Top.Mail.Ru
5 августа 2016 13:35
Новости компаний

«За» и «против»: что изменит привязанность строителей к СРО своего региона

Саморегулируемые организации призваны создать условия для честной конкуренции.

Принятие в 2016 году законопроекта об изменениях в Гражданском законодательстве России положило начало кардинальным изменениям в сфере строительного саморегулирования. Реформированию подверглись такие направления, как вступление в СРО (саморегулируемую организацию), уплата вступительных взносов в компенсационные фонды, получение допусков СРО, а также географическая принадлежность саморегулируемых организаций к определенным регионам. Последний пункт вызвал особенно резкую реакцию у сторонников старой системы и тех, кто желает изменений, однако полностью не согласен с условиями, предложенными разработчиками законопроекта. Предлагаем анализ основных положительных и отрицательных моментов нововведения, обязывающего компании вступать в СРО исключительно по месту своей регистрации.

Что изменит обязательная региональная принадлежность СРО строителей

Как мы помним, одной из первоначальных целей внедрения в стране системы саморегулирования стало создание условий для честной конкурентной борьбы. Именно такая цель является одной из основных, поставленных перед разработчиками реформаторского законопроекта. В данном случае речь идет о децентрализации системы, так как до вступления закона в силу подавляющее большинство строительных компаний и организаций входили в состав СРО Москвы и СПб. Теперь же вступить в СРО строителей можно только по месту регистрации компании, что, по первоначальному плану разработчиков нового закона, должно уравнять шансы между регионами.

С данной точки зрения, такая реформа, несомненно, играет положительную роль. Однако в обновленных требованиях имеется еще один важный пункт, касающийся минимального допустимого количества членов саморегулируемой организации. Как оказалось, в ряде отдаленных регионов просто невозможно собрать такое число членов даже для одной СРО. Если же одна организация все же сформируется (такая возможность появилась после внесения в законопроект поправки об объединении), то она автоматически станет монополистом в своем регионе, так как конкуренты уже не найдут возможностей собрать необходимое число компаний и организаций.

Помимо вопроса конкуренции, регионализация СРО имеет еще целый ряд противоречивых моментов, носящих одновременно и положительный, и отрицательный характер. Перечислим некоторые из них, что позволит окончательно убедиться в неоднозначности принятого закона:

  • Борьба с бюрократизмом и коррупцией. С одной стороны регионализация существенно упрощает процедуру получения допуска СРО. В то же время, она послужит поводом к образованию коррумпированных структур на местах.
  • Формирование норм и стандартов. Местным специалистам будет гораздо проще устанавливать нормативы с учетом особенностей своего региона. Однако результатом такого расхождения могут стать существенные разногласия между СРО в разных регионах.
  • Финансовый вопрос. С одной стороны, установление тарифов в регионах с учетом всех местных особенностей носит положительный характер. С другой стороны, такая политика может стать причиной полного расхождения в тарифах по стране.

Так или иначе, но закон уже принят, а каковыми окажутся его результаты, уже в ближайшем времени покажет практика.

Реклама.