимания?

    И что вы имеете ввиду говоря что \"Эти скульптуры сомнительны\". Если честно это наша первая работа из металла в стиле стим панк именно из деталей металлалома.

  • Цитата: okemon133
    Здравствуйте Игорь вот у меня возник вопрос а вы за свою жизнь хоть что нибудь создали \"эстетичного\" и достойного внимания? И что вы имеете ввиду говоря что \"Эти скульптуры сомнительны\". Если честно это наша первая работа из металла в стиле стим панк именно из деталей металлалома.
    Здравствуйте, okemon133. Не хотел вас обидеть, но каждому памятнику свое место в пространстве города. Я не художник, а культуролог, историк города. Эти скульпутры сомнительны доминирующими размерами на исторической набережной, очень хорошо, что не нашлось транспортного средства для переноса вашей травмоопасной скульптуры на пешеходную зону от стены бодалёвского завода, на фоне которой ваш кафтанщик смотрится органичнее, не доминирует. Пусть ваша скульптура и имеет определеные достоинства, но найти органичне место для городской скульптуры, памятника в пространстве города - это чуть ли не 90% этого памятника. Для меня органичнее выглядит первый в России памятник оружейнику (Пастухову) скульптора Ефимова именно на набережной (он должен был показывать на оружейный завод и стоять на верхней набережной, но этому помешало строительство КОРа), чем ваш памятник оружейнику из металлолома на той же набережной.
  • Я тоже многим недовольна! В частности между Оружейниками и Ротондой чиновники с пафасов высадили рябины - и этим перепезали панорамы пруда - сейчас, что б пофоткать пруд с этой точки надо обязательно выйти за оргаждение..совершенно глупые посадки рябин... Я недовольна, что мрамор облицовки набережной видит на воздухе и честном слове - что от небольшого удара облицовочные мраморные плиты трескаются и отваливаются - что мы и наблюдаем... Я не все творения этого фестиваля воспринимаю однозначно..но - набережную они украшают и очень органично там вписываются! Другое дело, что городу не хочется нести ответственность за их сохранность... и особенность металлолома, что он сварке поддаётся сложно... поэтому Иж уже побывал в ремонте)))) ===== Но это созидание, создание необычного... а не снос старинных зданий и не постройка кафе-бараков перед оперным театром в канун юбилея Чайковского... Мне почему-то ворчиться на другие темы, а не про оригинальные скульптуры из металлолома... и графити на Авангардной мне тоже нравятся))

  • Кафе-барак перед оперным театром...))) Хорошо сказано ))) Грош цена тем чинушам-архитекторам , которые позволили такое...

Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus