Top.Mail.Ru
30 мая 2017 14:30
Дети

Ижевский психолог о том, можно ли научить ребенка быть щедрым

О каких проблемах может говорить детская жадность.

pinsdaddy.com
pinsdaddy.com

– Я специально смотрела в словаре понятие «жадный», – рассказывает Ирина Шумилова, психолог детского сада №11 г. Ижевска. – Так вот, «жадный» – это алчный, проникнутый ненасытной жаждой, желанием; слишком падкий на что-то (жаден до денег); полный напряженного интереса, страстный (жадное внимание); скупой, корыстолюбивый. Получается, мы не совсем правильно употребляем это слово по отношению к детям. Может быть, лучше считать их осторожными, предусмотрительными, уважать их личное пространство, мнение и желания?

Ирина Шумилова
 психолог детского сада №11 г. Ижевска

До трех лет: границы «Я» и «Мое»

То, что их ребенок жадничает, родители начинают замечать в 1,5-2 года. А вот психологи утверждают, что до 2,5-3 лет такого понятия, как детская жадность, в принципе не существует.

Давайте разбираться, кто прав. Как вы знаете, примерно к двум годам наступает новый этап психологического развития. Ребенок перестает называть себя в третьем лице. У него формируется целостная картина самого себя, и в речи появляется слово «я», а следом за ним «мое»: «Это моя мама, машинка, ложка…» И все, что он обозначает словом «мое», является продолжением его личности. То есть все эти люди и предметы входят в его личное пространство. Именно поэтому ребенок так остро реагирует, когда кто-то подходит к его маме, садится на его стул, играет его игрушкой.

Вслед за «мое» ребенок начинает понимать и «не мое», то есть чужое. У мамы есть вещи – только мамины, которые она никому не дает. И у папы есть вещи только его.

В 1,5-3 года воспитывайте в ребенке стремление отстаивать себя, свое «Я», свои вещи и свои желания

В этот момент как раз очень хорошо учить тому, что чужое надо брать только с разрешения хозяина.

Основные конфликты по отстаиванию «своего» в этом возрасте, как правило, происходят на прогулке. Где еще малышу пообщаться с себе подобными? Обычно он выносит игрушки, а потом отвлекается от них, идет на горку, на качели. Но как только видит, что кто-то другой берет его вещи, тут же бросается в бой: малыш может расплакаться и даже к ужасу мамы подраться из-за какого-то несчастного совочка! Маме становится стыдно, она может отругать ребенка или даже шлепнуть. Ведь все на нее смотрят осуждающе. И она говорит: «Сын, дай девочке поиграть своим совочком, ты же не жадный». Или просто отдает его, несмотря на протесты. Что после этого начинает думать ребенок? «Мама сильная, она отобрала мою игрушку, значит, сила побеждает». В следующий раз он свою игрушку отберет у других уже силой.

В этом возрасте формируется умение говорить «нет». Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок превратился в безотказного взрослого, который впоследствии не сможет отстаивать свои интересы? Бывает и другой поворот: те, кого активно заставляли делиться, становясь старше, начинают делать «назло». То, чего боялись родители, проявляется. Ни о какой щедрости уже и речи не идет.

С трех до пяти: воспитываем щедрость

Это возраст, когда дети начинают играть вместе. Если до этого игрушка была важна, потому что она «моя», то теперь она – промежуточное звено между детьми. Ребенок стремится сам поделиться, потому что понимает, что они будут играть вместе. Именно в это время и закладывается умение делиться, которое у взрослых называется щедростью.

Теперь родителей пугает другое явление: почему ребенок не делится со всеми, а выборочно? Представим себя в подобной ситуации: а вы бы сами дали кому-то поносить свое любимое платье? Или разрешили бы просто знакомым погонять за рулем своей машины? Только своим, только выборочному кругу людей. Или даже никому. Точно так же и ребенок выбирает круг общения, с кем он может и хочет делиться.

Постоянно напоминайте ребенку этого возраста, что нужно не только брать, но и давать. Например, делим шоколад на равные дольки и одну оставляем папе, который скоро придет с работы, хотя и хочется съесть все самому. Показывайте на своем примере, что можно делать добрые дела и радоваться этому: купить конфеты и поделиться со знакомым малышом, сделать подарок бабушке и подарить ей…

После пяти: если жадный, значит, копайте глубже

– Есть такая диагностика «Секрет», – рассказывает Ирина Александровна. – Дети в коллективе выбирают близких себе и тех, кого бы не хотели видеть рядом. Еще ни разу не слышала, что с кем-то не будут дружить из-за того, что он жадный. Называют, в основном, другие негативные качества: дерется, обзывает других…

После пяти лет жадность – это симптом, за которым скрываются другие, более глубокие, психологические проблемы.

Например:

  • Ребенок не делится вещами, которые куплены родителями, потому что ему не хватает поддержки, теплых слов. Эти вещи, как правило, дорогие, являются заменителем родительской любви. Кстати, такие дети очень любят сладкое, таким образом «заедают» проблемы.
  • Ревность к младшему ребенку в семье.
  • Жажда лидерства. Ребенок считает, что главный тот, у которого все есть, и все перед ним «прыгают». Обычно это бывает в тех семьях, где с раннего возраста ребенку потакают во всех его желаниях, он ни в чем не знает отказа.
  • Застенчивость. Такие дети не умеют играть с другими детьми, у них нет понимания того, что надо делиться.
  • Педантичность. Такие люди не из тех, кто отдаст последнюю рубашку. В садике – это аккуратные или сверхаккуратные дети. Удивляют своей серьезностью и дисциплинированностью. Они склонны к накопительству. И впоследствии могут стать скрягами, если не научить их разумной экономии.

Тест на жадность

Попробуйте протестировать своего ребенка на жадность, рассказав ему примерно такую сказку:

«Жил-был маленький мальчик. У него была мама. Однажды мальчик построил очень красивый дом из песка, в котором можно жить и играть. Мальчику очень нравился домик. И его маме очень-очень нравился, поэтому она попросила подарить ей домик».

А теперь задайте ребенку вопрос: «Как ты думаешь, подарит мальчик домик своей маме или оставит себе?»

Нормальные, правильные ответы будут примерно такими: «Поиграет и подарит» или «Подарит, но с условием, что мама всегда будет давать его мальчику, если тот попросит».

За мир в песочнице

  • До 2,5 лет позволяйте ребенку защищать свои игрушки. Придерживайтесь стратегии, что он может поделиться, если сам этого захочет.
  • Не позволяйте ему становиться в семье маленьким тираном.
  • Уделяйте достаточно внимания и ласки. Разговаривайте с ним, обсуждайте прожитый день, книжки, мультфильмы.
  • Во время игры назидательно можно дать модель правильного поведения, обыгрывая ситуации жадности и щедрости.
  • Учите щедрости на своем примере.

Принципиально

Примерно по таким шуточным принципам живут дошкольники, деля вещи на «мое» и «не мое»:

  • Если оно мне нравится, это мое.
  • Если оно в моей руке, это мое.
  • Если я могу это у тебя взять, это мое.
  • Если оно было у меня недавно, это мое.
  • Если я что-нибудь строю, все части – мои.
  • Если это выглядит точь-в-точь как мое, это мое.
  • Если мне кажется, что это мое, это мое.
  • Если это твое, но я взял, это мое.
  • Все, что не прибито, – мое; все, что я смогу оторвать, – не прибито.
  • Если я это увидел первым, это мое.
  • То, чего несколько штук, все мое.
  • Если ты его выпустил из рук, это автоматически становится моим.
  • То, что никому не нужно или невкусно, можешь оставить себе.

Есть вопрос семейному психологу? Звоните по телефону 945-005