Top.Mail.Ru
3 мая 2017 14:25
Дети

Родительское собрание: Как выбрать психолога для ребенка

И когда нужно вести свое чадо к специалисту.

www.pressfoto.ru/ YayMicro/adam121
www.pressfoto.ru/ YayMicro/adam121

В последнее время стало модно водить ребенка к психологу по любому поводу. Плохо спит, не хочет в садик, не любит делать домашнее задание, жадничает, ябедничает, дерется с братом и мало кушает… Да мало ли проблем в обычной семье с обычными детьми?

О том, насколько это верно, мы поговорили со старшим преподавателем кафедры психологии развития и дифференциальной психологии УдГУ, руководителем Арт-Мастерской психологической помощи «Клякса» Юлией Новгородовой.

В каких случаях лучше подстраховаться и отвести ребенка к специалисту?

Юлия Новгородова
старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии УдГУ, руководитель Арт-Мастерской психологической помощи «Клякса»
«Обычно родитель интуитивно и чутко понимает проблемы своего ребенка и может оказать ему необходимую помощь. Но когда взрослый не очень компетентен, у него не хватает психологических и педагогических знаний, лучше обратиться к специалисту»

Особенно следует быть осторожным, если ребенок:

  • агрессивный,
  • тревожный,
  • конфликтует со сверстниками (тут чаще всего тревогу начинают бить педагоги),
  • дезадаптирован – не приспособлен к условиям социальной среды,
  • не может выработать правильную стратегию при общении со сверстниками.

– Не все взрослые знают, когда нормативно наступают возрастные кризисы. А это первый год жизни, 3 года, 7 лет, подростковый возраст, – говорит Юлия Новгородова. – Почти половина моих консультаций связана с ними, и почти всегда я говорю, что это хорошо, когда ребенок переживает кризис. Объясняю, что с ним все в порядке, его не сглазили. Это нормативные стадии своего развития.

Для родителей в этом случае главное – занять гибкую позицию по отношению к его физическим и психологическим возможностям, подстроиться под него. В таких случаях консультация носит рекомендательный характер. Тут надо работать не с самим ребенком, а с его родителем – ему рассказывают, что такое возрастной кризис и что с ним делать.

На встречу со специалистом лучше идти обоим родителям

Задержка развития

– Зачастую родители, подозревая, что у ребенка задержка развития, консультируются на каждом шагу. Им приходится объяснять, что вы идете правильным путем, ваш ребенок развивается адекватно возрастным нормам. Бывают случаи, когда мама до последнего отрицает проблему и затягивает ее. И когда приходит к психологу по настоянию педагогов, с ребенком нужно проводить уже не первичную профилактику, а коррекцию, – говорит специалист.

Часто родители консультируются на тему подготовки к школе, а также к ОГЭ и ЕГЭ. В старших классах можно пройти профконсультирование, чтобы посмотреть, к чему стремится ребенок, какие у него есть способности и качества личности.

– Как понять, хороший ли психолог, к которому мы обратились?

– Оказывать психологическую помощь может только человек с высшим психологическим образованием. Раньше это был специалитет, теперь бакалавриат, затем магистратура. И вы вправе попросить диплом об образовании. Прохождение психологических курсов не дает гарантии, что этот специалист компетентен, – говорит Юлия Новгородова.

Ну и желательно, чтобы это просто был хороший человек. Это сродни тому, как выбираете для ребенка воспитателя детского сада или учителя начальной школы. Хороший психолог может расположить к себе, заинтересовать.

Обратите внимание, хочется ли вашему чаду идти к нему навстречу. Интересно ли ему обсуждать с психологом свои проблемы, интересно ли играть с ним. Сам ребенок часто сигнализирует, что все в порядке, и специалист идет верным путем.

Бывает так, что в силу детской застенчивости первая-вторая встреча проходят не так гладко, как хотелось бы. Но в целом можно сказать, что квалифицированный психолог может быстро расположить к себе ребенка, даже если у того ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

– Может ли психолог порекомендовать обратиться к другому специалисту?

– Да, если, например, он психолог в образовательном учреждении и не обучен семейному консультированию. Это как специализация у врачей.

Понять профессионализм психолога можно по поведению ребенка

– Надо ли показывать психологу медицинскую карту ребенка?

– Когда требуется помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья, я готовлю анкету с анамнестическими данными. Мне важно знать все: как проходила беременность, протекали роды, как шло развитие психическое, двигательное, речевой сферы. Все это очень важно для дальнейшей работы.

Если ребенка консультирует психолог детского сада или школы, то он не вправе требовать. И это ваше право: предъявлять ему карту или нет. Если вы обратились к частному психологу, то в ваших же интересах показать полную картину того, что вы имеете.

Очень часто психолог шагает вместе с медиками, когда работает с детьми неврологическим статусом или ОВЗ.

– По каким правилам должны проходить встречи ребенка с психологом?

1. Первая встреча – диагностика. Но ней обязательно должен присутствовать родитель. С помощью диагностических инструментов психолог выявляет проблему в поведении ребенка, в его эмоциональных особенностях, познавательных процессах.

2. После этого психолог может попросить посидеть в другом кабинете, чтобы поговорить с родителями. Чтобы родители понимали, как нужно вести себя с ребенком, на встрече должны быть и папа, и мама или взрослые из ближайшего окружения.

3. Обозначаем круг проблем. Важно проговорить, как видит их мама и папа (у них могут быть разные взгляды).

4. Принимаем решение. Вырабатываем совместную стратегию по дальнейшей коррекции развития ребенка. Либо он участвует в индивидуальной развивающей работе, либо в групповой (если есть проблемы с коммуникативной компетентностью, высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой, адаптацией в кругу сверстников).

А вот с проблемами познавательного характера, подготовки к школе или неуспеваемости можно работать индивидуально. Если проблема детско-родительских отношений, то есть множество форм для их гармонизации. Обычно просим в них поучаствовать ребенка и всех членов его семьи. Можно предложить тренинг эффективного родителя. Его проводят как в семейной паре, так и в групповой форме для родителей из разных семей, чтобы они могли делиться опытом.

– Как понять, что больше не нуждаемся в услугах специалиста?

– Если нужно только рассказать родителям о возрастных особенностях ребенка, достаточно одной встречи. Психолог видит, что с ребенком все в порядке, диагностирует его, понимает в чем суть проблемы, говорит об этом с родителями. Также специалист может порекомендовать определенную литературу для прочтения или совместно выработать алгоритм действий.

Если же нужна коррекционно-развивающая работа совместно с ребенком или родителями, психолог смотрит на динамику. Он даст понять родителям, что курс заканчивает, потому что проблема устранена.

– А если ребенок наотрез отказывается идти к психологу?

– Это вопрос о профессионализме психолога, который должен выстроить доверительные отношения на первом этапе. Изменить подростка без него самого мы не можем, но мы можем изменить отношение к этому родителей, которые пришли без него. Получается, что иногда проблема снимается даже без присутствия ребенка на консультации, потому что родители находят нужный подход к нему.

Кстати!

Гиперактивный ребенок

Понять, что ваш ребенок гиперактивный, можно по нескольким сиптомам: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; проблемы со сном; задержка речевого развития и т. д. В этом случае стоит обратиться к психологу.

Как подготовить к походу к психологу

Дошкольникам обязательно нужно объяснить, что вы идете поговорить с доктором. Убедите ребенка, что этот доктор только разговаривает и играет с детьми. Он не делает уколы. Объясните, что если ребенок с ним поговорит, то это поможет решить какую-либо проблему.

Арт-мастерская «Клякса»

Специалисты центра оказывают:

  • психологическую помощь детям и взрослым посредством арт-терапии
  • психологическую помощь детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивные арт-терапевтические группы

А также проводят:

  • мастер-классы по арт-терапии, песочной терапии, танцевально-двигательной терапии
  • мастер-классы по основам фотографии и фототерапии

И преподают нетрадиционные техники рисования

Контакты

Юлия Новгородова – психолог, дефектолог, арт-терапевт, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии ИППСТ УдГУ

запись по тел.: 8-950-8-36-08-10

адрес: ул. Коммунаров, 222 оф. 8

группа «ВКонтакте»: vk.com/artklyaksa

Реклама