Top.Mail.Ru
27 сентября 2012 11:19
Дети

«Пришла в садик - проблемы оставляй за порогом»

Ижевские воспитатели рассказали газете «Центр» о своей работе, о проблемах и радостях одной из самых ответственных и сложных профессий.

- Когда я только начала работать в саду, первая наша заведующая, Нина Константиновна Алексеева, говорила нам, молоденьким выпускницам педучилища: «Девочки, пришли в садик - все свои проблемы и печали оставьте за порогом», - рассказывает воспитатель детского сада № 231 Альфира Новикова. - Все 32 года, что я здесь работаю, стараюсь следовать этому правилу. Может быть, поэтому мысли сменить работу не возникло ни разу.

Альфира Анасовна признается: даже на улице не может спокойно пройти мимо детской площадки. Если ребята, например, не туда лезут или обижают друг друга, обязательно подойдет и сделает замечание.

Воспитатель ижевского садика № 231 Альфира Новикова говорит, что даже вне работы не может спокойно пройти мимо детской площадки.

- Муж раньше одергивал меня и спрашивал, мол, тебе оно надо? А потом и сам стал обращать внимание на чужих ребятишек, - смеется Альфира Анасовна. - А за молодыми мамочками наблюдаешь и удивляешься, что они смотрят только на своего ребенка. Если честно, меня это даже немного пугает в современных родителях: они занимаются только тем, что их касается.

Воспитателей, занимающихся с детьми не один десяток лет, вообще удивляет очень многое из того, что нам с вами, обыкновенным родителям, кажется привычным. Как можно устать от собственного ребенка за время отпуска? Неужели бывает такая работа, где невозможно найти возможность, чтобы посидеть дома с малышом? Как у мамы может не хватать времени, сил и фантазии, чтобы поиграть с дочкой в куклы?..

А мамы, в свою очередь, удивляются, как воспитатели умудряются одновременно справляться с двумя десятками малышей - непослушных, непредсказуемых, постоянно норовящих куда-нибудь залезть, что-нибудь разлить и в чем-нибудь выпачкаться.

Театр одного актера

- Конечно, мы не можем расслабиться ни на минуту, - объясняет Ольга Бочкарева, старший воспитатель ижевского детского сада № 269. - У нас одна деятельность плавно перетекает в другую, а та в третью. Круговерть начинается с утра: я встречаю каждого малыша, занимаюсь с ним индивидуально - лепкой, рисованием, просто играю, пока не придут все. Потом мы делаем зарядку, умываемся, снова играем, идем на завтрак. После завтрака - различные занятия, сборы на прогулку, перед обедом - опять индивидуальная работа. Рабочий день заканчивается в семь вечера, пока последнего малыша не заберут домой. Но за 25 лет работы к такому распорядку привыкаешь, как и к тому, что ты должен быть постоянно сосредоточен на детях.

Особенно сложно воспитателям в тех группах, где не хватает нянечек. Приходится выкручиваться, не забывая при этом и об интересах малышни.

Воспитатель ижевского детсада № 269 Ольга Бочкарева старается выбирать для работы одежду ярких цветов - так легче привлечь внимание малышей.

- Вот буквально вчера был случай, - делится опытом Альфира Новикова. - В моей группе ребятишкам по 2 годика - только-только в сад пришли. Я пока одних посадила на горшки, другие уже успели намылить руки. Намылили и стоят - ждут. А я говорю: «Ой, а водичка-то спряталась! Давайте искать!». Включаю воду - вода почему-то темная потекла. У меня опять ответ готов: «Водичка рассердилась и покрасилась, теперь надо ждать, пока она перекрасится».

- И так всегда - пока никто не заплакал, надо уметь быстро среагировать: что-нибудь смешное сказать или изобразить. Они тогда рты пораскрывают, про слезы мигом забудут. Какие уж там слезы, если перед тобой Альфира Анасовна - просто театр одного актера! - смеется воспитатель.

Конечно, многое в работе воспитателя зависит от его интуиции, скорости реакции и даже актерских способностей. Но кроме этого в арсенале каждого из них есть свой набор приемов, помогающих организовать деток

- Главное - все делать в игровой форме. Например, в нашей группе живет Мишка. Для нас, взрослых, эта игрушка - обучающий персонаж, а для детей - лучший друг. Когда дети не хотят что-то делать, он обязательно приходит на помощь. Например, идем мыть руки, Мишка раздает всем кусочки разноцветного мыла, а малыши, намыливая ладошки, запоминают его свойства. А потом Мишка «ошибается» и дает им обычные кубики, а дети должны объяснить ему, почему с их помощью нельзя мыть руки, - рассказывает Ольга Геннадьевна.

У детей авторитет теперь - компьютер

А бывает и такое, что детки сами «командуют» воспитателем, отказываясь от одних игр и придумывая другие.

- Я своим ребятишкам как-то театр решила показать, достала ширму, а они решили, что это домик, - рассказывает Альфира Анасовна. - Спрятались туда, потом высовываются и кричат мне «Ку-ку!» Я им в ответ тоже: «Ку-ку! Как тебя зовут?». В общем, вместо театра устроили вечер знакомств.

- Сейчас воспитателя не так ограничивают. Если есть желание и силы, а фантазия работает, можно детям дать очень много, - считает Альфира Анасовна. - Но зато стало сложнее в плане дисциплины. Раньше дети тебе «в рот» смотрели, а сейчас у них другой авторитет - компьютер, телевизор. Иной раз и не знаешь, чем заинтересовать, особенно группу шестилеток. Вот и приходится не отставать от времени - изучать их интересы, знакомиться с современными героями мультфильмов и сериалов.

Если нет призвания, работать не сможешь

Когда спрашиваешь воспитателей, проработавших с дошкольниками по 20-30 лет, откуда у них столько энергии, и где берутся силы для такой сложной работы, те в ответ пожимают плечами.

- Я не представляю себя на другой работе, воспитатель - это мое. Это мой ритм, я все время чем-то занята, все время на бегу. И еще - я очень люблю детей, и когда долго их не вижу, начинаю скучать, - объясняет Ольга Бочкарева. - У нас достаточно длинный отпуск - 48 дней, - так вот, перед отпуском мысли только о том, как же я устала - от деток, от родителей. А проходит месяц - и скорее хочется опять всех увидеть. Мне комфортно с детьми, поэтому работа совершенно не в тягость.

Вопреки распространенному мнению, такие энтузиасты есть и среди молодых воспитателей. Они легко учатся, с удовольствием перенимают опыт старших, просто обожают детей и, кажется, вообще не устают. Одна проблема - с каждым годом таких все меньше.

На некоторых студентов-практикантов смотришь и поражаешься - до чего они к детям равнодушны. Такие сами уходят, может быть, потому что чувствуют свою неуместность. Все-таки если призвания к этому нет, работать в детском саду нереально, - считает Альфира Новикова.

Нянечек заменяют даже заведующие

- Сейчас у нас почти нет проблем с воспитателями, зато не хватает помощников воспитателей, - рассказывает заведующая детским садом № 231 Светлана Фаисовна Дикова. - В нашем саду на 13 рабочих групп всего 5 постоянных нянечек, поэтому их обязанности приходится выполнять самим воспитателям. Проблема не только в том, что работа эта, мягко говоря, не самая высокооплачиваемая. Для того чтобы няне устроиться на работу, ей нужно пройти полный медосмотр, плюс - профессиональную переподготовку. Вот, буквально сегодня я встречалась с молодой мамой, которая желает работать - так она за все вместе отдала почти 6 тысяч рублей. А это практически вся ее будущая месячная зарплата. Денег на прохождение медосмотра вновь поступающих сотрудников в бюджете садика нет, да и на обучение тоже.

В итоге из-за нехватки нянечек, если воспитателю нужно отлучиться из группы, он просто зовет на помощь любого, кто проходит мимо, чтобы тот покараулил детей. Ну а когда нужно накормить малышей или собрать их на прогулку, на место нянечки, бывает, встают и сами заведующие.

Притчей во языцех давно стали и низкие зарплаты самих воспитателей. Пожалуй, первое, что приходит на ум, когда слышишь, что ставка воспитателя - от 6 до 11 тысяч рублей - «Как они умудряются прожить на такую зарплату?».

- Выкручиваемся, конечно, - с улыбкой говорит Ольга Геннадьевна. - Работаем в две смены (с 8 утра до 7 вечера), ведем дополнительные платные занятия для малышей из своего и других детских садов. Знаю, что многие воспитатели подрабатывают по выходным нянями или гувернантками.

Поделки из овощей и шишек нужны ребенку

Хотят того родители или нет, но жизнь семьи и детского сада переплетена очень тесно: папам и мамам то и дело приходится участвовать в мероприятиях в садике, готовить поделки из овощей и шишек. Зачем это нужно детскому саду?

- Это нужно не столько саду, сколько ребенку, - объясняет Ольга Бочкарева. - Вы не представляете, как дети гордятся своими родителями, когда те на глазах у всей группы принимают участие в конкурсах. Например, не так давно мы все вместе играли в театр - сначала актерами были дети, а зрителями - мамы и папы. А потом все поменялись местами.

- У нас был папа, который сначала упирался и очень не хотел даже приходить на утренники, - рассказывает Альфира Новикова. - Но однажды мама все-таки уговорила его принять участие в одном из конкурсов. Так он так разошелся - теперь всегда приходит и веселится на праздниках, как ребенок.

Есть еще одна сторона вопроса. Бывает, что малыши, сами того не желая, рассказывают в группе подробности жизни семьи. Для воспитателей это один из неприятных моментов работы.

- Я на первом же собрании сразу говорю маме и папе: ребенок здесь может рассказать все что угодно, вплоть до подробностей жизни семьи, - рассказывает Альфира Новикова. - Если малыш, например, обмолвился, что мама и папа поругались, и я вижу, что он переживает, то всегда стараюсь ему объяснить, что ничего страшного в этом нет. Но не обращаю на это его внимание.

Должны ли воспитатели вмешиваться в жизнь семьи и давать советы? Альфира Анасовна фамильярность и вмешательство не приветствует, а вот совет дать по-дружески всегда готова.

- Я же многих родителей самих еще малышами воспитывала, - объясняет она. - Ну как они могут со мной держать дистанцию? Все равно и обнимемся при встрече, и поговорим по душам. А есть и такие, кто сам предпочитает соблюдать дистанцию.

- Главное - чтобы родители доверяли воспитателям, тогда и конфликтов не будет, - считает Ольга Бочкарева. - Я, например, своим всегда говорю «Давайте с вами петь в унисон». Все-таки делаем одно и то же дело - воспитываем детей.

 

Хочу сказать спасибо

Ижевчане благодарят любимых воспитательниц…

…за хорошее отношение

- У моей дочери в яслях воспитатель - Надежда Михайловна Шангараева, человек замечательный и бесконечно душевный, - говорит ижевчанка Марина Соловьева. - Она работает в группе одна, но, несмотря на это, все детки окружены вниманием. Моя дочь сразу начала много и хорошо говорить, знает множество сказок, стихов, песен. Кроме того, Надежда Михайловна всегда шла навстречу в сложных ситуациях. Мы бесконечно благодарны ей за отношение к нашей дочери и нашей семье!

 

…за терпение

- Когда я ходила в садик, у нас была прекрасная воспитательница Светлана Анатольевна, - вспоминает Екатерина Шабалина. - В детстве я не любила изюм, потому что мне казалось, что это тараканы. А каждое утро на завтрак в садике нам давали булочки с изюмом. И моя воспитательница садилась рядом со мной и выковыривала изюм из булочек, чтобы я поела.

 

…за сопереживание

- А у меня были воспитательницы Марина Рудольфовна и Светлана Геннадьевна, обе очень хорошие, - говорит Альбина Мухаметзянова. - Однажды мальчишки играли и кидали друг другу деревянные кубики, и мне случайно попало прямо в глаз. Марина Рудольфовна тут же приложила холодную примочку, но все же фингала мне было не избежать. Когда мама пришла меня забирать, Марина Рудольфовна с очень виноватыми глазами подошла и объяснила ситуацию. Ей было так жалко меня и стыдно за мальчиков… Но моя мама не стала их ругать, это же дети, тем более что кинули они в меня не специально.

 

…за объятия

- Мои воспитательницы Антонина Петровна и Елена Владимировна были как инь и ян, - вспоминает Настя Стерхова. - Я полдня ждала, пока закончится смена у одной и придет добрая Антонина Петровна. Ради нее и стихи учила, и в спектаклях участвовала. Очень веселая и энергичная женщина, она умела к каждому найти подход. Особенно мне запомнился ее ритуал - каждое утро встречать нас на пороге группы и обнимать.

 

… и за то, что не ругали!

- До сих пор помню своих воспитателей Надежду Шамиевну и Татьяну Николаевну! - говорит Екатерина Князева. - Они были самые лучшие, всегда относились к нам хорошо. Не помню такого, чтобы ругали. Было даже такое, что вместо мамы, пока она работала, приводили меня домой. У меня остались о них самые хорошие воспоминания.

  

 

Уважаемые читатели! А вы помните своих воспитателей в детском саду? Поделитесь своими воспоминаниями с нашей редакцией на сайте izhlife.ru по электронной почте red@mgcentr.ru или по телефону 94-50-05