Top.Mail.Ru
15 мая 2017 14:35
Дети

Родительское собрание: как воспитать творческую личность?

А также почему может пройти любовь к творчеству и нужно ли тревожиться по этому поводу.

архив редакции
архив редакции

Кто может быть более творческим человеком, чем ребенок? Дети рисуют на любом клочке бумаги, лепят из подручного материала, строят, вырезают, клеят, музицируют… А потом в один момент любовь к творчеству может – раз! – и пройти. Исчезнуть. И у многих безвозвратно.

Почему такое происходит, нужно ли тревожиться по этому поводу и как научить ребенка любви к творчеству, рассказывает Юлия Тишина, известный в Ижевске художник-педагог.

На собственном примере

Заниматься творчеством можно с самого рождения. И в первую очередь на собственном примере. Если мама с папой не сидят у телевизора, а рисуют, поют, танцуют, то это самое лучшее! Но чаще бывает, что мама куда-то водит и водит ребенка и заставляет его учиться рисовать, петь, а сама при этом не пытается творчески вести жизнь. В этом случае хороших результатов ждать не стоит.

Я категорически против занятий в различных творческих студиях до трех лет. Объясняю: ребенку до трех лет нужны только мама и спокойная, доброжелательная обстановка. А как получается обычно? Пусть мама даже не работает и сидит дома. Но ей скучно, она сама себя не может творчески занять. А водить куда-то малышей – это модно. Там можно с такими же мамочками пообщаться. И она начинает торопить и подгонять: «Давай быстрее одевайся, мы опаздываем…» Ей хочется везде успеть. Создается нервозная атмосфера. Нужно ли это детям до трех лет?

Ребенку до трех лет нужны только мама и спокойная, доброжелательная обстановка

Подобные занятия мама может сама дома организовать. Посмотрите в Интернете, там множество всего. То же самое соленое тесто, с которым справится любая хозяйка. Ребенку в таком возрасте надо показать элементарные вещи: колбаску, цветочек. Или настряпайте вместе печенье из соленого теста. Есть различные праздники. День жаворонка, например, – идеальный повод для того, чтобы слепить птичку. Этот процесс ближе к реальной жизни, нежели чужая тетя в студии, которая научит тебя делать колбаски. Создай ребенку атмосферу, дай ему материалы, и он сам получит необходимые тактильные ощущения.

А вот после трех лет, когда нужна социализация, когда он получил основы, можно и в студию. Но прежде всего, обращайте внимание, как ребенок реагирует на педагога, с каким чувством выходит с занятия


Рисунок Максима Шутова

Юлия Тишина советует дать попробовать порисовать или полепить ребенку. Интерес может появиться в процессе.


Рисунок Данила Самойлова

Не исправляйте все сами!

Как обычно бывает в жизни: у мамы, среднестатистической, не творческой, свое представление о том, как ребенок должен рисовать. И она начинает подтягивать его под собственный ориентир. Я на занятиях вообще стараюсь к детям в работу не лезть. Но заходят мамы и начинается: «Почему у тебя все разлито? Почему тут не дорисовал?..» Родители берут кисточки и начинают исправлять!

Стандартная ситуация, которая может привести к тому, что ребенок становится неуверенным в себе, он начинает работать под маму. Рисование для него – уже не творческий процесс: он знает, что придет мамочка и все раскритикует. Значит, надо постараться для нее. Познание, самоутверждение, самооценка – все, в чем заключается суть процесса творчества, отходит на второй план. Таким образом, родители неосознанно причиняют огромный вред своим детям. Впоследствии такой ребенок начинает все делать из-под палки, желание творить может вообще пройти.

О важности результата

Моей дочери 6 лет, и она постоянно рисует. Дома скопилась пачка ее рисунков. Сейчас у нее период принцесс. Девочки в таком возрасте учатся через этот образ быть привлекательными. И у моих друзей тоже стопки детских рисунков. И что с ними делать?

Юлия Тишина
известный в Ижевске художник-педагог
«Однажды я выкинула бумажку с рисунком, дочь увидела и до сих пор простить не может»

И нам пришла идея сделать детскую выставку. Сначала даже собирались арендовать помещение. Но потом зашли в один из детских центров, рассказали об идее, и помещение нам предоставили бесплатно. Мы набрали среди знакомых желающих поучаствовать. Таких нашлось немало.

На выставке мы делали фото, видео. Дети рассказывали, что они хотели сказать этой картиной. Вы бы видели, с каким трепетом они стояли около своих произведений, как важно о них рассказывали! И всем им было очень важно почувствовать, что они талантливые. Выставка – это уже совсем другой уровень для ребенка.

Понимание, что его творчество важно для родителей – это большой плюс в развитии способностей. Если мама говорит: «Рисуй», но сама при этом даже не смотрит на детское произведение, то ребенок потухает.


На импровизированной выставке дети с удовольствием рассказывали о своих картинах Фото: семейный архив Юлии Тишиной

Фото: семейный архив Юлии Тишиной

Если не хочет – дайте попробовать

Бывают дети, которым неинтересно творчество. Но вы хотя бы дайте ему это попробовать. Пусть он знает, что есть такой способ познания мира. «Не знаю, увлечет он тебя или нет, но попробуй». Одно дело – его никуда не водили, ничем с ним не занимались, и он просто этого не знает. Но если попробовал все и понял, что ему не нравится, значит, смиритесь. Значит, ему этого не надо. Просто у него другой способ познания мира и ему этого достаточно. Другое дело, что могут давить педагоги в детском саду или школе. Или начнутся насмешки со стороны ребят. И снова помним, что ребенку нужна ваша поддержка: «Если ты хочешь, чтоб у тебя тоже получалось, пойдем попробуем». Бывает и так, что ваше чадо до некоторого времени вообще не берет кисточку в руки. Он просто смотрит, впитывает, но сам пока рисовать, к примеру, не хочет. А потом вдруг начинает и может выразиться совершенно необыкновенно, непредсказуемо.

 
Как бы ни хотелось помочь ребенку сделать все идеально, держите себя в руках
Фото: поделки Егора Семенова и Ивана Семенова

На заметку

Как превратить беспорядок в самодисциплину?

Если не разрешаете рисовать на обоях, вы правы, как родитель, который хочет красоту и чистоту в квартире, но не правы, что не организовали ребенку зону для творчества. Обозначайте ему границы, в которых можно свободно творить, если хотите, чтоб он умел самовыражаться. Подсмотрите идеи в интернете и организуйте уголок, где вместо обоев на стенах листы белой бумаги, на которой можно рисовать и которую можно заменить. Здесь все материалы должны быть всегда под рукой: бумага, краски, пластилин…Не требуйте, чтобы здесь был идеальный порядок. Но ребенок должен понять: поработал – убери. Иначе высохнут краски, испортится кисточка. Творчество – это большая самодисциплина.

Важно!

Основные заповеди для воспитания творческой личности

1. Окружайте ребенка творческой атмосферой.

2. Всегда поддерживайте ребенка. Если он начинает что-то делать – включайтесь в процесс.

3. Ни в коем случае не критикуйте!