Коробка-автомат: можно ли тормозить двигателем и буксировать - отвечаем на вопросы ижевчан

Автор: | | Комментариев: 0 | Просмотров: 1705

13 секретов долгой и счастливой жизни одного из самых дорогих агрегатов автомобиля.

Для начала — немного терминологии. Агрегат, который мы называем «автоматической коробкой» имеет три, а точнее — четыре принципиально разные конструкции, которые объединяет лишь то, что водителю не требуется переключать скорости для движения вперед:

1) гидроавтомат — классическая АКПП, которая ставится на подавляющее большинство машин;

2) вариатор — бесступенчатый «автомат», он же CVT;

3) «робот» — обычная механическая КПП с приводами сцепления и переключения передач;

4) DSG/PowerShift — тот же «робот», но по сути объединяющий в себе две механические коробки с одним (на самом деле, двумя, один в другом) входным валом, далее будем называть его DSG. Особенности каждого из этих видов рассматривать в этой статье не будем.

Наш автоэксперт Андрей Зисман, директор магазина «Drive», ответил на вопросы наших читателей.

1. Стоит ли на светофорах переключать коробку на «паркинг» или «нейтраль» с целью сберечь ресурс «автомата» или сэкономить бензин?

Можно, но смысла в этом нет. На вариаторе никакой экономии не будет, на «роботах» имеет смысл с целью экономии ресурса привода сцепления, на некоторых современных гидроавтоматах коробка сама включает «нейтраль», водитель этого не замечает, на остальных экономия настолько незначительна, что не будет заметна на общем фоне.

Переключаться в Parking до полной остановки машины категорически нельзя на любых «автоматах»
Переключаться в Parking до полной остановки машины категорически нельзя на любых «автоматах» Фото: Сергей Грачев

2. Можно ли переключать в Parking до полной остановки авто?

КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕТ на всех типах коробок. Ломается блокиратор выходного вала, который удерживает автомобиль в неподвижном состоянии в режиме P.

3. Можно ли переключать в движении режим с D на N и обратно?

Да, можно, на состоянии коробки не отразится, хотя большого смысла в этом нет. Кроме того, из D можно на ходу переключаться режимы 3, 2, L, S и обратно, а также в режим ручного выбора передач.

4. Нужно ли использовать стояночный тормоз на автомобилях с АКПП?

Да, нужно и я настаиваю на его использовании, хотя многие владельцы автомобилей с автоматами этого не делают. Результат — закисшие тросы «ручника», свернутые и туго отключаемые блокираторы выходного вала, износ опор силового агрегата, порванный трос селектора или сбитая его регулировка.

5. Вреден ли для АКПП старт с повышенных оборотов?

Иногда водители для резкого старта удерживают тормоз левой ногой, одновременно увеличивают обороты педалью газа, а затем отпускают тормоз. Подобный стиль на гидроавтоматах вреден, если злоупотреблять этим режимом в жару. На «роботах» и DSG — да, вреден, сцепление изнашиваются значительно быстрее. На вариаторах лучше не практиковать вообще.

6. Можно ли тормозить двигателем?

Можно и нужно.

7. Можно ли буксировать авто с АКПП и в каком режиме?

Только в крайнем случае. Читаем инструкцию по эксплуатации. Как правило, буксировка допускается на расстояние до 50 км и со скоростью до 50 км/час. Это относится к гидроавтоматам. По вариаторам — ограничения жестче, некоторые модели буксировать нельзя вообще, только эвакуатор. По «роботам» ограничений нет.

8. Нужно ли менять жидкость в АКПП и как часто?

В гидроавтоматах и вариаторах жидкость (ATF и CVT Fluid) меняется первый раз при пробеге 60-70 тысяч км при нормальных условиях эксплуатации, можно без замены фильтра. В дальнейшем замена производится каждые 40 тысяч км с фильтром. В «роботах» и DSG применяются масла для механических КПП (как правило, GL4/5 SAE 75W-90), меняются раз в 150-200 тысяч км.

Рекомендуем не следовать современным инструкциям некоторых производителей автомобилей, вообще не регламентирующих замену ATF!

9. Сколько ATF заливается в гидроавтомат?

Зависит не только от модели автомобиля и коробки, но и от метода замены. Менять жидкость можно тремя способами: сливом (сколько вылилось из картера — столько и залили, в среднем 3-5 литров); частичной заменой (слили — залили, еще раз слили — залили, меняется 75% ATF, 5-10 литров); и методом вытеснения на специальном оборудовании (меняется 100%, 7-15 литров)

10. Какую жидкость применять для замены?

Смотрите допуски и тип жидкости по инструкции к автомобилю, а для Mercedes и VAG — по оригинальным каталогам по VIN-коду. Оригинальные жидкости имеет смысл применять далеко не всегда: в большинстве случаев существуют высококачественные продукты ведущих производителей масел.

11. Можно ли вытягивать застрявшие автомобили машинами с автоматическими коробками, буксировать прицепы?

На гидроавтоматах допускаются любые действия. Очень нежелательно буксировать прицепы машинами с вариатором: приведет к раннему износу ремня (основной элемент вариатора). На «роботах» — можно буксировать, но крайне аккуратно вытягивать застрявших товарищей, можно сжечь сцепление. Смотрим инструкцию по эксплуатации автомобиля. В любом случае, во всем хорош здравый смысл, небольшое кратковременное превышение штатной нагрузки никак не отразится на состоянии коробки.

12. Насколько вредно для автомобилей с АКПП «ползти в пробках»?

Действительно, в условиях ижевских пробок режим движения «полминуты стоим — два метра едем» вполне обычен. Однако если для гидроавтоматов и вариаторов подобное передвижение абсолютно нормально и никак не влияет на их техническое состояние, то для автомобилей с обоими типами «роботов» оно болезненно отражается на износе сцепления.

Еще одна часто встречающаяся ситуация сродни описанному — удержание автомобиля на наклонной поверхности газом, без нажатия на тормоз. Гидроавтоматы и большинство вариаторов (кроме Audi и Honda) справляются с этой задачей играючи; на роботизированных механиках и DSG подобные фокусы категорически запрещены.

13. Можно ли на машинах с АКПП «раскачать» застрявший автомобиль?

Да, можно. Единственный безопасный способ для любых типов коробок следующий. Естественно, колеса не должны впустую «шлифовать» без какого-либо намека на движение — в этом случае сразу зовите помощь. Если же автомобиль хоть немного двигается, то раскачивать его необходимо точно так же, как и машины с «механикой», но фиксируя автомобиль в крайних точках тормозом. Выглядит это так: включили R — газ — машина сдвинулась назад — нажали тормоз — переключили на D — газ — машина сдвинулась вперед — нажали тормоз — переключили на R… и так далее до победного конца или провала всей операции. Семь секретов, как выехать из снежного плена.


ПОДЕЛИТЬСЯ

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:
1
Социальные комментарии Cackle
Подпишись и получай
главные события дня на почту
ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ IZHLIFE:

С нас короткое письмо - каждый вечер
Спасибо, я уже подписался
Система Orphus