Top.Mail.Ru
23 ноября 2016 17:45
Дети

Родительское собрание: правда ли, что если ребенок плохо учится, надо идти к логопеду?

Специалисты отвечают на вопросы ижевчан.

Сергей Грачев
Сергей Грачев

– К трем годам ребенок должен различать звуки речи, иметь обширный словарный запас, пользоваться развернутой фразовой речью, уметь рассказать о прожитом и делиться впечатлениями, – начинает Эльвира Чиркова, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики УдГУ, кандидат педагогических наук.

 

К трем годам речь еще звучит «простовато». Но если у ребенка высокая речевая и познавательная активность, он задает вопросы, у него сформирован обиходно-бытовой словарь, и все предметы, которые его окружают, получают свои наименования, – это считается нормой. В этом возрасте дети пытаются выражать сложные мысли, устанавливать связи между предметами и явлениями окружающего мира, «изобретают» новые слова. Пусть они будут смешными, забавляют, становятся семейными притчами. Хуже, если к окончанию третьего года жизни ребенок этого делать не умеет – вот тогда надо обратиться к логопеду.

Но дело не только в произношении…

И тут срабатывает самый главный миф: логопед учит правильно произносить звуки. Но это лишь вершина айсберга. На самом деле он помогает детям и взрослым всех возрастов учиться излагать мысли, пользоваться лексикой, строить фразы.

Эльвира Чиркова
зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики УдГУ, кандидат педагогических наук
«Если за дефектами в произношении или в формулировке мыслей кроются речевые отклонения , то в дальнейшем у ребенка могут начаться серьезные проблемы с усвоением чтения и письма. И это не только трудность, связанная с освоением конкретных предметов, но и сложность обучения в целом. Так формируется школьная дезадаптация: сегодня я не люблю русский язык, не хочу читать, завтра мне это неинтересно, послезавтра не хочу идти в школу, потому что там ничего не получается. И той самой детской самореализации, к которой стремятся родители, не происходит»

Безобидный дефект звукопроизношения может оказаться верхушкой айсберга, величину которого выявит только профессиональный логопед.

Как найти правильного логопеда?

Впрочем, логопед логопеду рознь. Сами понимаете, кто-то учился для знаний, кто-то для корочки…

Помимо формальных требований логопед должен выдать информацию системно: не только описать состояние звукопроизношения, но и объяснить причину возникновения дефекта. Говоря о причине, он должен рассказать об особенностях строения системы органов ротовой полости, гортани, носоглотки, зубов, челюстей (например, короткая подъязычная уздечка, или неправильный прикус, или большой язык, которые могут мешать правильному произношению).

Правильное произношение свистящих и шапящих звуков ребенок осваивает к четырем годам. А к пяти в речи должны появиться [Р], [Р'], [Л], [Л']

Затем логопед должен обратиться к описанию состояния фонематического восприятия (умеет ли ребенок различать звуки речи, а с 6 лет умеет ли определять последовательность звуков в слове). Специалист должен рассказать, насколько успешно осваивает ребенок словарный запас и насколько успешно строит фразу. И начиная с 3 лет должен охарактеризовать возможности рассказывания (может ли ребенок выражать мысль с помощью речевых средств, которые формируются к этому возрасту).

На все эти вопросы родитель у компетентного логопеда должен получить ответы. Тогда можно сказать, что ты пришел на консультацию к неплохому специалисту.

Еще один хороший знак: специалист не сформулирует логопедическое заключение при отсутствии медицинских документов. Многие мамы удивляются: «Надо же, были у логопеда, а вопросы задавала, как педиатр». Но грамотного специалиста действительно интересуют многие стороны жизни, которые обычный человек с речью никак не связывают: беременность, роды, социальные условия развития…

Логопед может направить на дополнительное обследование к неврологу или психологу, попросить характеристику с места учебы. Это комплексный подход – совмещение информации, пришедшей из разных источников, чтобы правильно квалифицировать речевое расстройство, выявить причины, выстроить правильную стратегию и тактику работы с ребенком.

НАДО ЛИ УЧИТЬ ЧИТАТЬ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ?

– Логопеды очень настороженно относятся к обучению чтению в раннем возрасте, – отвечает Эльвира Чиркова. – Если у ребенка нет готовности: психологической, физиологической, речевой, то учить читать не только не нужно, но и опасно! Высок риск создать надстройку «чтение», не имея базы. Потом такой читающий ребенок начинает осваивать письмо и испытывает сложности. Все в шоке: «Как это – ребенок развитый, а писать научиться не может?!»

Все потому, что база письма и чтения единая. Поскольку базы нет, он не различает звуки, не умеет анализировать звуковой состав слова, у него недостаточно сформированы зрительное восприятие, анализ и синтез, пространственная ориентировка (а это уже даже за областью речи).

Все потому, что у него не было интереса к чтению, но мама так хотела его этому научить. А кого хотела получить мама: читающего или читателя? Если читателя – надо взять книгу в руки самой. Не заменяя ее аудиокнигой или мультфильмами! И каждый вечер, как ритуал, как медицинское показание, обязательно читать ребенку вслух. И тогда вы воспитаете читателя-гурмана, для которого чтение будет не просто процедурой, а жизненным ритуалом.

ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ НУЖНО, ЕСЛИ:

  • К 3 годам ребенок не пользуется речью как средством общения.
  • В 5 лет – имеет нарушения звукопроизношения, ограниченный словарный запас.
  • В 7 лет – испытывает трудности при усвоении чтения и письма.
  • В 10 лет – возникают сложности в написании изложений и сочинений.
  • При заикании – в любом возрасте.
  • После инсульта или черепно-мозговой травмы с последующей потерей речи – в любом возрасте.