Top.Mail.Ru
16 августа 2013 09:14
Дети

Советы ижевчан: как усадить ребенка за уроки

Предлагаем 4 способа, рассказанные психологом и опытными родителями.

Если сейчас не научить первоклашку вовремя садиться за уроки, он привыкнет к собственному «режиму», перестроить который будет куда сложнее
Если сейчас не научить первоклашку вовремя садиться за уроки, он привыкнет к собственному «режиму», перестроить который будет куда сложнее

В преддверии 1 сентября газета «Центр» запускает серию материалов, посвященных тем или иным проблемам, которые могут возникнуть у ребенка в начале учебного года. Сегодня поговорим о домашних заданиях.

1. Поставили пароль на компьютер и спрятали пульт

- У меня был случай: мама первоклассницы жаловалась на то, что девочка не делает домашнее задание, - рассказывает педагог-психолог лингвистического лицея № 25 Татьяна Егорова. - Мама приходила в семь часов вечера с работы, готовила ужин, и только в девять они садились за уроки, обе измотанные. И в один прекрасный момент мама с папой поставили пароль на компьютер, убрали пульт от телевизора - спрятали все, что отвлекало дочку. На следующий день девочка позвонила маме и сказала: «Я сделала все уроки, потому что мне было скучно». То есть мама с папой организовали такую среду, которая вынудила девочку сесть за уроки, потому что никакой более интересной альтернативы не было.

- Очень важно сразу, с 1 сентября, учить ребенка организовывать свою деятельность, - продолжает Татьяна. - Ребенок пришел из школы, поел, и вы просто должны сказать ему, что нужно учить уроки. Объясните, что нужно достать тетради, приготовить карандаши, посмотреть, что задали на дом. Попробуйте предложить начать с самого сложного предмета, чтобы справиться с ним, пока у малыша еще много сил.

Затем вы садитесь рядом и контролируете его. Говорите: «Прочитай задание» и попросите пересказать его своими словами. Особенно это важно для невнимательных, чересчур подвижных детей. Ведь малыши могут так прочитать задание, что вместо сложения вычтут, а вместо синенго карандаша возьмут красный - это нормально для семилеток.

Нужно сформировать у малыша навык выполнения самостоятельной работы, задать ему модель поведения, дать алгоритм действий. Несколько месяцев таких «тренировок» - и он сам будет садиться за уроки. В идеале, в первые месяцы адаптации к школе нужно быть рядом с малышом. Попробуйте взять хотя бы небольшой отпуск или отпрашивайтесь с работы на пару часов в день - встретить сына или дочку из школы и вместе сесть за уроки. Ваше присутствие, эмоциональная поддержка, очень важны.

2. Отложили все дела и учили уроки вместе с ребенком

- В целом дочка учится хорошо, легко и быстро усваивает материал, - рассказывает Алексей Конышев, отец 9-летней Софии. - Но бывает, что какая-то новая тема ей не понятна, она расстраивается, психует и теряет интерес к учебе. Тогда я сажусь делать уроки вместе с ней. Мы вместе учим стихи, пересказываем друг другу сказки, решаем задачки, причем я постоянно говорю ей: «Смотри, как это интересно!», «Видишь, это может быть весело» и все в таком духе. Иногда вообще притворяюсь, будто совершенно не понимаю задание, и тогда она мне сама все объясняет.

- Скорее всего, здесь сразу несколько факторов. Возможно, девочке просто нужно было внимание со стороны папы, - комментирует Татьяна Егорова. - Рядом с ним дочка успокаивается. И папа может еще раз объяснить то, что девочка не поняла на уроке. Безусловно, та же самая помощь может исходить и от мамы.

3. «Включили» логику в разговоре с подростком

- У меня две дочки, 8 и 13 лет, - рассказывает кулинар, фотограф, ведущая рубрики «Кулинарный эксклюзив» в газете «Центр» Ольга Маркова. - Иногда они наотрез отказывались делать уроки. Тогда я разговаривала с ними. Спрашивала, чего они хотят от будущего? Хотят ли они путешествовать и модно одеваться или хотят мыть полы в подъезде? Хотят питаться вкусно или есть лапшу в пакетиках? Разумеется, любой ребенок выберет первое. Остается объяснить, что для этого необходимо учиться.

- Логика, конкретное объяснение на примерах может помочь родителям, особенно если речь идет о подростках, ведь их куда сложнее мотивировать, - говорит Татьяна Егорова. - Только я бы посоветовала не забывать и об эмоциях. Скажите: «Я понимаю, что ты чувствуешь. Но сейчас я хочу, чтобы ты меня услышал и понял». Выслушайте позицию ребенка и его предложения, дайте ему эмоциональную поддержку, а потом пусть следует разумное объяснение. Будьте более гибкими.

4. Сняли на видео работу над уроками

- В моей практике был случай: у первоклассницы уходило по три часа на домашние задания, тогда как у остальных детей - по полчаса, - рассказывает Татьяна Егорова. - Девочка способная, так что дело явно было не в том, что она чего-то не понимала. Мы с мамой стали анализировать, куда именно уходит время. Оказалось, ребенок большую часть времени капризничает - из-за того, что ее заставляли сначала писать на черновик, а потом переписывать. Им это порекомендовал учитель. Но у нее и в черновике, и в чистовике была одна и та же грязь. Какой тогда смысл делать одну работу дважды? И мы убрали черновики вообще. Это помогло: девочка стала тратить в два раза меньше времени на задания, у нее появились лишние полтора часа для игр, а значит - изменилось к лучшему само отношение к учебе. Изменились и взаимоотношения с мамой. Тут важно понимать, что куда важнее мотивировать ребенка на выполнение домашнего задания, чем думать о помарках.

Татьяна советует: если вы сидите с ребенком над заданиями по несколько часов и не понимаете, на что именно уходит время, снимите один раз весь процесс на видеокамеру. Пересматривая запись, вы поймете, в какие моменты время тратится впустую, и сможете избавиться от них.

- С другой стороны, не нужно давить на малыша, чтобы он делал уроки быстрее, - подчеркивает психолог. - Нельзя делать уроки вместо ребенка. Да, это проще и занимает меньше времени, но ребенку вы этим сделаете только хуже. Вы же хотите, чтобы он научился самостоятельности?

Советы ижевчан: как усадить ребенка за уроки

Вопрос специалисту

Поможет ли продленка выучить домашнее задание?

- Только не первокласснику, - считает психолог Татьяна Егорова. - Как правило, в продленке домашние задания с детьми не делают, а просто присматривают за ними. Мало того, что уроки так и останутся до вечера невыученными, так еще и малыш после восьми-десяти часов, которые он провел в школе, придет домой измотанный. Продуктивность упадет, да и нервы будут на пределе.

К чему приводят невыученные уроки?

Во-первых, домашние задания нужны для того, чтобы закрепить пройденный материал. Если этого не происходит, ребенок постепенно переходит в разряд отстающих, теряет чувство успешности, которое так важно в начальной школе. Ему постоянно делают замечания, а когда появляются отметки, они у него ниже, чем у его одноклассников. Со стороны учителя, которого все малыши в этом возрасте безгранично уважают, могут звучать фразы: «И чем вы только занимаетесь с родителями, что опять не выучили уроки?». Ведь, с точки зрения любого учителя, выполнение домашнего задания - это зона ответственности родителей, а не школы. Все это приводит к тому, что ребенок просто не хочет идти в школу, где он постоянно чувствует себя неуспешным, где над ним могут смеяться.

Во-вторых, умение пересилить себя и вовремя сесть за уроки - это важный элемент самоорганизации, которая в будущем поможет в том числе в карьере. Ребенок учится не откладывать на потом неинтересные, но обязательные дела.

Как настроить первоклашку на выполнение домашнего задания?

  1. Повесьте на стену красиво оформленный режим дня, где будет прописано все, включая время, отведенное на уроки. Это дисциплинирует, но при этом ребенок видит, что после выполнения домашнего задания у него будет свободное время, которое он может провести так, как ему хочется.
  2. Дайте понять малышу, что его уроки так же важны, как мамина работа, и никто не имеет права оторвать его от них, послав ребенка, например, в магазин.
  3. Приходя домой, не встречайте ребенка вопросом «Ты сделал уроки?» Не начинайте с этой фразы телефонный разговор.
  4. Никогда не используйте выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки.
  5. Не ругайте за ошибки, а учите их исправлять.
  6. Хвалите малыша за любое, даже самое маленькое достижение. Говорите: «Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!»

Опрос

Какие проблемы, связанные с домашним заданием, чаще всего возникали у вашего ребенка в начальной школе?

А как у других?

Нет «домашке» в начальной школе!

Министерство образования КНР в этом году издало указ о запрете на письменные домашние задания на время летних каникул для учеников первых и вторых классов. А в Великобритании и Франции вообще отменили обязательные домашние задания для учащихся начальной школы после того, как родители стали жаловаться, что на их выполнение уходит все свободное время семьи. Французы даже обсуждают всерьез полную отмену «домашки» для всех учеников. При этом веские доводы есть как за, так и против этого нововведения.

За: У ребенка появится больше времени для общения с родителями, игр, прогулок. Учителя станут подходить к работе более ответственно, ведь если они не дадут необходимых знаний, ребенок не сможет восполнить пробелы дома.

Против: Без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал, так как ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке.

Уважаемые читатели! А с какими проблемами пришлось столкнуться вам, отправляя ребенка в школу, и как вы их решали? Расскажите нам свои истории по телефону 945-005 или электронной почте red@mgcentr.ru.