Top.Mail.Ru
8 ноября 2016 17:37
Автомобили

Какой аккумулятор купить – 8 советов для ижевчан

О правилах выбора рассказал наш автоэксперт Андрей Зисман.

Сергей Грачев
Сергей Грачев

Когда аккумулятор пора менять:

  • Батарея прослужила 5 лет и более - для нашего климата это средний срок службы.
  • Еще не холодно, но при запуске аккумулятор плохо «крутит» двигатель.
  • Батарея не реагирует на зарядку, заряжается слишком быстро или быстро разряжается.

Можно пойти по самому простому пути и купить новый аккумулятор, идентичный по своим параметрам старому, но в некоторых случаях это не лучший выбор. Например, в «Тойоте» RAV4 второго поколения производитель использовал аккумулятор емкостью 40 ампер-часов, что мало для двухлитрового двигателя. Или владельцы автомобилей «Киа» и «Хёнде», подбирая аккумулятор по характеристикам оригинального, рискуют получить батарею, которую просто невозможно будет закрепить.

По этой же причине купить аккумулятор у дилера — не всегда оптимальный способ. Так, например, один известный японский бренд рекомендует батарею одной и той же емкости для 2-х и 5-литрового двигателей.

1. Емкость аккумулятора не так важна, как...

У аккумулятора есть два основных «электрических» параметра: емкость (измеряется в ампер-часах, Ah) и пусковой ток (измеряется в амперах, A). Водители, как правило, смотрят на первый, хотя второе значение даже более важно.

Оно определяет тот крутящий момент, с которым стартер будет вращать коленвал, преодолевая сопротивление загустевшего масла. Это особенно критично для дизельных двигателей, но также играет существенную роль в запуске бензиновых моторов. Чем выше оба показателя, тем лучше.


Но большие показатели — большие размеры. Несмотря на прогресс, емкость аккумулятора все еще напрямую зависит от его физических размеров, так что для более крупной батареи может просто не оказаться места… И не хватить кошелька.

2. От даты изготовления зависит срок службы

Со временем характеристики аккумуляторов падают, поэтому очень рекомендую посмотреть дату производства изделия и не покупать аккумуляторы старше одного года. Дата производства не указана в явном виде и, как правило, зашифрована в виде цифрового кода. Каждый производитель использует свои обозначения, поэтому лучше воспользоваться поиском в Интернете для выяснения даты производства конкретной батареи. То, что аккумуляторы «только со склада» — не аргумент, портятся они не только будучи установленными на автомобиль, срок жизни батареи начинается с момента ее выхода с конвейера завода.


Производители «шифруют» дату производства. Например, на аккумуляторах фирмы Exide («Эксайд») это значок 6Е. 6 – означает 2016 год, а Е – сентябрь Фото: Сергей Грачев

3. В размерах главное - длина

Измерьте длину площадки для установки или ниши аккумулятора. Новая батарея не должна превышать это значение. Именно от длины в основном зависит емкость аккумулятора, так как высота и ширина, чаще всего, стандартны. Аккумуляторы на большинство современных автомобилей имеют ширину 175 мм, высоту 190 мм (основная часть машин) или 175 мм (в основном Форды). Высота меряется не по клеммам, а по самой высокой точке пластикового корпуса.

Исключения: «Хонды», некоторые праворукие японцы и «Матизы». Их аккумуляторы выбиваются из стандартов. Также «нестандартные» аккумуляторы иногда оборудуются тонкими клеммами (примерно 12 мм, стандартные — 18 - 19 мм).

Андрей Зисман
автоэксперт, директор магазина «Драйв»:
«Резкий подъем спроса на аккумуляторы традиционно приходится на первые серьезные холода, которые случаются в нашем климате в середине ноября. Первый ощутимый рывок происходит в -15, второй — в -25. Оставшиеся «батарейки» скупают счастливые обладатели автомобилей, которые «сдались» в -30»

4. Прямая или обратная полярность

Полярность аккумулятора — крайне важный параметр. Он обозначает стороны расположения плюсовой и минусовой клемм на корпусе. Для определения полярности расположите аккумулятор клеммами к себе и посмотрите, с какой стороны находится каждая из клемм. Слева направо, как мы читаем: плюс-минус — прямая полярность; минус-плюс — обратная.

На большинстве современных машин аккумуляторы имеют обратную полярность, однако исключений достаточно: весь российский автопром, легковые «Лексусы», «СанЁнг»… Аккумулятор противоположной полярности ставить не стоит, а во многих случаях это сделать не получится: не хватит длины проводов.

5. «Европейские» или «азиатские» клеммы

«Европейские» расположены в углублениях по углам аккумулятора и не выступают над корпусом; «азиатские», наоборот, возвышаются над верхней крышкой аккумулятора. На европейские автомобили крайне не рекомендуется ставить аккумуляторы с азиатскими клеммами, так как общая высота батареи получается больше и может не дать закрыться крышке аккумуляторного отсека, капоту; и даже стать причиной замыкания или повреждения других элементов. Аккумуляторы с европейскими клеммами практически всегда нормально встают на «японцев» и «корейцев».

6. Есть ли выступ под крепление?

Аккумуляторы имеют два варианта крепления: поперечная планка сверху (практически все «японцы») и продольная планка снизу. Если батарея в вашей машине удерживается планкой снизу, убедитесь, что новый аккумулятор имеет соответствующий выступ на корпусе. Особое внимание стоит обратить владельцам автомобилей «Киа» и «Хёндэ».

Андрей Зисман
автоэксперт, директор магазина «Драйв»
«Автомобильные аккумуляторы категорически не любят полного разряда. Старайтесь всеми силами не сажать аккумулятор «в ноль»: есть вполне реальная вероятность, что после этого он не оживет»

7. Если два аккумулятора…

Если в вашей машине два аккумулятора, то менять их нужно только парами. Также обратите внимание, что парные аккумуляторы бывают как одной, так и разных полярностей.

8. Для системы «Старт-стоп» нужен специальный аккумулятор

Если ваша машина оснащена системой «Старт-стоп», то для нее, как правило, требуется аккумулятор специальной серии. Обратите на это внимание!

Также информация для владельцев BMW 2004 года и младше: очень вероятно, вам потребуется аккумулятор той же емкости, что и предыдущий; иначе придется вносить изменения в настройки электронного блока управления автомобиля.

Есть вопрос: Стоит ли ставить гелевые аккумуляторы?

Ориентируясь на климатические условия Ижевска советую использовать гелиевые АКБ только в тех случаях, когда это рекомендовано производителем автомобиля (например, для системы «Старт-стоп» на «Ауди»). В остальном обычные кислотные аккумуляторы при должном обслуживании вполне справляются со своими задачами.

Принцип действия гелевого аккумулятора идентичен кислотному, разница лишь в электролите. В гелевых аккумуляторах в электролит добавлены химические элементы, которые обеспечивают ему состояние геля. То есть электролит находится в желеобразном состоянии.

Положительными отличиями являются долгий срок службы (до 10 лет), низкий саморазряд при долгом простое (20-30% за год). Отрицательными - гелевый электролит не любит очень низких температур, такие аккумуляторы очень боятся короткого замыкания (даже кратковременного) и требуют аккуратности при обращении с ними, установке.