22 марта в суде по процессу экс-главы Удмуртии выступит Игорь Бурштейн. По версии следствия, впервые на встрече именно с ним в апреле 2014 года зашла речь о взятке.
Ранее в суде выступал другой свидетель со стороны концессионера, Сергей Полевиков – бывший генеральный директор компании «РИК», который якобы был посредником в передаче взятки со стороны Александра Забарского (взяткодатель, генеральный директор «Мостострой-12». – Прим. ред.). Он рассказал о подробностях проекта и передаче ряда сумм.
История концессии
С идеей первой региональной концессии, по словам Полевикова, в 2008-2009 году к бенефициару «РИК» Александру Забарскому обратился Игорь Бурштейн, заявив, что власти Удмуртии (Александр Волков – президент республики в 2000-2014 гг. и Юрий Питкевич – премьер-министр региона в 2000-2014 гг.) должны провести экспертизу проекта, а сам Бурштейн ищет финансовую поддержку. После оценки экономической привлекательности «РИК» и «Мостострой-12» приняли решение включиться в проект. Долго искали тех, кто выделит средства – Сбербанк отказал без полноценного обоснования устойчивости концессионера, в результате своё согласие дал банк ВТБ.
Примерно в 2010-2011 году Бурштейн познакомил Полевикова и Александра Михайловича Соловьева (бывшего замминистра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии, также его называют Соловьев-маленький. – Прим. ред.), на которого возложили обязанность вести операционную деятельность по проекту.
– Он (Бурштейн. – Прим. ред.) сказал, что это единственный человек, который в Удмуртии понимает важность этой концессии, важность этого проекта как такового и структуру реализации. И все вопросы надо решать с Александром Михайловичем: сроки, даты, проекты, экспертизы, где брать грунт… Все нюансы.
Бывший гендиректор «РИК» также вспомнил эпизод, когда подписание концессионного соглашения сорвалось – примерно в 2011-2012 гг. По его словам, документ был готов, им позвонил Юрий Питкевич и сказал, что необходимо прилететь и подписать документы. Полевиков прибыл вместе с Забарским и Бурштейном.
Однако в октябре 2013 года концессионное соглашение все-таки было подписано.
У Бурштейна забрали деньги
После того как в феврале 2014 года исполняющим обязанности главы региона стал Александр Васильевич Соловьев, Соловьев-маленький заявил Полевикову, что новый глава чрезвычайно заинтересован в реализации данного проекта – лично будет контролировать процесс строительства, финансирование и прочие процедуры. И якобы по сравнению с предыдущим главой, который не желал этого делать, проекту это пойдет на пользу.
Позже гендиректору «РИК» позвонил, по его словам, Олег Гарин (министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии в 2011-2014 гг.) и сообщил: новый руководитель приехал в постоянное представительство главы региона в Москве, поэтому необходимо съездить туда и представиться.
– Я приехал, зашел в кабинет, представился, Александр Васильевич вышел, пожали руки и все, – подчеркнул Полевиков.
Как выяснилось, изначально планировалось, что порядка 250-300 млн рублей пойдет Игорю Бурштейну. Но позже приоритеты сменились: якобы Соловьев-большой и Соловьев-маленький потребовали сумму порядка 300 млн рублей в качестве «вознаграждения за всемерное содействие в реализации проекта». Тогда Забарский, по словам Полевикова, заявил – то, что собирались отдать Бурштейну, отдадут новой власти. Бурштейну сказали: «Дважды платить не можем, надо кому-то одному. Ты уже роли не играешь. Твои деньги будем отдавать». Тот заявил, что Полевиков и Забарский «сволочи» и «негодяи» и выбыл из проекта.
Соловьев-маленький обещал, что за вознаграждение концессионеру обеспечат быстрое финансирование, а необходимые документы начнут подписывать без проволочек.
В результате появился следующий механизм по передаче денег: Александр Михайлович звонил Забарскому и Полевикову, сообщал, что настало время платить. Полевиков после звонка шёл к бенефициару за подтверждением. После отмашки гендиректор «РИК» звонил президенту и председателю правления банка «Пересвет» Александру Швецу с просьбой об энной сумме денег.
Выбор пал на «Пересвет» неслучайно.
– Когда я пришел в компанию, это был банк, который обслуживал компанию, Забарский часто рассказывал, что спас банк, – подчеркнул Полевиков.
На вопрос «Почему бывший замминистра транспорта Удмуртии звонил по поводу передачи суммы» экс-гендиректор «РИК» ответил следующим образом: «Он достаточно хороший администратор и чиновник».
Полевиков подчеркивает, физически из рук в руки он деньги никогда не передавал и самих банкнот не касался.
– Моя задача была сугубо организационная, перетаскивать коробки – не мое дело.
Соответственно, Сергей Полевиков отметил: сам он средства не присваивал.
– У меня было достаточно неплохое вознаграждение за мой труд, поэтому не в моих правилах у самого себя воровать.
Что касается же назначения этих сумм, то, по свидетельствам бывшего гендиректора, Александр Михайлович всегда говорил, что «это деньги для главы».
Были ли коробки?
Одна из первых достаточно крупных на памяти Полевикова сумм (по версии следствия, 50 млн рублей) была привезена в декабре 2014 года. Тогда Александр Михайлович позвонил и попросил привезти «подарки» (на сленге так называли взятку. – Прим. ред.).
Перед вылетом в самолет погрузили коробки с рублями, долларами и евро, и рыбу от Забарского (как ранее говорил Александр Михайлович Соловьев – муксун. – Прим. ред.).
После прилета в Ижевск коробку якобы выгрузил один из пилотов частного самолёта гендиректора «Мостострой-12», позже их погрузили по распоряжению Соловьева-маленького в джип.
Однако, как свидетельствует один из пилотов того рейса, хоть на борту иногда и бывал груз, никого из них в тот раз не просили выгружать какие-либо коробки.
Не помнит погрузку-выгрузку коробок ни бывший личный телохранитель экс-главы Удмуртии Сергей Сементин, ни флайт-менеджер аэропорта, ни начальник смены службы безопасности «Ижавиа, ни экс-генеральный директор «Ижавиа» Александр Городилов.
Был ли глава?
Еще один вопрос, в котором свидетели расходятся, – встречал ли Александр Васильевич прибывших 16 декабря 2014 года Забарского и Полевикова.
При этом личный телохранитель Соловьева-большого утверждает, что он привез бывшего руководителя региона в аэропорт для встречи гостей в аэропорту и тот заходил через VIP-зал.
Напомним, что Александр Михайлович Соловьев не помнит – был ли Александр Васильевич на взлётно-посадочной полосе.
Об «Удмуртстальмосте»
Начало совместной «работы» было достаточно успешным: мост строился, деньги главе Удмуртии якобы привозили. И на одной из встреч Соловьев-маленький заявил, что Александр Васильевич побывал на объекте и его впечатлили возведённые металлические пролёты, поэтому нельзя ли организовать подобное производство таких конструкций на территории Удмуртии.
Полевиков и Забарский согласились, Александр Михайлович начал подбирать площадки. Сначала рассматривали бывшую площадку «Ижстали», позже выбрали место рядом с Можгой.
Доли хотели распределить следующим образом: 45%, 45% и 10%. Последняя доля предназначалась некому третьемулицу.
Позже этот участник, сосед Соловьева-маленького, стал учредителем «Удмуртстальмоста».
Кандидатуру своей дочери в качестве владельца доли (в итоге 30%-й) также предложил бывший замминистра транспорта.
КСТАТИ!
На суде свою характеристику бывшему главе Удмуртии дал его телохранитель Сергей Сементин.
– Я могу сказать, что как мужик… Вот именно нормальный, хороший, серьезный мужик <…> Я был удивлен физической подготовленностью, я был удивлен некоторыми простыми человеческими качествами: умение держать слово, например.
Напомним, Александра Васильевича Соловьева задержали 4 апреля 2017 года. По версии следствия, общая сумма взятки составила 139 млн руб. + доля в коммерческой организации. За эти деньги он якобы гарантировал взяткодателям внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ, выделение лицензий на пользование участком недр местного значения, а также общее покровительство и попустительство по службе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Концессионер о взятке экс-главе Удмуртии: при отказе я мог потерять и объект, и бизнес
«Сильный, волевой, крепкий руководитель»: что говорят о деле над экс-главой Удмуртии свидетели?