– Бабушка, где ты?!? Бабушка, где ты?!? – по коридору ижевского филиала «Реацентра», как вихрь, несется шумный мальчуган. Нашу неспешную беседу пришлось срочно сворачивать, пока бабушка малыша – Любовь Ивановна – не завела его в кабинет к очередному специалисту.
«Не такой, как все»
– Мы в год заметили, что Артем не такой, как другие дети, – рассказывает она. – Обычно малыши, когда к ним обращаются взрослые, как-то реагируют, хотя бы смотрят в ответ. А он на своей волне. Начал говорить слоги, но потом и они пропали. Хотя физически развивался нормально: и рост, и вес, и пошел вовремя. Но он всегда очень активный был. Супергиперактивный. Мы ему даже батут домой купили, чтобы там энергию выплескивал…
Семья Мельниковых живет в селе Кировской области: бабушка, дедушка, мама и внук Артемка. Как только поняли, что у Артема проблемы, начали обращаться к врачам. Но врач районной поликлиники, до которой им добираться 25 км, успокаивал: «Ждите до 3 лет, заговорит».
Так и мучились взрослые с «непослушным» Артемом, пока однажды бабушка не выдержала и не начала этот долгий марафон по больницам.
Почти два года мальчику не могли поставить диагноз. У каких только специалистов не были. Артему было уже 4 года, а он так и не говорил.
– Я вышла на пенсию, до этого всю жизнь проработала в школе. Решили, что мама Артема будет работать (она тоже учитель), а я внуком заниматься, – поясняет Любовь Ивановна. – Когда диагнозы, наконец-то, поставили, Артему дали инвалидность. А я начала искать реабилитационные центры. Теперь, когда был поставлен диагноз, было хотя бы понятно, от чего его лечить. В интернете сначала вышла на самарский «Реацентр», а потом и на его ижевский филиал.
Дальше – дело техники. Бабушка связалась со специалистами ижевского «Реацентра», выслала им отсканированные результаты всех обследований и получила приглашение на приезд. Даже квартиру поблизости бабушке с внуком помогли снять сотрудники «Реацентра».
После 4 курса Артем удивил
Артем Мельников поступил к нам в июне 2017 года, – рассказывает Надежда Максимова, врач-невролог, педиатр. – На тот момент ему было 4,5 года. Поступил с жалобами на задержку психо-речевого развития. Обращенную речь понимал частично на бытовом уровне. Было снижено внимание к обращенной речи. Затруднен контакт с ребенком. Кроме того, Артем был эмоционально неустойчив, двигательно расторможен. Гиперактивный. Присутствовали стереотипные движения: бегал вокруг своей оси, прыгал.
Уже после 1 курса ребенок стал спокойнее. Если на первых сеансах микротоковой рефлексотерапии его удерживала бабушка, то в дальнейшем он стал сам сидеть во время лечения. Начал лучше понимать обращенную речь.
После 2 и 3 курсов еще лучше улучшилось понимание обращенной речи. Начал расширяться словарный запас. Стали появляться простые предложения из 2-3 слов. Начал проявлять интерес к сложным игрушкам типа конструктора «Лего».
После 4 курса он нас удивил тем, что начал разговаривать! Мы сами не ожидали такой динамики.
Сейчас Артем проходит 5 курс лечения. Двигательная расторможенность значительно уменьшилась, но все равно присутствует. Мальчик стал внимательнее. С ним можно сейчас договориться. Мы разговариваем с ним. Я его спрашиваю, он мне может ответить, то есть у него появляется диалоговая речь.
Стал говорить предложениями!
– Я бы сказала, что прорыв у нас наступил между 4 и 5 курсами, – вспоминает бабушка. – Когда мама Артема с работы приходит, она начинает с ним общаться, я ухожу в свою комнату. Но все равно слушаю. И как-то говорю дочери: «Тебе не кажется, что у нас Тема заговорил?». Потому что я слышу: «Я пошел к дедушке. Доброе утро, бабушка. Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста…». Не так, чтобы очень много. Но мы даже смогли с ним выучить стишок к Новому году! Конечно, кто-то засмеется, потому что для 6 лет это очень просто. А для нас – большое достижение!
– Тема, расскажи нам, – просим мы его.
Мальчик торопится, глотает слова и слоги, но очень старается.
– Здесь был поставлен диагноз «общее недоразвитие речи 1 уровня», то есть это безречевой уровень, когда речи практически нет, – объясняет нам логопед Екатерина Воротова. – Были отдельные слова, звукоподражание. Плюс к этому сенсорная алалия. То есть ребенок не понимает обращенную к нему речь. И речь окружающих звучит для него как звуковая окрошка. Первые два курса мы делали с ним логопедический массаж. Сейчас языковая гимнастика. Мы много работаем с помощью «говорящих картинок» – это метод альтернативной коммуникации, которым с Артемом успешно пользуемся.
После 4 курса лечения у мальчика появилась речь, с ним возможен диалог. Фразы, конечно, краткие, простые, но ребенок хотя бы может выразить свои мысли, желания, потребности. Возбудимость осталась, но он стал более организован. Он занимается довольно непродолжительное время, с перерывами, но сидит и слушает вербальный материал. Выполняет инструкции. Появилась способность подражать. Раньше не делал пальчиковую гимнастику, не выполнял артикуляционную гимнастику. Теперь появился к этому интерес.
Хорошему поведению учат черепашки-ниндзя
- Занятия с такими детьми строятся вокруг их интересов, - рассказывает Оксана Лукина, педагог-дефектолог, психолог ижевского филиала «Реацентра». – Сегодня Артем не расстается с игрушечными черепашками-ниндзя, значит, обыгрываем ситуацию с ними. Работаем над развитием коммуникативных навыков с их помощью, учимся выполнять просьбы и ориентироваться в ситуации. Да, Артем еще не всегда делает то, что прошу, с первого раза, приходится ему помогать. Но сейчас уже заметен прогресс.
Всегда объясняю родителям таких детей, что вся их жизнь – терапия. Специалист выполняет свою часть работы. А дальше – работа родителей. Постоянно нужно отрабатывать и закреплять полученные навыки, правила общения, поведения в общественных местах. У таких детей чаще всего нет барьеров. И всегда нужно помнить, что их хорошее поведение, то, какое вам необходимо, нужно постоянно подкреплять чем-то хорошим.
Как реабилитируют Артема
Во время курсов мальчику назначена микротоковая рефлексотерапия. Этот метод лечения детской неврологической патологии разработан специалистами Самарского терапевтического комплекса «Реацентр». Метод позволяет оказывать помощь детям в возрасте от 6 месяцев до 16 лет. Лечение заключается в подаче сверхмалых электрических сигналов на различные биологически активные точки на теле ребенка по индивидуальной схеме для восстановления нормальной работы его головного и спинного мозга.
Процедура эта практически безболезненна. Вначале маленький пациент может ощущать легкое покалывание в точке воздействия, но очень скоро привыкает к этому ощущению.
Кроме этого Артем каждый день на протяжении всего курса занимается с психологом-дефектологом и логопедом, также ему делают общий массаж тела. Эффективность занятий со специалистами на фоне микротоковой рефлексотерапии увеличивается в разы! Между курсами, дома, Артему назначено медикаментозное лечение.
СПРАВКА
Детское отделение неврологии и рефлексотерапии «Реацентр» открылось в Ижевске в 2010 году, и это единственный медицинский центр в Удмуртии, применяющий авторский метод микротоковой рефлексотерапии для лечения детской неврологической патологии. Метод позволяет составить индивидуальную схему лечения для каждого малыша.
г. Ижевск, ул. Пушкинская, 222
Запись по тел. 8 (3412) 333-032
8 800 2222 602
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Что делать, если у ребенка проблемы с поведением или есть особенности в развитии
Как помочь ребенку с задержкой речи?
Как микротоковая рефлексотерапия помогла ребенку с задержкой речи
В 9 месяцев Даша не могла сидеть, ползать и почти не реагировала на маму
Реклама.