Вместе с семейным психологом и травмотерапевтом Марией Сентяковой разбираемся с детскими страхами, возникающими из-за школы.
«Я боюсь не найти друзей...»
Страх не найти друзей – один из самых главных детских ужастиков. Он вызывает робость перед школой и тормозит ребенка – страшась отказа, он не подходит к другим детям, боится начать разговор.
Психолог:
Мария Сентякова,
семейный психолог и травмотерапевт:
| |
Почаще говорите ребенку, что он не один, что его любят родители, бабушки, братья и сестры. Можно рассказать о своем опыте знакомства с новыми друзьями в детстве. Предложите посещение кружков, секций, детских фестивалей и развлекательных мероприятий, на которых ребенок найдет себе друзей своего возраста. |
Кстати, необычное хобби может привлечь к ребенку внимание сверстников, и наладить контакт будет проще. Для девочек это может быть плетение браслетиков, для мальчишек – компьютерные игрушки. Подойдут и необычные настольные игры – ими можно увлечь весь класс.
«Я некрасивая»
Даже самые красивые девочки боятся этого. Кому-то – без злого умысла – об этом напоминают близкие («Ах ты, наша пампушка»), а кому-то просто не хватает внимания («Да красивая ты, красивая, подожди, папе некогда...»). А ведь одной случайной фразы может хватить, чтобы ребенок заработал комплексы!
Психолог:
– Первым ценителем красоты девочки является мужчина в семье (отец, дедушка, старший брат). От того, как папа отзывается о дочери, насколько часто хвалит и восхищается ею, зависит установка и самооценка будущей женщины на всю жизнь. Если ребенок переживает из-за своей внешности, можно поговорить с ним о красоте, посмотреть вместе журналы и сборники картин о красоте в разные эпохи. Часто такой просмотр заканчивается весельем и шутками об уже устаревших нормах красоты в мире в разные времена.
«Надо мной будут смеяться»
Выйти к доске и ошибиться, когда на тебя направлены два десятка глаз и уже доносятся смешки...
Что может быть позорнее в глазах ребенка? Основанием для такого могут быть уже пережитые ситуации, когда ребенка или кого-то на его глазах высмеяли сверстники или взрослые, либо его неуверенность в себе.
Психолог:
– Очень многое в такой ситуации будет зависеть от профессионализма учителя. В то же время поговорить нужно и со школьником. Объясните ему, что делать ошибки – это допустимо, и что их порой совершают даже взрослые. Приведите несколько примеров из истории, как ошибки могут привести к успеху – например, что антибиотики появились благодаря обыкновенной плесени.
От того, как папа отзывается о дочери, зависит самооценка женщины на всю жизнь. |
«Поругались с одноклассниками»
Детская дружба – явление стихийное. Сегодня одноклассники бегают друг к другу в гости, а завтра назначают «стрелки» после уроков. Родителям важно поддержать ребенка в такой ситуации.
Психолог:
– Например, если одноклассники устроили ребенку бойкот – выясните, в чем его причина. Если конфликт вызвало неправильное поведение самого юнца – поговорите с ним о том, что нужно учиться признавать свои ошибки и выдерживать критику в свой адрес. Этому обязательно нужно научить ребенка. Если же дети что-то не поделили или ребенка попросили сделать что- то неприемлемое (прогулять уроки, подставить кому-то подножку и др.), а он отказался – нужно поддержать его в решении и дать ему понять, что вы его опора и защита. Предложите ему поговорить с зачинщиками бойкота, поискать поддержку у других одноклассников. А вот звонить учителям или родителям школьников-бузотеров не нужно – дети разберутся сами. Вмешиваться нужно лишь тогда, когда конфликт выходит из-под контроля – например, одноклассники мешают вашему ребенку учиться или угрожают физической расправой. Только тогда нужно поговорить с родителями зачинщиков.