ABS и все-все-все. Что нужно знать об электронных системах авто?

Автор: | | Комментариев: 0 | Просмотров: 3245

Автоэксперт Андрей Зисман о том, для чего машине нужны ABS и ESP и как новичку с ними справиться

Электронные системы автомобиля, разработанные и внедренные за последние 40 лет и ставшие уже такими привычными, не только повысили безопасность вождения. Присутствие «помощников», готовых моментально отреагировать на сложную ситуацию, резко снизило планку требований к мастерству вождения. Конечно, без систем активной безопасности нам уже никак, но не стоит забывать: если они сработали, значит, что-то пошло не так.

ABS и компания

Сейчас сложно встретить новый автомобиль, необорудованный антиблокировочной системой тормозов ABS. Разработанная почти полвека назад, она позволяет машине маневрировать во время торможения, с высокой частотой разлблокируя колеса. Вопреки расхожему мнению, ABS была создана отнюдь не для уменьшения тормозного пути. Наоборот: при определенных условиях длина тормозного пути с АБС выше, чем без нее.

Помимо этого ABS является технической базой для букета различных систем активной безопасности автомобиля появившихся значительно позже.

ESP (Electronic stability program) – самая известная и распространенная опция, удерживающая машину от сноса и заноса. Оценивая скорость, положение руля и боковое ускорение притормаживает нужное колесо и выравнивает машину.

ASC (Anti-skid control) – противобуксовочная система, которая эмулирует блокировку дифференциала, кратковременно притормаживая проскальзывающее колесо и заставляя таким образом вращаться второе колесо ведущей оси.

BAS (Brake assist system) – «брэйк-ассист». Тормозной помощник, «додавливающий» педаль тормоза при экстренном торможении, практически намертво блокирующий колеса и сокращающий тормозной путь. Человек с такой силой давить на тормоз не в состоянии!

EBD (Eltectronic Brake Distribution) – система распределения тормозных усилий между передней и задней осью. Заменяет известный по ВАЗовским моделям вечно текущий «колдун». Проблема заключалась в том, что при повышении нагрузки на заднюю ось задние колеса «перетормаживали», что приводило к заносу при торможении в поворотах. В начале 90-х от проблемного узла избавились. 

Система контроля давления в шинах появилась недавно, основана на компьютерной обработке сигналов с датчиков вращения колес – части ABS, по результатам которой информирует водителя о понижении давления в шинах.

«Горе от ума»

Отметим, что ни ABS, ни «завязанные» на ней системы не являются панацеей от водительских бед и не отменяют законы физики! Но знание принципов их работы поможет пользоваться ими с наибольшей эффективностью. Начнем с того, что основным требованием для корректной работы ABS является сцепление шин с дорогой. ABS не спасет вас зимой на летней резине!

Наиболее проблемным покрытием для антиблокировочной системы являются различные варианты «гребенки». Это может быть уложенный мелкими волнами асфальт или мелкие ледяные бугорки, но суть в том, что подпрыгивая на этих неровностях, колеса теряют сцепление с дорогой, ABS «не понимает», что происходит, и работает некорректно. Выход один: заранее снижать скорость и плавно тормозить на проблемном участке.

И еще. Для максимального эффекта от работы противобуксовочной системы и систем стабилизации нужно обязательно понижать обороты двигателя. Регулирование тяги зависит от настроек программмного обеспечения, а оно - отличается не только в зависимости от марок и моделей, но даже и комплектаций и обновлений программы. Увы, но в процесс управления машиной контроль тяги вмешивается постоянно, поэтому нужно быть готовым к тому, что, например, после входа в резкий поворот электроника не даст развить требуемую мощность мотора. Или не позволит пробуксовывать колесам при въезде на скользкую горку. Однако практически на всех машинах, оборудованных контролем тяги, есть волшебная кнопочка, отключающая эту систему на страх и риск водителя.

Без резких движений!

Водители часто задаются вопросом, как быть, если сработали системы стабилизации? Если вы опытный водитель, прошли курсы экстремального вождения, вылавливали из заносов лифтованную «девятку», ручником доворачивали «Гольф» в повороте и перепрыгивали открытый люк на Пушкинской, то при срабатывании системы стабилизации забудьте обо всем этом. Навыки нужно было применить до того как электроника посчитала процесс неконтролируемым и вмешалась в управление. Не делая резких движений, вращайте руль в сторону желаемого направления движения, ни в коем случае не выжимайте сцепление и не используйте ни рабочий, ни стояночный тормоз. Аккуратно и несильно нажимайте на газ либо полностью отпустите педаль: система стабилизации сама может управлять двигателем.

И помните, если ABS или система стабилизации сработали, значит, вы уже допустили ошибку в вождении.

Кстати!

Автомобили для ижевчан стали еще доступнее. Теперь жители города могут купить машину в кредит, и при этом – не оформлять обязательное и недешевое КАСКО. Ставка – от 11% годовых, срок – до 60 месяцев. Новое предложение от Ижкомбанка действует как на новые, так и подержанные автомобили. Все, что нужно для того, чтобы воспользоваться им, это первоначальный взнос от 20%, стабильный доход, возраст от 21 до 60 лет. К слову, если дохода для получения необходимой суммы не хватает, есть возможность привлечь созаемщика. А погасить кредит можно досрочно. Дополнительные расходы - расходы, связанные с оформлением залога приобретаемого автомобиля.

АКБ «Ижкомбанк» (ПАО). Лицензия ЦБ РФ №646. 426076, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ленина, 30, т. (3412) 91-91-00, www.izhcombank.ru. Реклама. Указанные условия действительны до опубликования новой информации.


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
    Социальные комментарии Cackle
    Подпишись и получай
    главные события дня на почту
    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

    С нас короткое письмо - каждый вечер
    Спасибо, я уже подписался
    Система Orphus